По действующему механизму страхования ответственности туроператоров, турагентств, как показала практика, турист оказывается незащищённым, считает заместитель председателя Национального банка Жанат Курманов. Фактически сам пострадавший турист вынужден сначала доказывать в суде наличие ответственности туроператора, турагента. А это, добавил он, сделать достаточно сложно, потому что в законодательстве чётко не расписаны риски, когда наступает ответственность туроператора, турагента. Кроме того, доказывать что-то турист может только по возвращении в Казахстан, а не будучи за границей.

"Также у нас возникло много проблем в связи с тем, что были банкротства туроператоров. Туроператоры не смогли отвечать по своим обязательствам, естественно, туристы оказались защищены в том лимите ответственности, который предусмотрен в законе. То есть на всех туристов 22 млн тенге – это максимальная ответственность страховой организации. Фактически, если по "Гульнар тур" у нас ответственность возникла в районе 400 млн тенге, то фактически суммы покрытия страхового не хватало на всех туристов. С этой точки зрения мы убедились, что страховая защита в отношении туристов не работает. Нам необходимо было проанализировать международную практику: как обычно туристов, выезжающих за рубеж, страхуют в этих странах", – сказал Жанат Курманов, в ходе презентации законопроекта о страховании и страховой деятельности в Мажилисе.

Одной из мер, которую предприняло Правительство Казахстана, стало создание фонда "Туристік қамқор" для осуществления экстренного вывоза туристов на родину, считает Жанат Курманов. По его мнению, механизм фонда уже отработан. Теперь же встал вопрос: что делать с обязательным страхованием ответственности туроператоров, турагентов.

"Мы предложили: отказаться от страхования ответственности туроператоров, турагентов, но вместо этого с учётом международной практики ввести страхование самого туриста. В целом есть соответствующие требования со стороны принимающей стороны: к примеру, если человек выезжает в Шенгенскую зону или в США, там уже есть определённые лимиты, по которым у въезжающего человека должна быть страховка, поэтому мы и ввели требование, что туроператор, который отправляет человека за рубеж, должен обеспечить в рамках своего турпакета страховку. Эта страховка с учётом массовости будет доступна, и турист, получая турпакет, уже изначально будет застрахован. Не будет необходимости покупать отдельно страховку перед въездом, допустим, в Шенгенскую зону", – сказал он.

Курманов добавил, что если человек самостоятельно выехал за рубеж, то есть забронировал отель, билеты и ни к кому не обратился, за него никто премию страховой компании не оплатил, то этот турист берёт риски на себя. В этом отношении на него может распространиться только какой-то механизм экстренного вывоза из-за рубежа.

"Здесь тоже вопросы в отношении "Туристік қамқор", потому что взносы в "Туристік қамқор" отчисляет туроператор. Понятно, что если это не клиент туроператора, то есть турист к нему не обратился, то взносы, которые туроператор вносил в "Камкор", получается, не предусматривают защиту таких туристов. Поэтому механизм экстренного вывоза туристов, конечно, нужно ещё будет пообсуждать. Но это не предмет данного законопроекта, потому что здесь мы говорим именно о том, что турпакет должен содержать страховку для туриста, который купил турпакет у туроператора. Эти туристы будут уже эффективно защищены с учётом международной практики", – добавил Жанат Курманов.

Однако депутат Мажилиса Меруерт Казбекова, считает, что законопроект не решает проблему, а лишь создаёт дополнительную нагрузку. По её мнению, фонд не справляется со своей работой. Половина "организованных" туристов, которые не застрахованы туркомпанией, так и уезжают без страховки, и выехать оттуда не могут, и это опять ложится на государство, считает депутат.

"Теперь вы предлагаете вариант не решения вопроса. Теперь помимо того, что они так же будут у туроператора страховаться, ещё дополнительно каждый будет индивидуально страховаться. То есть это дополнительно нагрузка ложится опять на туриста. И туриста, и оператора", – сказала депутат.

Жанат Курманов с депутатом не согласился и ответил, что это не является дополнительной нагрузкой, так как нынешний механизм обязательного страхования ответственности туроператоров действовать не будет. Но будет обязательное страхование непосредственно самого туриста взамен.

"Туристік қамқор" будет вносить взносы, но это фактически солидарная ответственность туроператоров за тех туристов, которых они вывозят из-за рубежа в случае экстренной эвакуации. Сейчас, в рамках нашего законопроекта мы решаем вопросы на месте, если за рубежом турист пострадал, и причинён вред его здоровью. Это связанно в основном с медицинским страхованием, это не связанно с экстренным вывозом туристов. Поэтому и перепрофилировали концепцию закона на то, чтобы именно защищён был сам турист, находясь за рубежом: не возвращаясь в Казахстан он уже на месте там мог бы получить медицинскую помощь", – добавил зампред Нацбанка.

В июне 2013 года в результате банкротства турецкой авиакомпании Sky Airlines казахстанские туристы не смогли своевременно вернуться в Казахстан по купленным билетам. Вслед за этой компанией выполнять свои обязательства отказался ещё один крупный турецкий авиаперевозчик – Pegasus Airlines. Аналогичные ситуации были и в предыдущие годы.

Позже в Казахстане был принят закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан". Документ предусматривает запрет для иностранных перевозчиков на осуществление чартерных перевозок, формируемых на территории Казахстана.

В 2014 году была лишена лицензии туристическая компания "Гульнар тур". Компания тогда оставила без отдыха более 12 тысяч казахстанских семей. Сотни её клиентов не смогли вылететь из Турции в Казахстан. После скандала с "Гульнар тур" прекратили свою деятельность 40 турагентств.

Сегодня, 13 ноября, Национальный банк презентовал депутатам Мажилиса законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам страхования и страховой деятельности", одобренный членами Правительства в конце сентября. Документ направлен на повышение доступности, качества и снижения стоимости страховых услуг для населения, бизнеса; на защиту прав потребителей страховых услуг.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter