Прямой эфир Новости спорта

С Ертаевым по новому уголовному делу подсудимым проходит зерновой олигарх Нурлан Тлеубаев

Жомарта Ертаева обвинили в организации хищения чужого имущества путём обмана или злоупотребления доверием.

В Алмалинском районном суде Алматы начали рассматривать новое уголовное дело в отношении банкира Жомарта Ертаева. Судья Каинжамал Бухбанова запретила журналистам публиковать показания свидетелей.

Кто проходит по делу. На скамье подсудимых пять человек. Первый – банкир Жомарт Ертаев. Его обвинили в организации хищения чужого имущества путём обмана или злоупотребления доверием в особо крупном размере. Отметим, что по предыдущему уголовному делу по хищениям 144 млрд тенге, где проходит также Жомарт Ертаев, приговор ещё не вынесен, судья находится в совещательной комнате.

Второй подсудимый Нурлан Тлеубаев. Он был акционером ликвидированных "Казинвестбанка" и Delta Bank, владел ТОО "Корпорация "АПК-Инвест", 50% акций АО "Зерновая страховая компания", мажоритарной долей в ТОО "Холдинг "Алиби".


Нурлан Тлеубаев, бизнесмен из списка Forbes

Нурлан Тлеубаев, бизнесмен из списка Forbes


В 2016 году Нурлан Тлеубаев был на 35-м месте 50 самых влиятельных бизнесменов и на 22-м месте 50 богатейших бизнесменов страны рейтинга Forbes Kazakhstan. Его обвинили также в организации хищения чужого имущества путём обмана или злоупотребления доверием в особо крупном размере, а также по статье "Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, государственных знаков почтовой оплаты, государственных наград, совершённые неоднократно или группой лиц по предварительному сговору". Он находится под стражей.

Следующим подсудимым проходит Алимжан Тлеубаев. Он был генеральным директором ТОО "Алиби", которое занималось продажей и покупкой зерна, а также был директором ТОО "Центральноазиатская сахарная корпорация", согласно открытым данным. Его обвинили в мошенничестве в особо крупном размере. Мера пресечения – залог.

Читайте также:

Также по делу проходят Акан Султанов, обвинённый в вымогательстве, Серик Атабай и Оксана Шестакова, подозреваемые в мошенничестве в особо крупном размере и в подделке, изготовлении или сбыте поддельных документов, штампов, печатей, бланков, государственных знаков почтовой оплаты, государственных наград, совершённые неоднократно или группой лиц по предварительному сговору.

Потерпевшими по делу проходят Bank RBK, ТОО "Специальная финансовая компания DSFK (ДСФК)", Евразийский банк и ликвидированный Qazaq Banki.

Судья запретила журналистам публиковать показания свидетелей. Судебный процесс проходит в открытом режиме. Однако до начала заседания секретарь судьи Каинжамал Бухбановой попыталась у корреспондента informburo.kz Серикжана Маулетбая отобрать подписку "об обязательстве не разглашать сведения по делу на просторах телевидения и интернета". На самих слушаниях судья ввела ограничения и запретила до окончания судебного следствия публиковать показания свидетелей.

"Суд разъясняет представителям СМИ, что в соответствии со статьёй 370 УПК РК, где указано, что допрошенные свидетели остаются в зале и не могут покинуть его до окончания судебного следствия без разрешения суда и согласия сторон. Эта норма предусматривает, чтобы допрошенные свидетели не общались с ещё не допрошенными, поэтому суд разъяснял в самом начале процесса представителям СМИ, что вы не имеете право опубликовывать показания допрошенных свидетелей", – сказала Каинжамал Бухбанова.

Подсудимые попросили суд провести закрытое заседание.

"Атабай, Ертаев, Нурлан Тлеубаев ходатайствуют не разрешать участие СМИ до вынесения приговора, так как в ходе судебного процесса будет рассматриваться информация, относящаяся к банковской тайне", – заявил Жомарт Ертаев.

Практически все потерпевшие банки попросили суд поддержать ходатайство Жомарта Ертаева.

"Полностью поддерживаю, потому как будет затрагиваться банковская тайна банка, а также коммерческая тайна ТОО "ДСФК", – сказал представитель DSFK Андрей Мун.

Государственный обвинитель Азамат Курманов также попросил судью ограничить журналистов в публикациях материалов с открытого судебного заседания.

"Поддерживаем ходатайство подсудимого Ертаева, а также, как вы разъяснили в начале судебного процесса представителям СМИ о том, что нельзя разглашать показания свидетелей до завершения судебного заседания. Потому что по делу есть очень большое количество свидетелей, которые будут допрошены в рамках данного уголовного дела, и они же будут владеть информацией. Однако представитель СМИ, как я понял, не желает понимать данных обстоятельств, в этой связи мы поддерживаем заявленное ходатайство подсудимого Ертаева, Тулебаева, Атабаева и представителей банка об ограничении СМИ в публикациях данного судебного заседания", – пояснил позицию прокурор.

Судья Каинжамал Бухбанова заявила, что судебное заседание открытое, но запретила вести аудио, видеозапись, а также делать фото. Слушания перенесли на другой день из-за занятости адвоката Ертаева и для ознакомления с материалами дела представителя одного из сторон.

Читайте также: Судья отказал журналистам в присутствии на онлайн-заседании по делу Жомарта Ертаева

Комментарий суда. Пресс-служба Алмалинского районного суда Алматы на странице репортёра informburo.kz Серикжана Маулетбая в Facebook объяснила, почему судья Каинжамал Бухбанова ввела ограничения для журналистов.

"В соответствии с положениями части 1 статьи 370 УПК свидетели допрашиваются порознь и в отсутствие ещё не допрошенных свидетелей. Поэтому показания допрошенных свидетелей нельзя публиковать до того времени, когда будут допрошены все свидетели. По этой причине председательствующий судья попросил вас и представителей СМИ не публиковать показания свидетелей", – сказано в ответе Алмалинского районного суда.

Отметим, что на судебном заседании по другому уголовному делу, которое прошло после данного заседания, судья Каинжамал Бухбанова не ограничила журналистов в публикациях показаний свидетелей.


Судья Каинжамал Бухбанова на оглашении приговора в 2015 году

Судья Каинжамал Бухбанова на оглашении приговора в 2015 году


Пояснения правозащитников. Редакция informburo.kz попросила адвокатов оценить действия Каинжамал Бухбановой, которая запретила журналистам публиковать показания свидетелей.

Все ограничения гласности судебного заседания указаны в статье 29 УПК РК.

Разбирательство уголовных дел во всех судах и судебных инстанциях происходит открыто.

Ограничение гласности судебного разбирательства допускается лишь, когда это противоречит интересам охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному постановлению суда по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также в случаях, когда этого требуют интересы безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц, а также членов их семей или близких родственников. В закрытом судебном заседании рассматриваются также разрешаемые следственным судьей жалобы на действия (бездействие) и решения органа, осуществляющего уголовное преследование.

"Подобные ограничения могут допускаться только в тех случаях, когда рассматривается дело о государственной тайне. В статье 29 УПК РК дан конкретный перечень обстоятельств, при наличии которых может дело проводиться в закрытом судебном разбирательстве. В остальных случаях допускается публика, в том числе СМИ. На то и установлена гласность судебного разбирательства. Если мы обратимся к Международному пакту о гражданских и политических правах, там написано, что печать и публика допускается на судебные заседания. Ни одно из обстоятельств, указанных в статье 29 УПК РК, о которых говорит судья Бухбанова, не попадает", – пояснила кандидат юридических наук, академический профессор, известный адвокат, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РК Гульнар Сулейменова.

Также есть норма в законодательстве о том, что свидетели несут уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

"Все свидетели, допрошенные в рамках досудебного расследования, предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, в случае если они меняют показания, то их можно привлечь к уголовной ответственности. Я не вижу причин, чтобы показания свидетелей, которые на открытом судебном процессе оглашаются, можно каким-то образом скрывать. Какой смысл, если они предупреждены об ответственности", – прокомментировала адвокат Жанна Уразбахова.

Известный адвокат Джохар Утебеков также не увидел препятствий для публикаций журналистами показаний свидетелей.

"Если суд рассматривает уголовное дело в открытом судебном разбирательстве, то не предусматривается каких-либо подписок о неразглашении данного судебного разбирательства, а также не содержит запрет для слушателей, включая журналистов, на освещение показаний свидетелей и других событий, которые имели место в ходе судебного процесса. Считаю действия судьи недопустимыми и нарушающими принцип гласности судебного процесса", – объяснил Джохар Утебеков.

Эксперт в области уголовного судопроизводства, ранее сотрудничавший с ОБСЕ, Дмитрий Нурумов пояснил, что судья могла ввести ограничения для журналистов в случае обеспечения безопасности свидетелей. По его словам, требование о допросе врозь свидетелей не должно было выполняться за счёт принципа гласности.

"Она не просто должна была сослаться на статью 370 УПК РК, но и должна была обосновать это другими статьями, связанными с ограничениями гласности. Этого не было сделано. Если есть какая-та информация, которая может определённым образом повредить даже тем лицам, которые дают показания, то же самое касается вопросов безопасности, на основе того, что необходимо обеспечивать безопасность этих свидетелей. 370 не та статья, которую нужно было применять, потому что в этой статье есть определённые ограничения. Она должна была сказать, что это в целях обеспечения безопасности. Единственное, что в начале идёт, свидетели допрашиваются порознь и в отсутствии ещё не допрошенных свидетелей", – пояснил Дмитрий Нурумов.

Каинжамал Бухбанова не в первый раз ограничивает журналистов в освещении открытых судебных процессов. В 2015 году она запретила присутствовать представителям СМИ на открытых судебных разбирательствах по делу Ивана Хуторного, который стрелял в парковщика и по делу судмедэксперта Марата Абуова, который обвинялся в даче заведомо ложного заключения по делу о ДТП с участием Антонины Громцевой.

28 августа Каинжамал Бухбанову в честь 25-летия Конституции РК председатель Верховного суда РК Жакип Асанов наградил почётной грамотой, как и судью Романа Селицкого, рассматривавшего первое уголовное дело Жомарта Ертаева и выгнавшего с открытого процесса журналистов. Отметим, что Каинжамал Бухбанова – судья в отставке, временно исполняющая должность судьи Алмалинского района.

Поделиться:

Новости партнеров