"Закон РК "О государственных наградах РК" предусматривает награждение граждан в знак признания их заслуг перед республикой за плодотворную государственную, общественную, творческую деятельность, трудовые и ратные подвиги", - привел выдержку из закона Сулейманов.

На своей странице в Facebook адвокат рассуждает, что является госнаградами и в каких случаях ими награждают граждан.

"Каждая награда представляется в специальных случаях. Например, звание "Халық Қаһарманы" (Народный герой) присваивается за выдающиеся заслуги перед Республикой Казахстан, ратные подвиги во имя ее свободы и независимости", – пишет Сулейманов.

Он приходит к выводу, что ни одна государственная награда Републики Казахстан не подходит для конкретного случая с экипажем самолёта и поэтому награждение будет незаконным.

"То есть ни один орден не подходит для награждения летчиков. Но есть медали: "Ерлiгi үшiн" (За мужество), "Жауынгерлiк ерлiгi үшiн" (За воинскую доблесть), "Ерең еңбегi үшiн" (За трудовое отличие) и "Шапағат" (Милосердие). Вроде можно наградить медалью "Ерлiгi үшiн", но в законе указано что этой медалью награждаются за храбрость и самоотверженность, проявленные в экстремальных ситуациях, связанных со спасением человеческих жизней (на водах, на пожаре, при стихийных бедствиях) и в борьбе с преступностью. Указанные в скобке случаи (на водах, на пожаре, при стихийных бедствиях) опять не подходят под ситуацию с летчиками. Немного странно, что закон ограничивает случаи проявления героизма, так как подвиг может быть совершен и при других обстоятельствах. Конечно, можно наградить мужественных летчиков медалью "Ерлiгi үшiн", но это будет немного незаконно. В любом случае, закон в части награждения этой медалью нужно изменить, либо убрав слова в скобке вообще, либо дополнив слова в скобке "и других случаях", – отметил адвокат.

С мнением Сулейманова согласился и его коллега Сункар Нурмагамбетов.

"Если обсуждать закон, то его в случае с героическим поступком (действием) необходимо рассматривать, как с точки зрения субъекта, так и само действие, а именно при экстремальности ситуации (связанной со спасением человеческих жизней), что наиболее вероятно для представления к награде", – говорит Нурмагамбетов.

Нурмагамбетов объясняет, что в данном случае пилоты не являются субъектами, перечисленными в законе. Это и есть несовершенство нормативных правовых актов. Наиболее вероятной наградой адвокат считает орден "Ерлiгi үшiн".

"В целом, процедура по представлению к награде (в данном конкретном случае) будет осуществляться от уполномоченного ведомства (министерства) к госсекретарю, и обсуждением на соответствующей комиссии", – добавил Нурмагамбетов.

Однако юрист Александр Каплан считает, что в законе чётко описана ситуация, за которую экипаж Bek Air можно награждать.

"Если вопрос состоит в том, какой именно наградой можно наградить экипаж Fokker-100, то я полагаю, что подходящей наградой будет медаль "Ерлiгi үшiн". При этом ограничения применения этой медали, указанные в скобках (на водах, на пожаре, при стихийных бедствиях), согласно правилам русского языка, можно трактовать как примеры ситуаций, при которых даётся данная награда, а не только как исчерпывающий перечень ситуаций", – разъясняет Каплан.

В пресс-службе МИР РК не стали комментировать разногласия и добавили, что окончательное решение будет принимать Администрация Президента.

Напомним, вчера в Министерстве по инвестициям и развитию РК готовили представление для награждения экипажа авиакомпании Bek Air  за проявленное мужество, самоотверженность и профессионализм при аварийной посадке самолёта 27 марта 2016 года в аэропорту Астаны. К награде представлены:

  1. Родин Дмитрий Олегович, командир воздушного судна Fokker-100 (31.08.1968 г.р.);
  2. Смеречанский Вадим Александрович, второй пилот Fokker-100 (06.01.1987);
  3. Мударисова Жадра Аманжоловна, старший бортпроводник (10.09.1987);
  4. Шестаков Александр Викторович, бортпроводник (15.01.1988);
  5. Ибрагимов Рустам Турсунович, бортпроводник (22.09.1978).

Ранее казахстанцы и министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан Асет Исекешев предлагали наградить героических пилотов Bek Air.

27 марта в Астане совершил аварийную посадку самолёт компании Bek Air. На борту воздушного судна находились 116 пассажиров и 5 членов экипажа. Жертв и пострадавших нет. Как позже сообщило руководство авиакомпании, причиной аварийной посадки стал отказ переднего шасси. В настоящий момент по факту аварийной посадки самолёта в Астане назначено досудебное расследование. Следственные мероприятия проводит Главная транспортная прокуратура страны.

28 марта 2016 года Комитет гражданской авиации поручил "Казааэронавигации" не допускать до полётов суда Fokker-100 без технического акта.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter