Что случилось. Счётный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета опубликовал заключение по госаудиту финансово-хозяйственной деятельности ТОО "Астана LRT". В нём комитет рекомендовал Правительству и акимату Нур-Султана рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшей реализации проекта "Новая транспортная система города Астана. LRT (участок от аэропорта до нового ж/д вокзала)".
Аргументы Счётного комитета. Ведомство обращает внимание на неокупаемость проекта и значительные бюджетные расходы в случае продолжения его реализации, а также указывает, что центральные и местные исполнительные органы, а также уполномоченные организации вынесли некачественные заключения и экспертизы на проекты, реализуемые в рамках транспортной системы Нур-Султана.
Нужен ли проект LRT населению. Комитет отмечает невысокую вероятность массового использования LRT населением. Принудительный вывод автобусов с маршрутов в районе обслуживания проекта LRT, как предполагалось в ТЭО, может привести к неудобствам и дополнительным затратам для пассажиров, вынужденных делать пересадки при сокращении остановок LRT, считают в Счётном комитете.
"Неокупаемость эксплуатационных затрат при высокой себестоимости услуг LRT приведёт к необходимости выделения бюджетных субсидий для покрытия убытков компании в период эксплуатации системы при принятой стоимости проезда в первый год 200 тенге/поездка. Потребность в бюджетных субсидиях при эксплуатации проекта LRT в первый год эксплуатации может составить 99,38 млрд тенге", – говорится в заключении.
Контекст. С 2015 года на реализацию проекта LRT из бюджета выделили 156,3 млрд тенге. Строительство Astana LRT должно было завершиться к концу июня 2020 года, однако в 2018 году проект приостановили из-за проблем с финансированием. Изначальная стоимость проекта составляла 1,8 млрд долларов. С обслуживанием займа Китайского банка развития на 20 лет проект обошёлся бы в 2,6 млрд долларов. В 2019 году проект оптимизировали, сэкономив 1,2 млрд долларов. Окончательная стоимость проекта строительства LRT на сегодня составляет 1,5 млрд долларов.
Почему это важно знать. Строительство LRT прослыло одним из самых скандальных и проблемных проектов в столице. Выводы Счётного комитета в целом подтверждают слова главы государства Касым-Жомарта Токаева, который заявлял, что не понимает, как такой проект вообще можно было "пустить в дело". При этом президент констатировал, что его придётся реализовать, в том числе, и из-за международных обязательств.
"Есть риск, что неокупаемый проект повлечёт постоянное получение субсидий и ляжет бременем на государство", – говорил президент.
-
1✈️ В аэропорту Алматы начали реконструкцию главного входа
-
3737
-
1
-
14
-
-
2❗️«Британский инвестфонд» оказался финансовой пирамидой
-
3467
-
0
-
24
-
-
3🇺🇦 Зеленский готов отказаться от вступления в НАТО в обмен на гарантии безопасности.
-
2692
-
4
-
58
-
-
4💰 Зарплата для домохозяек: Индия проводит крупный социальный эксперимент
-
2697
-
7
-
83
-
-
5👮♀️ Жёсткие меры ввели, чтобы защитить леса в период повышенного спроса на хвойные деревья к Новому году
-
2905
-
1
-
29
-
-
6🏞 Где отдохнуть зимой в Казахстане: восемь лучших мест Алматинской области по версии Минтуризма
-
2806
-
0
-
6
-
-
7🚗 В Абайской области больше 30 машин незаконно прорвались через блокпосты, выставленные из-за непогоды.
-
2731
-
5
-
20
-
-
8😷 Гонконгский грипп в Казахстане: чем опасен вирус и что рекомендуют медики
-
2914
-
0
-
9
-
-
9👮♂️💵 Водители, смотрите, на новой линии BRT в Алматы уже начали штрафовать нарушителей
-
2400
-
1
-
14
-
-
10😔 Умер пианист и телеведущий Левон Оганезов
-
2339
-
1
-
55
-
USD:
516.5 / 519.1
EUR:
605.0 / 610.0
RUB:
6.45 / 6.57