Прямой эфир Новости спорта

В Заилийском Алатау дорогу строят партизаны

Фото Александра Колмакова
Фото Александра Колмакова
Вадим Борейко загадывает акиму Алматы Бакытжану Сагинтаеву загадку про таинственное строительство дороги в горах Заилийского Алатау.

Дорога от базы "Енбек-ЦСКА" в гору

Дорога от базы "Енбек-ЦСКА" в гору / Фото Александра Колмакова


Слышит, но молчит

Не так давно на высшем уровне объявили, что государство у нас теперь – "слышащее". Не собираюсь иронизировать, поскольку уже нашёл этому несколько подтверждений.

16 июля 2019 года сайт Informburo.kz опубликовал колонку "Когда позеленеет управление зелёной экономики?" Речь в ней шла о том, что УЗЭ города Алматы на своём сайте завело специальный раздел, где публиковались объявления о предстоящих общественных слушаниях по проектам, имеющим воздействие на окружающую среду.

Согласно Орхусской конвенции и национальному экологическому законодательству, такие объявления должны содержать "адрес интернет-ресурса местного исполнительного органа, где размещена документация по проекту". Если точнее, в этих анонсах должна быть активная ссылка на электронную версию самого проекта и/или предОВОС либо ОВОС (предварительная оценка и оценка воздействия на окружающую среду). Эти документы и являются предметом обсуждения на общественных слушаниях.

Так вот, за 15 месяцев, на 14 июля 2019 года, таких объявлений было выложено 221. И лишь восемь из них содержали гиперссылки на документацию по проекту. Автор сделал вывод, что экологическое законодательство в Алматы соблюдается на 3,6%, а публикация объявлений является профанацией участия общественности в обсуждении экопроектов.

И что бы вы думали? Со времени выхода колонки и по сегодняшний день на сайте управления появилось ещё 40 объявлений. И лишь в одном не было гиперссылки, а во всех остальных она была!

Вроде мелочь, но приятно сознавать, что тебя читают чиновники.


Подстанция "Кокжайлау". 12 сентября 2019 года

Подстанция "Кокжайлау", 12 сентября 2019 года / Фото Сулушаш Магзиевой


Ещё один пример. 5 и 6 сентября Informburo.kz напечатал расследование из двух частей. Первая называлась "Подстанцию "Кокжайлау" продолжают строить наперекор президенту, министру и акиму". Вторая – "Стоимость подстанции "Кокжайлау" приближается к 40 миллионам долларов из бюджета". Содержание понятно из заголовков.

13 сентября Informburo.kz выдал ещё одну заметку с говорящим названием – "В Алматы приостановили строительство подстанции "Кокжайлау", территорию приведут в порядок". Об этом объявил пресс-офис подрядчика строительства – ТОО "Алматы жолдары".

16 сентября в другой колонке – "Что хотел сказать Сагинтаев про туризм в Алматы?" – я говорил об аварийном состоянии дороги на Большое Алматинское озеро.

4 октября администрация Иле-Алатауского государственного национального природного парка на своей странице в Facebook сообщила (цитирую с сохранением стилистики, поскольку текст правке не поддаётся):

"РГУ "Иле-Алатауский государственный национальный природный парк" уведомляет, что согласно информации Алматинского областного филиала АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" в соответствии предписания за №5/5-32-775 от 2 октября 2019 года для обеспечения безопасности дорожного движения для реализации строительно-монтажных работ и реконструкции дороги к Большому Алматинскому озеру по автомобильной дороге "Алматы-Космостанция" с учетом имеющихся обвалов, подмыва из-за погодных условий в зимний период проезд будет закрыт (выделено мной. – Авт.), будут установлены дорожные знаки 3.2 "Движение запрещено" (конец цитаты).

Правда, непонятно, почему трассу на БАО закроют только зимой, а не прямо сейчас, когда риск падения машин с обрыва сохраняется уже второй месяц. Наверное, дорожники обожают испытывать судьбу. Чужую.


Размыв дороги на Большое Алматинское озеро

Размыв дороги на Большое Алматинское озеро / Фото со страницы Иле-Алатауского ГНПП в Facebook


В воскресенье, 6 октября, инструктор по горнолыжному спорту Ростислав Гаврюшин, который первым забил тревогу об аварийном состоянии дороги на БАО, выложил пост в Facebook, приведя то же самое сообщение Иле-Алатауского ГНПП:

"Сегодня решил проверить, как работает то, о чём пишет нацпарк. Дорога открыта, и машины идут потоком на наверх. Машин больше, чем летом! Даже и никто не думал перекрывать дорогу. Правда, стоят знаки, заградительные столбики с лентой и щиты, оповещающие о обвалах. На этом всё! Около скальника были выявлены два места, где пошёл размыв почвы. Так что нужно ждать новых неприятностей. Будьте бдительны на дороге, ведь обвал может произойти неожиданно!"


Дорога на БАО. 6 октября 2019 года

Дорога на БАО. 6 октября 2019 года / Фото Ростислава Гаврюшина



Дорога на БАО. 6 октября 2019 года

Дорога на БАО. 6 октября 2019 года / Фото Ростислава Гаврюшина


Знаете, что объединяет три эти примера?

Ни один официальный орган не признал, что меры приняты после острых сигналов издания. Ведь "там" до сих пор считается, что реагировать на публикации СМИ – значит, "идти на поводу" и "заниматься популизмом". Ни в одном современном казахстанском медиа я не видел аналога советской рубрики "Газета выступила. Что сделано?". Ведь для чиновников публично признать, что их заставили заняться делом журналисты, – чувствительный удар по самооценке и ЧСВ (чувству собственной важности).

Ладно, не будем расчёсывать их эго и согласимся, что публикации на Informburo.kz и последующее принятие мер по ним – простое хронологическое совпадение. И что акимат и другие госорганы действуют проактивно, то есть по собственной воле, не зависящей от каких-то там журиков.

Экскаватор, который гуляет сам по себе

В таком случае хотелось бы стать свидетелем ещё одного такого совпадения. Для чего загадаю акиму Алматы загадку, о которой чуть позже.

26 сентября член инициативной группы "Сохраним Кок-Жайляу", один из авторов альтернативного плана экологического развития урочища Александр Колмаков опубликовал в Facebook пост:


"Экскаватор в горах по дороге от базы "Енбек". За ним виден новый участок строительства дороги – она разделяется на две ветки, правая более благоустроена, видимо, влево попробовали строить, но было слишком круто"

"Экскаватор в горах по дороге от базы "Енбек". За ним виден новый участок строительства дороги – она разделяется на две ветки, правая более благоустроена, видимо, влево попробовали строить, но было слишком круто" / Фото и его описание Александра Колмакова


"Этот уродец, что стоит в горах по дороге с горнолыжной базы "Енбек" (она же база ЦСКА. – Авт.) вызывает у меня несколько вопросов, ответы на которые очень хотелось бы получить от акимата Алматы.

1.Что там делает этот экскаватор? То есть понятно, что он используется для строительства дороги в горы, но в рамках какого проекта?


Правая ветка дороги на западном склоне

Правая ветка дороги на западном склоне / Фото Александра Колмакова


2. Если эта дорога должна вести на Кок-Жайляу, то почему эти работы ведутся сейчас, после указания президента Токаева о трёхгодичном моратории (глава государства, рекомендуя 8 апреля отложить реализацию проекта "Кокжайлау", не называл точные сроки; про "три-пять лет" в тот же день говорил Бауыржан Байбек, в то время аким Алматы. – Авт.)? А они ведутся сейчас, потому что рабочих там видели на прошлой неделе (16-22 сентября. – Авт.), да и на снимках "Планеты Google" от 31 июля этого года нового участка дороги там нет. Между тем Токаев объявил мораторий аж в апреле 2019 года. И потом, разве 13 сентября ТОО "Алматы жолдары" не заявляло прямо о приостановке строительства подстанции на Кок-Жайляу?


"Край правой ветки дороги на западном склоне. Упирается она в тянь-шаньскую ель, и, чтобы продолжить строительство, её придется снести. Надо полагать, что это делалось и ранее при строительстве дороги"

"Край правой ветки дороги на западном склоне. Упирается она в тянь-шаньскую ель, и, чтобы продолжить строительство, её придется снести. Надо полагать, что это делалось и ранее при строительстве дороги" / Фото Александра Колмакова


3. Если эта дорога не имеет отношения к проекту "Кокжайлау", то что это за проект? И почему он не обсуждался с общественностью? Ведь дорогу тянут по зелёному склону, и край ее сегодня упирается в тянь-шаньскую ель, которую будет необходимо снести. А это значит, что на этом склоне уже были снесены ели на подступах к этой точке. То есть этот проект явно попадает под действие Орхусской конвенции, и по нему необходимо проводить общественные слушания. Я о таких слушаниях ничего не знаю и не слышал от знакомых. Тогда почему этот проект начат?" (конец поста).


Куда ведёт дорога? Визуализация и пояснения Александра Колмакова


Куда ни кинь – везде, блин, клин

Суммирую версии Александра Колмакова, подкреплю их аргументами, которую у меня имеются, и выдвину своё предположение.

1. Эта дорога – часть проекта семейного горного курорта ЦСКА.

В технической спецификации ПСД (проектно-сметной документации) внешних инженерных сетей для курорта ЦСКА действительно указана какая-то дорога, но о том, где пролегает её маршрут, в ТС ни слова.


Фрагмент технической спецификации ПСД внешних инженерных сетей для курорта ЦСКА

Фрагмент технической спецификации ПСД внешних инженерных сетей для курорта ЦСКА


5 июня 2019 года заместитель руководителя управления туризма Алматы Калибек Акылбеков в письме председателю экологического общества "Зелёное спасение" Сергею Куратову сообщал:

"В настоящее время компанией Master Concept Consulting GmbH предложено соединить курорт "Кокжайлау" с базой ЦСКА, что приведёт к изменению локации базовой станции, а также перенести проект строительства гостиницы с верхней части плато на нижнюю. В этой связи ТЭО проекта будет дорабатываться с учётом вышеуказанных рекомендаций" (конец цитаты).


Приложение к письму заместителя руководителя управления туризма Алматы Калибека Акылбекова председателю экологического общества "Зелёное спасение" Сергею Куратову от 5 июня 2019 года

Приложение к письму заместителя руководителя управления туризма Алматы Калибека Акылбекова председателю экологического общества "Зелёное спасение" Сергею Куратову от 5 июня 2019 года


"Изменение локации базовой станции" означает, что гондольно-кресельная трасса планируется не с Медео на Кок-Жайляу, а от курорта ЦСКА до гребня Айдар, который разделяет урочище и город. Соответственно, до верхней точки канатки понадобится дорога – и для технических целей, и так, покататься.

2. Дорога нужна для прокладки электрокабелей от трансформаторной станции "Ерменсай" до подстанции "Кокжайлау".


"Трансформаторная подстанция, с которой и планировалось протянуть электричество на подстанцию на Кок-Жайляу. С ней, возможно, и связано строительство дороги"

"Трансформаторная подстанция, с которой и планировалось протянуть электричество на подстанцию на Кок-Жайляу. С ней, возможно, и связано строительство дороги" / Фото и описание Александра Колмакова


В письме АО "АЖК" ("Алатау жарық компаниясы", региональная электросетевая компания) в управление туризма г. Алматы от 6 февраля 2019 года, в котором изложено дополнение к техническим условиям от 2 октября 2013 года, прямо указывается:

"Проектируемую ПС-110/10-10кВ (подстанция "Кокжайлау". – Авт.) запитать от существующих ячеек... [подстанции] "Ерменсай".


Письмо АО "АЖК" в управление туризма г. Алматы от 6 февраля 2019 года

Письмо АО "АЖК" в управление туризма г. Алматы от 6 февраля 2019 года


3. Моя версия: эта дорога – альтернатива подъездной технической дороге от улицы Дулати до границы курорта "Кокжайлау".


Правая ветка дороги на западном склоне

Правая ветка дороги на западном склоне / Фото Александра Колмакова


Та дорога по проекту должна была пролегать через рощи яблонь Сиверса и абрикоса обыкновенного, и её прокладка потребовала бы сноса 613 этих деревьев. А всего под пилу шло свыше 5 тыс. стволов. Между тем и яблоня Сиверса, и абрикос занесены в международный список видов животных и растений, находящихся под угрозой (Красная книга) как редкие, исчезающие виды. Их "изъятие из природы", то есть вырубку, УК РК считает уголовным преступлением, и никакие "компенсационные посадки" не могут её оправдать.

2 апреля 2019 года проходил тендер, на котором администрация Иле-Алатауского парка собиралась предоставить управлению туризма в аренду участок в 17 гектаров для строительства дороги. Сайт Informburo.kz забил тревогу, опубликовав 3 апреля материал Серикжана Маулетбая "Нацпарк отдаёт земельные участки с краснокнижными растениями для строительства курорта "Кокжайлау". 4 апреля управление туризма Алматы выступило с хиленьким опровержением "Заявления об уничтожении краснокнижных деревьев на Кок-Жайляу беспочвенны", в котором фактически признало возможность вырубки деревьев и компенсационных посадок.

Я не исключаю, что именно предание гласности сделки между нацпарком и управлением туризма, нагло попирающей и международный, и казахстанский закон, и стало тем триггером, который привёл к поручению президента Токаева отложить реализацию проекта "Кокжайлау".

Итак, если верны вторая и третья версии, то раз тянут дорогу, строительство коммуникаций для курорта КЖ продолжается. Вопреки распоряжению главы государства и обещанию акимата всё заморозить.

Если соответствует действительности версия первая и дорога предназначена для курорта ЦСКА, то мы вправе спросить: а где проект курорта? Колмаков прав: никто его в глаза не видел и общественные слушания по нему не проводились.

Короче, куда ни кинь – везде, блин, клин.

Чуть более чем часто я писал о том, что проекты курортов ЦСКА и "Бутаковка" в природе пока не существуют. Но тендеры на ПСД строительства внешних инженерных сетей для этих объектов на общую сумму 170 миллионов тенге успешно завершились.

Так что у меня загадка лично для Бакытжана Сагинтаева: кто строит эту дорогу и для каких целей? На акима вся надежда, что он её разгадает. С кем я только ни говорил, кто в теме, – ни один не знает, что это за шлях такой.

Если никакого ответа не поступит, я буду иметь все основания считать, что в наших горах действуют строители-партизаны, вооружённые тяжёлой техникой. Они никому не подчиняются. Вспарывают горные склоны, сносят деревья, торят дорогу куда и как хотят.

Понимаю, что усложняю акимату задачу: там ведь до сих пор не могут определиться, на чьём балансе висит урочище Кок-Жайляу.

Но нет же таких крепостей, которые большевики чиновники не могли бы взять. Время выбрало вас. Дерзайте! Дорогу осилит бредущий. В том числе партизанскую.

Новости партнеров