Прямой эфир Новости спорта

Из-за новых ограничений в Алматы может закрыться ещё половина предприятий общепита

С 13 марта Минздрав ограничил время работы общепитов в Алматы с 9.00 до 20.00.

Ассоциация общественного питания РК заявила, что из 30% предприятий общественного питания, выживших в период пандемии, закроется ещё половина из них в связи с новыми карантинными ограничениями.

С 13 марта в Алматы из-за увеличения количества заражений коронавирусной инфекцией сокращается график работы объектов общественного питания: с 9.00 до 20.00 при заполняемости до 50%, но не более 30 мест, а те, которые расположены в ТРЦ, и фудкорты могут работать с 10.00 до 24.00 только на вынос. До этого рестораны могли работать до 24.00.

"Основной риск – это риск устойчивости, и прежде всего финансовой. В 2020 году выжили только 30% предприятий общественного питания, 40% предприятий на грани банкротства, они попросту закрыты, и непонятно, возобновят ли они работу, остальные – банкроты. Из 30% смогут выжить только 50%", – сообщила советник председателя Ассоциации общественного питания РК Вероника Нурпеисова.

По словам Вероники Нурпеисовой, финансовой подушки нет ни у кого из владельцев общепитов, а долги – практически у каждого, начиная от 6-10 миллионов тенге. Это минимум по Казахстану, в эту сумму входят зарплата сотрудников, аренда, коммунальные расходы, расчёты с поставщиками, отметила она. 


Читайте также: Год назад в Казахстане выявили первых заражённых коронавирусом и ввели режим ЧП. Хронология пандемии


"Кто как может, так и выживает, а в целом ситуация, как после войны. Надеются только на себя, в отличие от западных стран. Хотя даже в той же России предприятиям в сфере общепита оказываются значительные преференции, и никто не ограничивает их ни по времени, ни по количеству посетителей. Чем мы отличаемся – непонятно. Некоторые проекты работают только на доставку, а также в режиме кофеин, столовых лучше остальных. Остальным очень сложно выживать. Люди экономят, средний чек упал в два раза. Сложно посчитать реальные убытки, но если принять во внимание, сколько предприятий закрылось, сколько на грани банкротства, то убытки колоссальные", – подчеркнула Вероника Нурпеисова. 

Советник председателя Ассоциации общественного питания РК сказала, что рестораторам не понятна основа карантинных ограничений, вводимых Минздравом. 

"Никто не может доказать, что массовые заражения происходят в ресторанах или кафе, почему работают аэропорты, летают самолёты, работают банки. Там разве не происходит тесного взаимодействия и, наконец, базары, где круглый день масса посетителей и никакой социальной дистанции. Также непонятно, почему Нур-Султан и Алматы – оба города в красной зоне, а ограничения для них разные? Также было и в Павлодаре, который находился в жёлтой зоне, а ограничения были, как для красной зоны. Предприятия общепита в основном строго соблюдают все предписания главных санитарных врачей. Все члены нашей ассоциации работают согласно алгоритмам, прописанным в постановлениях: термометрия, масочный режим, антисептики, социальная дистанция", – говорит она. 

Рестораторы пытаются переформатировать свою работу, либо вовсе закрываются. По данным Ассоциации общественного питания РК, 40% предприятий общепита закрыты.

"В пилотном режиме открываются боулинги и бильярды, в зелёной зоне разрешены поминки до 50 посадок, с 50% заполняемостью. Также среднее направление – бары, ночные клубы тоже не могут работать, некоторые заведения поменяли концепцию в режиме кафе, у некоторых слишком большие площади и с ограничениями работать невыгодно. Основные причины закрытия – долги, невозможность или неумение перестроиться работать по-новому", – добавила Вероника Нурпеисова. 

Основатель Ассоциации клуба рестораторов РК Ирина Лебедева подчеркнула, что общепит в период пандемии просил у государства не ограничивать их работу. Правительство не помогло ни с кредитом, ни с выплатой аренды, ни с коммунальными платежами, сетует она. При этом, карантинные ограничения не признаны форс-мажором.

"Последним постановлением, которое сейчас придумали, в связи с тем, что мы вошли резко в красную зону и нашими двойными стандартами: работающими барахолками и переполненными автобусами и базарами, запретом рестораторам самим содержать свой персонал, выплачивать им зарплату, самостоятельно платить налоги, в этом сейчас государство отказывает нам, сокращая рабочее время общепита. Общепит как отрасль не просила ничего у государства, просила всего лишь время работы. Нам приходится сокращать персонал, приходят работать люди с низкой квалификацией, а это влияет на качество обслуживания и в целом на развитие туризма. Общепит остался со своими 100%-ми обязательствами один на один. Чтобы взять у банка кредит, нужно заложить что-то, не все могут, людям закладывать нечего", – сказала она.

Нынешнее постановление санврачей снова ударит по финансовому состоянию ресторанов, отметила Ирина Лебедева. По её словам, ресторатор покупает продукты на 5-7 млн тенге, среди которых есть скоропортящиеся, такие как шампиньоны и баклажаны. Из-за ограничения времени работы, общепиты не смогут использовать весь объём, в итоге их выкидывают, а это убытки. 

"По официальной статистике Chocofood, за время карантина количество активных ресторанов в Алматы сократилось на 490 точек и 550 стоят замороженными. Это более 1000 заведений. В Алматы в среднем в одном заведении около 50 рабочих мест. Получается, что 50 000 потеряли работу. В общепите в основном работают социально уязвимые слои населения, ведь нечасто требуются квалификация. С завтрашнего дня рестораторы вынужденно 40% сотрудников отправят домой, потому что не смогут оплачивать зарплату", – сообщила она.

Кроме того, в период пандемии оборот ресторанов снизился. По данным Ирины Лебедевой, в доковидный период у общепита в спальном районе Алматы оборот был 31 млн тенге в месяц, а сейчас – 7 млн тенге, а рекорд был 15 млн тенге. 

Основатель сети ресторанов быстрого питания Lanzhou Гульбану Майгарина отметила изменение поведения потребителей из-за пандемии коронавирусной инфекции. Она привела в пример исследование, озвученное на Kazakhstan Marketing Conference в феврале: 44% казахстанцев теперь предпочитают есть дома, и эта тенденция будет сохраняться.  

"То есть первый риск – это изменение поведения потребителей, которое у нас органы государственной власти предпочитают игнорировать, а говорить о поддержке МСБ на словах. Гораздо опаснее для нашей сети (в которую входят 26 ресторанов, в том числе в Алматы – 12 и в Нур-Султане – 3), риски банкротства ресторанов, в том числе из-за кассовых разрывов, риска неуплаты налогов из-за уменьшения доходов, а значит, и закрытия сети и не только в этих двух городах, но и по всей стране. Особо хочу отметить, что в марте нам предстоит платить налоги за прошлый год, НДС и КПН. Это тоже требует определённых финансовых поступлений. Если мы не сможем выполнить обязательства по налогам, это повлечёт штрафы, пеню и аресты счетов, что в свою очередь приведёт не только к заморозке проектов, но и к банкротству", – рассказала основатель сети ресторанов быстрого питания Lanzhou.

Гульбану Майгарина сообщила, что последние ограничения сократят товарооборот минимум на 50%, снизят заполняемость ресторанов сети минимум на половину в условиях, когда все обязательства по платежам сохраняются: аренда, коммунальные, налоги, зарплата.  

"В связи с последним постановлением главного санитарного врача по Алматы нам придётся сократить минимум 30% персонала. Сотрудники отказываются работать на сокращённой зарплате, массово увольняется, поэтому ждать две недели смягчения ограничений у них нет материальной возможности. Мы уже 10% отправили в отпуск без содержания. 20% сотрудников уменьшили количество рабочих дней, чтобы как-то сохранить специалистов. Но они все негласно в поисках работы. Им всем необходима стабильность, потому что у них семьи, обязательства по кредитам и никакой поддержки от государства", – поделилась она.

При этом Гульбану Майгарина подчеркнула, что её сеть придерживается всех требуемых санитарных норм. 

"Мне непонятна особая избирательность в отношении объектов общепита. Исследований о том, что массовое заражение происходит в сфере общепита у регулятора нет, мой опыт и опыт коллег по Ассоциации общественного питания говорит о том, что массового заражения сотрудников и посетителей общепита не было, мы неоднократно просили установить в ресторанах нашей сети обещанную и разрекламированную систему Ashyq, чтобы можно было отслеживать заболевших, или находящихся на учёте, но воз и ныне там. Кроме этого, раз санврач считает, что мы зона особого внимания, значит, сотрудникам нашей сети необходимо делать прививки в первую очередь, ведь мы такие же граждане и налогоплательщики", – сказала она.

Основатель сети ресторанов быстрого питания Lanzhou считает, что госорганы, принимая решения, часто не думают о последствиях как для бизнеса, населения, сотрудников, так и экономики.

"Чтобы уверенно смотреть в будущее, мы должны извлечь уроки и адаптироваться к условиям ведения бизнеса в новых условиях. Учёные пишут, что человеческий иммунитет постепенно научится приспосабливаться к вирусам. Вирусов будет много, новых и разных, и нужно учиться с ними жить. А раз так, значит, регулятору, прежде чем принимать меры ограничительного характера, необходимо продумать следующие мероприятия:

  • законодательно в отраслях, деятельность которых ограничена в связи с коронавирусом, также ограничить размер арендной платы, объявив это на законодательном уровне форс-мажорной ситуацией, связанной с решениями государственных органов в условиях пандемии;
  • снизить НДС, социальный, подоходный и другие налоги, для МСБ в отраслях, деятельность которых ограничена постановлениями санитарного врача. МСБ нечем будет платить заработную плату сотрудникам и налоги;
  • уменьшить обязательства МСБ перед финансовыми институтами в связи с мерами ограничительного характера со стороны государственных органов", – добавила Гульбану Майгарина.

Основатель и генеральный директор сети "Каганат" Чинара Бугимбаева рассказала, что выручка общепита упадёт на 30-40%.

"Эти цифры сами за себя говорят о том, какие будут убытки, а обязательства по оплате коммунальных, аренды, заработной платы и налогов никто не отменял. Хочу отметить, что в феврале я оплатила 108 млн тенге, эта сумма включает НДС за четвёртый квартал 2020 года и налог с зарплаты за январь 2021 года. Если постановление вступит в силу, размер налогов уменьшится минимум на 30%, поскольку выручка уменьшится значительно. При этом все обязательства по оплате аренды, коммунальных, налогов и зарплат нам никто никаким постановлением не отменял. Помимо неопределённости, которую вносит пандемия, мы работаем в состоянии полной неопределённости от действий нашего регуляторных органов, в том числе от действий главного санврача. Мы понимаем озабоченность регуляторов, санврачей и других органов, но мы уже год живём с этим вирусом и нам нужно научиться с ним жить, иначе наше население скорее исчезнет от голода и бедности, а не от коронавируса. Основной риск связан с падением выручки", – сказала она. 

Чинара Бугимбаева сообщила, что сейчас в сети работают 879 сотрудников, с 13 марта не менее 30% персонала будет отправлено в неоплачиваемый отпуск. Для сравнения, в прошлом году в "Каганате" работало 1500 человек.

"В наследие от СССР нам остались репрессивные нормы и меры, в том числе в отношении предпринимателей, это хорошо видно на примере мониторинговых групп. Считаю, что нам нужно меняться, меняется мир, меняются правила игры и об этом говорит опыт не только западных стран, опыт наших ближайших соседей показывает, что они начинают меняться. Запретить и ограничить – это самый простой путь, который особой ценности не привносит в нашу жизнь и проблему так просто не решит. Сегодня один вирус, завтра другой, и мы должны научиться жить с этим и ответственно относиться к себе и своему здоровью, каждый на своём месте. Ведь мы все прежде всего граждане и налогоплательщики", – добавила она.

Главный санитарный врач Алматы Жандарбек Бекшин на встрече с предпринимателями сообщил, что 37% заболевших заражаются в общественных местах, ЦОНах и коммунальных объектах. Сколько конкретно человек заразились в ресторанах, он не ответил. 

Жандарбек Бекшин пояснил, что выполняет постановление главного санврача Казахстана Ерлана Киясова об ограничениях при вступлении региона в "красную" зону. 

"Естественно, мы не можем увеличивать заполняемость до 50% и так далее, мы тоже самое, что было в постановлении главного санврача страны продублировали. Мы не ужесточили этот пункт, он остался один в один с предписанием главного санврача", – отметил он.

На возражения рестораторов главный санврач Алматы ответил:

"Я понимаю, но самая главная проблема будет, если ваши сотрудники будут болеть, а ещё хуже – получат тяжёлое осложнение". 

Основатель и генеральный директор сети "Каганат" Чинара Бугимбаева возмутилась, что вводятся такие ограничения. 

"Я читала указ Токаева о направлении развития Казахстана до 2025 года. Я считаю, Жандарбек Мухтарович, что ваше ведомство наносит огромный ущерб МСБ, разрушая бизнес. Я строила бизнес 25 лет не для того, чтобы его разрушить. Мне терять совершенно нечего. Все мои 2000 женщин из аулов, имеющие 3-5 детей, все завтра к вам придут, вы их будете содержать? Я считаю, что это вредительство и противоречит политике Президента", – обратилась она к Бекшину. 

Жандарбек Бекшин в ответ ей подчеркнул, что выполняет ограничения с постановления Минздрава. 

"Все мероприятия, которые предлагает Комитет санэпидконтроля нашего министерства, обсуждаются и направлены на охрану здоровья. Наша задача – быстро прервать цепочку заражения. Естественно, если мы будем сейчас распускать, будет такая же ситуация как в Европе – локдауны. Чинара, я специально наглядно вам показал, как предписывает ограничения по общепиту МЗ РК в лице нашего комитета, мы обязаны выполнять их. Конечно, у каждого есть своё видение, но это специалисты предписывают", – отметил он.

На встрече с предпринимателями рестораторы попросили изменить график работы общепитов. 

"От себя лично хочу сказать, что тоже этот вопрос постараемся озвучить. В целом, стратегия такая, чтобы ограничить контакты, чтобы люди могли быстро зайти и уже без всяких светских, так сказать, разговоров, в ресторане на 5-6 часов, задачу выполнить: перекусить, поужинать и покинуть заведение, чтобы ограничить контакты. Поэтому время работы общепитов ограничено. В условиях пандемии, когда заболеваемость возросла, обострение ситуации, наша задача – максимально ограничить контакты, но в то же время дать перекусить. Если этого недостаточно, будем ставить вопрос.
Да, я слышал, мы уже обсуждали в других общественных объединениях, что человек выходит с работы в 18-30, пока доедет, это будет 19-30, ему время нужно хотя бы два часа. Многие указывают на время 22.00. В 21-00 check out, в 22.00 закрытие заведения", – добавил Жандарбек Бекшин.


Читайте также: С 13 марта в Алматы вступают в силу новые ограничения: кафе будут работать до 20.00, ТРЦ закроют на выходные


О ситуации с нарушениями сантребований в общепитах в ассоциациях особо не говорят. В сводках мониторинговой группы в Алматы в основном одни и те же заведения. Ночью продолжают работать многие бары, кафе, рестораны. Запрещённые постановлением санврачей бильярдные и караоке также подпольно продолжают свою деятельность.

"Мне сложно говорить о причинах такого отношения к своему бизнесу, а главное – к соблюдению норм и требований санитарного врача. Такое отношение бросает тень на все предприятия общепита. Могу заверить, что большинство предприятий соблюдает санитарные нормы и правила. Из-за ограничений и выхода из строя предприятий государство абсолютно точно недополучает налоги – это не секрет. К сожалению, у меня таких данных нет, нужно проводить исследование, по теневым недостачам в бюджет вопрос не ко мне", –  сказала советник председателя Ассоциации общественного питания РК Вероника Нурпеисова.


Читайте также: Бекшин назвал рестораны Алматы, которые в первую очередь будут проверять на соблюдение карантина в праздники


В акимате Алматы пока на запрос informburo.kz о количестве закрытых точек общепитов и ситуации с налоговыми выплатами в период пандемии не ответили.

Новости партнеров