Проект – отложить. Другое не рассматривается и не обсуждается
19 августа Informburo.kz опубликовал статью "Правительство всё-таки планирует строить курорт "Кокжайлау".
Как известно, 8 апреля этого года Бауыржан Байбек, в то время аким Алматы, по рекомендации президента страны Касым-Жомарта Токаева отложил "на три-пять лет" реализацию проекта "Кокжайлау".
Менее чем через два месяца, 31 мая, вышло подписанное премьер-министром Аскаром Маминым постановление Правительства №360, которым утверждалась "Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы".
В плане мероприятий этой программы в разделе "Горный кластер Алматинского региона" под №324 я обнаружил графу "Строительство курорта "Кокжайлау". Сроки строительно-монтажных работ – 2020-2050 годы. Стоимость строительства – 68 миллионов 960 тысяч тенге. Ответственные госорганы – акимат г. Алматы и Министерство культуры и спорта.
С поручением главы государства постановление и госпрограмма в этой части не слишком вязались.
Через три часа после выхода материала с редакцией связался заместитель акима Алматы Ержан Бабакумаров. Он сообщил: "Есть поручение президента страны Касым-Жомарта Кемеловича Токаева отложить строительство курорта. Акимат придерживается этого поручения. Другое не рассматривается и не обсуждается".
На следующий день, поздно вечером 20 августа, министр культуры и спорта Актоты Раимкулова написала на своей странице в Facebook, в частности: "Хотелось бы отметить, что Министерство культуры и спорта РК, как и любое правительственное ведомство, работает прежде всего в части разработки законодательных и нормативных актов. Зачастую любые решения и инициативы, вроде строительства тех или иных культурных, спортивных или туристических объектов – это прежде всего уровень местных исполнительных органов: акимат, маслихат и (при наличии) Общественный совет. Курорт "Кокжайлау" вышел за эти рамки, и решение по нему принято самим Президентом страны. И на данный момент поручение Касым-Жомарта Кемелевича Токаева общеизвестно: проект "Кок Жайляу" приостановлен (выделено мной. – Авт.)".
8 апреля в Twitter глава государства сообщил: "Аким Алматы Байбек предложил отложить проект (выделено мной. – Авт.) горнолыжного курорта "Кокжайлау" для изучения экспертных оценок, мнений жителей города. Поддерживаю данное решение, принятое по моей рекомендации. Спешки в этом важном вопросе быть не должно".
Как видим, в обоих случаях говорится об отложении, или приостановлении, именно проекта. А весь проект, кроме строительства самого курорта: гостиницы, канатной дороги, искусственного озера и т.д., – предполагает также сооружение связанных с ним и предназначенных для него других объектов.
Это подъездная дорога от улицы Дулати до границы курорта, наружные инженерные сети (газо– и водопровод, канализация, электрокабели). И трансформаторная подстанция. Которая имеет даже имя собственное – "Кокжайлау".
Поручение президента отложить строительство не выполняется
Однако, по крайней мере один объект, имеющий непосредственное отношение к курорту, строиться продолжает – медленно, но методично, как он строился последние пять с лишним лет.
Это та самая подстанция. Предназначенная, как написано во всех документах, для электроснабжения курорта "Кокжайлау".
Таким образом, поручение президента отложить проект не выполняется.
Это становится очевидным, если посмотреть на историю подстанции в фотографиях.
Нетрудно убедиться, что после 8 апреля работы на строительстве подстанции не останавливались. На июльском фото – в сравнении с февральским – здание уже оделось в леса. А в конце первой декады августа, спустя всего две недели после восхождения акима на плато, на фасаде появилась облицовка.
Обмен паспортов: трижды за пять лет
Срок ввода в эксплуатацию – 31 декабря 2019 года, что указано на паспорте объекта. Всего через четыре месяца.
Впрочем, у этого объекта обмен паспортов происходил регулярно.
Например, в прошлом году обещали сдать подстанцию в четвёртом квартале.
А пять лет назад сулили окончание работ в IV квартале 2015 года. Причём, судя по паспортам, внешний вид фасада подстанции после разморозки проекта в конце 2017-го заметно изменился.
История "болезни"
За минувшую пятилетку недостроенная подстанция стала, пожалуй, самым ярким символом урбанизации гор Заилийского Алатау. А для защитников урочища – "бельмом в глазу" и "гвоздём в ботинке".
Проследим хронологию развития этого проекта.
2012 год. По заказу Министерства индустрии и новых технологий АО "Казахстанский институт развития индустрии" и канадская компания Ecosign разработали "Системный план развития горнолыжных курортов города Алматы".
Он лёг в основу постановления Правительства № 1761 "Об утверждении Плана развития горнолыжных курортов мирового уровня в Алматинской области и близ города Алматы", которое 29 декабря 2012 года подписал премьер-министр Серик Ахметов.
Курорты планировали открывать на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) Иле-Алатауского государственного национального природного парка (ГНПП). Эти территории как бы находятся под защитой закона об ООПТ от 7 июля 2006 года №175. Они подразделяются на четыре категории:
- заповедного режима,
- экологической стабилизации,
- туристской и рекреационной деятельности,
- ограниченной хозяйственной деятельности.
Последняя категория была самой "либеральной" с точки зрения вмешательства человека в природу. По сведениям экологического общества "Зелёное спасение", земли ограниченной хозяйственной деятельности охватывают 52% из 200 тысяч гектаров Иле-Алатауского парка. Согласно статье 47 закона, на них разрешается ограниченный выпас скота, рыбная ловля, сбор ягод и грибов, пасеки, кустарные промыслы и т.д. (весь перечень на скриншоте).
Если нельзя, но очень хочется, то можно
Тем не менее, никакого капитального строительства объектов статья 47 не предусматривала. А как строить горнолыжные курорты на особо охраняемых территориях, если этого не позволяет закон?
25 января 2012 года был принят Закон РК № 548-IV "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий".
И в закон об ООПТ была добавлена статья 46-1 "Строительство объектов на участках государственных национальных природных парков, предоставленных в пользование для осуществления туристской и рекреационной деятельности". Таким образом, застройку разрешили – на основе договоров аренды земельных участков у нацпарков.
И теперь в законе соседствуют две статьи, одна из которых не подразумевает капстроительство в нацпарках, а другая – прямо его разрешает.
Единственный выживший
"План развития ГЛК" не был выполнен. От него остался только проект горнолыжного курорта "Кокжайлау", который пытались запустить дважды – в 2014-2015 гг. и в 2017-2018 гг. И всякий раз он пробуксовывал.
На первой попытке продвинулись до экспертизы проектно-сметной документации (ПСД). Потом помешали череда девальваций тенге и активисты. На второй – застряли на этапе сдачи технико-экономического обоснования (ТЭО) на экспертизу. Сдать не успели: проект вновь отложили.
Сам же "План развития ГЛК" в прошлом году реанимировали – в виде "Плана развития горного кластера", который разработала австрийская компания "Мастерконцепт". В этом году он превратился в грандиозный инвестпроект "Горный кластер Алматинского региона", включённый в госпрограмму развития туристской отрасли в 2020-2025 годах.
Единственным, что из всего плана-2012 начали строить, был вспомогательный объект – подстанция для курорта "Кокжайлау".
Участники сделки известны
Основанием для воздвижения подстанции стало постановление акимата Алматы № 4/1024 от 27 ноября 2013 года "О проектировании, строительстве и реконструкции объектов города Алматы".
Полное название проекта – "Строительство электрических сетей для внешнего электроснабжения горного курорта "Кокжайлау" Карасайского района Алматинской области".
Он включал прокладку кабелей и возведение электроподстанции ПС 110/10-10 кВ "Кокжайлау" с трансформаторами мощностью 2х40 МВА.
На портале госзакупок конкурсная документация доступна с 2016 года, не ранее. Однако участники сделки известны.
Заказчик – КГУ (коммунальное государственное учреждение) "Управление энергетики и коммунального хозяйства г. Алматы" (ныне управление энергоэффективности и инфраструктурного развития, руководитель Асет Масабаев).
Проектировщик – ТОО "Компания Тырна".
Подрядчик – ТОО "Завод "Электрокабель".
Технические условия на электроснабжение ГЛК "Кокжайлау" подготовлены и 2 октября 2013 года представлены заказчику строительства курорта, управлению туризма г. Алматы, региональной энергопередающей компанией АО "Алатау Жарық Компаниясы", которая входит в холдинг "Самрук-Энерго".
Идейный вдохновитель
Несколько слов о подрядчике строительства, который остаётся неизменным уже шестой год. На всех трёх паспортах объекта значится ТОО "Завод "Электрокабель". Персональный сайт основателя компании сообщает следующее: "В 2002 году Чикаевым Тавабиром Хайрулаевичем была создана производственно-строительная компания "Завод Электрокабель" и под его руководством успешно работает на энергетическом рынке Казахстана". Далее идёт перечисление заслуг г-на Чикаева, наград и достижений его завода.
Однако по документам Тавабир Хайрулаевич Чикаев не является ни учредителем, ни руководителем завода "Электрокабель".
Согласно справке "Правительства для граждан", полученной 28 августа 2019 года, учредитель этого ТОО – Чикаева Нармина Тельмановна, мать пятерых детей, супруга Тавабира Хайрулаевича. Первый руководитель – Артёменко Борис Владимирович. Его фамилия указана на последнем паспорте объекта.
Интерес к фигуре подрядчика вызван тем, что на строительство подстанции уже затрачены немалые бюджетные деньги.
Как быть в двух местах одновременно
Сегодня трудно выяснить точно, проводились ли общественные слушания по ТЭО и предОВОС или по ПСД и ОВОС строительства электроподстанции либо их не было вовсе.
11 февраля 2014 года управление энергетики и коммунального хозяйства получило положительное заключение государственной экологической экспертизы на проект "Оценка воздействия на окружающую среду" к рабочему проекту "Строительство электрических сетей для внешнего электроснабжения горного курорта "Кокжайлау" Карасайского района Алматинской области".
На четвёртой странице этого документа, в разделе "Общие сведения" указано:
"Участок строительства расположен по адресу: Карасайский район Алматинская область. (...) Участок проектируемого горнолыжного курорта "Кокжайлау" находится в границах г. Алматы, в южной его части, на северных склонах Заилийского Алатау, в пределах высот 1679-2100 м. Общая площадь осваиваемого земельного участка – 2865 га. Месторасположение: Карасайский район Алматинской области".
То есть, подстанция должна была строиться в Карасайском районе Алматинской области. Но, судя по приведённому документу, курорт должен был одновременно находиться и в границах города, и в Алматинской области.
Основанием для проектирования и последующего строительства подстанции стало постановление городского акимата. Ему должно было предшествовать заключение земельной комиссии. Но какая была комиссия – городская или областная? И на каком основании городское энергоуправление заказало строительство объекта на особо охраняемой природной территории, которая входит в состав нацпарка, но административно относится к области?
Немного забегая вперёд, скажем, что 2 декабря 2014 года вышло постановление Правительства №1267 "О переводе отдельных участков земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса города Алматы для строительства и функционирования объекта туризма".
Этим постановлением, которое подписал Карим Масимов, 1002 гектара Иле-Алатауского нацпарка переводились из категории земель ООПТ в категорию земель запаса Медеуского района города Алматы для строительства горнолыжного курорта "Кокжайлау". И 17 соток, на которых теперь стоит подстанция, входили в эту тысячу гектаров.
Ко времени выхода постановления подстанция строилась уже почти полгода. Получив положительное заключение государственной экологической экспертизы, управление энергетики и коммунального хозяйства Алматы направило главному государственному строительному инспектору РК уведомление о начале строительно-монтажных работ (СМР) на подстанции 11 июля 2014 года.
Публикуемый скриншот трудно назвать официальным документом в полном смысле слова: ни даты, ни подписи, ни печати, ни исходящего номера. Тем не менее, СМР на подстанции в июле начались. Об этом можно судить по тому, что к 10 августа 2014 года был вырыт котлован, на дне которого активисты провели в тот день протестный флешмоб.
Зыбкий правовой фундамент
Всё это вызывает серьёзные сомнения насчёт юридической безупречности и вообще правомерности строительства подстанции с первых его дней. Город начал стройку на земле, которая административно принадлежала области да ещё имела статус особо охраняемой территории и находилась в республиканской собственности, – причём за полгода до того, как участок поменял категорию на "земли запаса города" и получил целевое назначение – строительство курорта.
Кстати, год назад, в сентябре 2018-го, Людмила Кузнецова, директор ТОО "ГеоДата Плюс" (генпроектировщик курорта "Кокжайлау"), подала судебный иск к Наилю Нурову, директору ТОО "Almaty Mountain Resorts" (оператор проекта "Кокжайлау"). В частности, в иске было написано: "Ответчик бездействовал во взаимоотношениях с заказчиком (управлением туризма г. Алматы. – Авт.) по истребованию от него исходных данных, которые необходимы для выполнения работ по разработке ТЭО".
Под "исходными данными" подразумеваются, в том числе, правоустанавливающие документы на землю – то есть решения местных исполнительных органов об отводе земельных участков по проектам, предполагающим строительство новых объектов. Вообще-то они нужны до начала проектных работ. А Кузнецова уже намеревалась сдавать заказчику готовое ТЭО, но этих документов так и не было. В итоге 19 сентября 2018 года заказчик принял технико-экономическое обоснование без госактов на землю. Но при сдаче ТЭО на госэкспертизу этот номер бы не прошёл. И документы собирали уже потом, вплоть до весны этого года, когда проект приостановили.
Среди участков, на которые проектировщик не получил правоустанавливающие документы, в иске значились и 0,17 га подстанции ПС 110/10 кВ. И это спустя четыре с лишним года после начала её строительства.
Подозрения, что стройка была незаконной с самого старта, имеют веские основания. Но, чтобы признать её таковой, нужен весь пакет документов: протоколы тендера на разработку ТЭО, ОВОС и ПСД, протокол общественных слушаний по проекту, договор о строительстве, заключение земельной комиссии, постановление акимата, госакт на землю и т.д. А также необходима их правовая экспертиза.
Окончание статьи: Стоимость подстанции "Кокжайлау" приближается к 40 миллионам долларов из бюджета.
-
1🏃📱 Одному из участников ночного забега в Астане подарят iPhone 15 Pro
- 6353
- 0
- 20
-
2🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 4652
- 1
- 6
-
3🟢 Лицензирование детских садов введут в Казахстане с 2027 года
- 2396
- 3
- 18
-
4👨⚕️ Пациенту ампутировали ногу по вине врача: хирург избежал реального срока в ЗКО
- 2458
- 2
- 39
-
5🟢 Премию Михаила Дорофеева вручили основателю проекта Protenge Джамиле Маричевой
- 2499
- 0
- 8
-
6🆕🆕🆕🆕 Таразский университет использовали для фиктивной регистрации мигрантов
- 2394
- 1
- 16
-
7🟪 Ерлан Карин: Число вышедших из казахстанского гражданства с 2019 уменьшилось более чем в 16 раз
- 2395
- 6
- 104
-
8🛍Казахстанцы не стали реже запрашивать потребительские займы после введения новых ограничений по кредитованию
- 2511
- 0
- 10
-
9🌡Прогноз погоды на 21 ноября: метель и гололёд ожидаются на севере и востоке Казахстана
- 2656
- 0
- 5
-
10💬💬 "Мать была на работе..." О гибели четырёх детей при пожаре в Астане
- 2330
- 2
- 27