Выставка "Чувство ритма". Как через искусство чувствовать ритм любой жизненной ситуации

Фото Газиза Садыкова
Фото Газиза Садыкова

Informburo.kz вместе с Альфа-Банком учится правильно чувствовать ритм любой жизненной ситуации. Помогает в этом современное искусство.

В Государственном музее искусств имени Кастеева с 15 по 28 октября проходит необычная концептуальная выставка дизайна и современного искусства – "Чувство ритма", которую организовали Альфа-Банк и дизайн-студия Étage.

Во всех выставленных работах исследуется один феномен – ритм.

Инсталляция "Сердце", Юлия Левицкая, Диас Шибанов, Эльдар Шибанов / Фото Газиза Садыкова

"В этом году Альфа-Банк запустил своё позиционирование "Для влюблённых в жизнь". В рамках нашего позиционирования мы запустили несколько интересных проектов, в том числе и данную выставку. Этой задумкой мы решили не только поддержать творчество и искусство Казахстана, но и призвать всех к тому, чтобы люди занимались тем, что им нравится и получали от этого большое удовольствие", – сказала Айгуль Сапралиева, директор департамента бренда и коммуникации в Альфа-Банке.  

Айгуль Сапралиева, директор департамента бренда и коммуникации в Альфа-Банке
"Знаки солнца", Адиль Аубекеров / Фото Газиза Садыкова

Уникальность идеи выставки в том, что ритм авторы показывают и дают почувствовать с помощью архитектуры, музыки, живописи, видео и фотографии. В ней приняли участие молодые казахстанские и международные художники, архитекторы и дизайнеры. Как можно воплотить ритм в постерах и инсталляциях? 

Выставка выстроена вокруг пяти основных тем: "Преобразование", "Прикосновения", "Ритмическая геометрия", "Ритмы поколения", "Ритмы степи". 

Прибытие – ритм пустоты и присутствия

Внимание гостей выставки в первую очередь привлекает архитектурная композиция, сделанная из бетонных блоков и частей заброшенной алматинской остановки советского периода. А вверху – чаши с растениями и для сбора влаги или гнёзда, приглашающие птиц. Внизу – универсальный войлок, который даст отдых любому страннику. Ритм пустоты и присутствия, предвкушения и пространства, преобразования. Каждый почувствует по-своему.

"Прибытие", Асель Есжанова и Чингиз Батырбеков / Фото Газиза Садыкова

В пику заполняющим информационное пространство красивым картинкам новой архитектуры – небоскрёбы, стеклянные фасады и широкомасштабные комплексы – архитекторы-урбанисты Асель Есжанова и Чингиз Батырбеков противопоставляют новому старое.

"Люди подхватывают убедительный статус новых проектов и легко расстаются со старой архитектурой, потому что верят, что красиво только новое. Что всё лучшее – новому. Старое – неудобное и неугодное, подлежащее забвению. Мы пробуем пересобрать архитектуру", – объясняют архитекторы.

Функцию остановки авторы тоже пересмотрели. Если раньше это был пункт ожидания автобусов, то теперь – пункт наблюдения за природой для случайного путника. После выставления архитекторы планируют установить объект в дикой природе вне дорог, в надежде, что он станет убежищем для перелётных птиц или для заблудших животных, основой для пчелиных сот. Начальным этапом путешествия объекта станет Чарын.

Вне городской среды существуют только трансформация и переходы, верят авторы, там нет скорости и есть бесстрашие перед забвением.

В течение года архитекторы планируют возвращаться к тому, что раньше было советской остановкой и фиксировать неожиданные изменения: рост случайной травы в чашах из самана,
плетение паутинных сетей.

Архитекторы будут наблюдать процессы поглощения природой объекта, стремясь вернуть себе мужество смотреть на ритмы жизни и останавливаться в этом.

Sterile Hotel – уединение и прикосновение

Для выставки "Чувство ритма" тандем художников Berkin & Mika создали мультимедийную видеоинсталляцию Sterile Hotel, в которой изобразили природу в разных её проявлениях. Инсталляция представляет собой комнату с массой цветов, ароматов и видеорядом на стенах. В этом небольшом пространстве зритель может уединиться, при этом полностью погрузившись в необъятное пространство своих фантазий, ассоциаций, реакций.

Sterile Hotel, Berkin & Mika / Фото Газиза Садыкова

Художники стремятся вызвать противоречивые чувства, игнорируя стереотипы красоты и переплетая темы наслаждения, отвращения, влечения, раздражения, любви, страха и любопытства.

У наблюдателей возникает определённый конфликт между тем, что они видят, и тем, что они чувствуют.

Ритмическая геометрия – ритм, уловимый для зрения

Выразительные работы Адиля Аубекерова завораживают разнообразием деталей и сложными образами, источником которых является интерес художника к визуальной культуре казахских кочевников, биологии и анимализму.

"Повелитель ветра", Адиль Аубекеров / Фото Газиза Садыкова

Петроглифы эпохи палеолита, скифский зверинец, фантазийные существа, которые, возможно, когда-то населяли дно океана Тетис-произведения Аубекерова являются эпическим графическим отражением разнообразия культурного кода Среднеазиатского региона.

Следуя заданному Адилем ритму, линия плавно перетекает из картины в картину, создавая особое энергетическое поле, а автор совершает воображаемое путешествие во времени, как будто наблюдая за рождением стран и культур, сменой цивилизаций, стилей и направлений – от наскальных рисунков до современных граффити.

Ритмы поколения – воспоминания, прозрения, судьба

Инсталляция "41 qūmalaq" – это гигантская проекция воспоминания из детства художницы Айи Шалкар. Ритмичный математический вальс блестящих речных камушков и бобов – древний способ гадания кочевников, испокон веков передаётся из поколения в поколение, раскрывая ответы на заветные вопросы.

"41 qūmalaq", Studio Oneki и Aya Shalkar / Фото Газиза Садыкова

Инсталляция – это старенький телевизор, на котором руки молодой девушки раскладывают фасолинки, на её пальцах перстень, который много раз передавался в семье из поколения в поколение. Слышен звук раскладываемых камушков, ритм судьбы. Перед телевизором – пространство с белой тканью и яркими большими камнями. Посмотрев в них, можно увидеть, что отражение смотрящего искажается – это символизирует недопонимание себя и своих корней, своих предков, которое можно преодолеть.

В век вопросов без ответов и неуверенности в будущем поиск направления стал неотъемлемой частью жизни молодых людей. "41 qūmalaq" – это визуально-сенсорное эссе о поиске себя в аритмии сегодняшнего мира.

Ритмы степи – танец красоты, силы и уязвимости

Этот видео- и фотопроект создан в сотрудничестве дизайн-студии Étage и музыкального коллектива The Buhars. Он посвящён исследованию состояния и ритма степи. В качестве
главного героя был приглашён хореограф и танцор современного танца Николай Багдасарян, а основной локацией для погружения в историю было выбрано плато Устюрт в Мангыстауской области – дно бывшего океана Тетис.

В проект заложена идея красоты и силы тела человека и природы, идея сохранения экологии древнего места, спасение его от современной застройки.

Перекрёстки, постеры – ритмы движения дорог и шрифтов

На выставке представлены оригинальные и неожиданные прочтения понятия "ритм". В проекте "Без названия" Нуртас Сисекенов использует алгоритмы поисковой системы Google и её влияние на создание ценности того или иного явления. Видео создано в технике "гиперлапс" – художник смонтировал 12 тысяч снимков, сделанных в программе Google Earth, сфокусировав каждый снимок на центральном элементе – перекрёстках в разных городах Казахстана. 

Чередование линий тысяч перекрёстков создаёт уникальный ритм каждого города. Скорость смены кадров неслучайна, она связана с количеством запросов в Google по ключевым словам, связанным с городом. Чем больше запросов – тем выше скорость смены кадров. 

Выставка также включает первую в современной истории Казахстана экспозицию шрифтового плаката – работы, в которых графические дизайнеры исследуют ритм, динамику, движение и пространство. 

Куратор "выставки в выставке" "Плакат без границ" – Жанар Серикпаева. Ритм – основополагающий элемент типографики, в ней негативное и позитивное пространство между буквами, словами и строками существует в ритме чёрного и белого.

Выставка представляет редкую селекцию работ международных дизайнеров – как начинающих, так и известных мастеров своего дела.

Организатор выставки Мария Мун рассказала, что основной задачей было определить ритм, поймать его в разных проявлениях: "Жизнь циклична, и нас повсюду преследует ритм. Создавая данную выставку, мы полностью переосмыслили взаимосвязи разных структур и участников общества друг с другом. В итоге мы пришли к выводу, что даже банк и сфера искусства могут не только гармонично существовать вместе, но и помогать развиваться друг другу".

Мария Мун, организатор выставки 

Кураторами выставки выступили Жанар Серикпаева и Сомерсет Карин, партнеры дизайн-студии Étage.

Каждый объект на выставке задаёт свой неповторимый ритм, дарит зрителям особый творческий импульс. 

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Новости партнеров