Как сообщил заместитель исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Максим Кононов, предприятия отрасли являются крупными потребителями дизельного топлива. По его словам, предприятия отрасли ежегодно закупают свыше 400 тысяч тонн или 470 млн литров дизельного топлива, ежемесячно в стране потребляется в среднем 350-400 тысяч тонн.

По мнению Максима Кононова, отмена государственного регулирования цен на дизельное топливо с начала августа неизбежно повлечёт за собой рост финансовой нагрузки для предприятий ГМК.

"Часть товарной продукции горно-металлургической отрасли станет нерентабельной. Мы надеемся, что рынок найдёт баланс цен, которые не уронят резко производство горнодобывающей отрасли. Иначе маятник потом может пойти в обратную сторону от НПЗ и импортёров топлива и снизить их доходы параллельно с падением потребления их продукции. Тем более, что к концу месяца посевная страда закончится, и ажиотаж, возникший сезонно на рынке из-за урожая и пика инвестиционных, ремонтных и эксплуатационных работ, пойдёт на спад. Если рост цен на дизель окажется экстремальным, то структура производственного потребления начнёт разрушаться", - высказал своё мнение Максим Кононов.

Максим Кононов считает, что дизельное топливо является мультипликатором для других видов продукции, и его потребление в основном связано с определённым производством.

"В официальной аргументации было приведено сравнение с бензином АИ-92, цены на который не сильно повысились после дерегулирования. Однако потребление дизеля имеет явно сезонный характер и в основном дизтопливо используется в промышленных целях, то есть не имеет той ценовой гибкости как бензин, который приобретается преимущественно частными автовладельцами", - далее продолжил он.

Ситуация, по мнению Кононова, может усугубиться ожидаемым повышением акцизов на дизтопливо с нынешних 540 до 9300 тенге на тонну с сезонным действием с апреля по октябрь.

"По нашим подсчётам, для предприятий ГМК, которые покупают в розницу для собственного потребления, это будет означать удорожание дизеля примерно на 7,5 тенге и обернётся для горно-металлургической отрасли дополнительными тратами в объёме свыше двух миллиардов тенге в активный сезон "весна-осень", - пояснил он.

По словам заместителя исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, они обращались в Правительство с предложением отложить введение таких дополнительных издержек для предприятий ГМК на некоторое время.

"Однако серьёзно повлиять на состояние дел, к сожалению, не смогли из-за сложившейся рыночной ситуации дефицита. Мы считаем, что превышение цены на дизель сверх 110 тенге резко ухудшит состояние дел в отрасли, так как мы уже ожидаем рост косвенных и прямых издержек в железнодорожных перевозках, транспортировке электроэнергии, поставках газа, повышении зарплат", - добавил он.

Максим Кононов также отметил, что в стоимости услуг локомотивной тяги доля дизельных расходов измеряется примерно в 20%. В железнодорожных тарифах локомотивная составляющая занимает приблизительно 50%.

"Так что рост цен на дизель на 10% может привести к удорожанию транспортных услуг на железной дороге на 1%. Что может иметь очень серьезный негативный эффект для транспортных расходов горно-металлургического комплекса", - резюмировал он.

Отметим, что накануне председатель совета директоров группы ЕRG Александр Машкевич на встрече угольщиков с премьер-министром РК Каримом Масимовым в Павлодаре заявил, что отмена госрегулирования цен на дизтопливо грозит остановкой угледобычи в стране. Он пояснил, что производители угля не могут просить о госсубсидиях или отмене акцизов. По мнению Машкевича, правильным будет разработать меры господдержки.

"Мы просим рассмотреть возможность отнести на вычеты расходы по приобретению дизтоплива. Чтобы приблизиться к балансу, просим установить эти вычеты на покупку дизтоплива в двойном размере. Это нам бы нивелировало повышение цен на дизтопливо. Мы другого пути пока не нашли", - обратился к главе Правительства он.

Восьмого августа в регионах Казахстана подорожали цены на дизтопливо. В настоящее время цена варьируется от 99 до 125 тенге, хотя ранее предполагалось максимальное повышение до 115 тенге за литр.

Отпустить солярку в свободное плавание решили в июле текущего года. Меры приняли после того, как в регионах Казахстана стал наблюдаться дефицит с топливом. Согласно приказу исполняющего обязанности министра энергетики от 4 августа, государство больше не будет регулировать стоимость солярки. Цены на дизельное топливо теперь будет назначать рынок. 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter