Прямой эфир Новости спорта

Эдуард Полетаев: Человеком года, безусловно, надо назвать главу Казахстана

Фото Depositphotos.com
Фото Depositphotos.com
Политолог о главных испытаниях и событиях уходящего 2024-го и планах на будущее.

На пути построения Справедливого Казахстана предстоит ещё много работы. Для этого необходимо укреплять основы общенациональной идентичности, повышать эффективность госуправления, последовательно развивать экономику, говорил в одном из выступлений Касым-Жомарт Токаев.

Задачи, которые были решены в 2024 году и которые ещё только предстоит поставить на повестку дня, корреспондент Informburo.kz обсуждала с казахстанским политологом Эдуардом Полетаевым.

– Эдуард Эдуардович, в последнем своём Послании президент отметил, что было предпринято немало системных шагов, нацеленных на повышение благополучия народа. Какие преобразования, произошедшие в республике за 2024 год, вы бы выделили особо?

– Послание – это документ прямого действия, в том числе подразумевающий некое подведение итогов реализации прошлогоднего Послания народу от 1 сентября 2023 года. Тогда на краткосрочную перспективу были поставлены цели, прежде всего повышение ВВП в два раза, до 450 млрд долларов к 2029 году.  

Во-первых, произошли масштабные реформы и трансформация политической системы. Во-вторых, наблюдалось повышение правовой культуры и формирование новых ценностей. В-третьих, это новая политическая реальность, обновление общественной жизни. Президент напомнил, что было принято 102 закона. Среди них можно выделить "Об общественном контроле", "О противодействии торговле людьми", "О науке и технологической политике", "О теплоэнергетике", специальный закон по решению проблем многократных кредитов.

Социальные вопросы были решены в определённой степени. В сфере защиты детей, например, был реализован закон, предусматривающий выплаты из Национального фонда. Не такие уж большие деньги были выделены на каждого ребёнка, но сам факт заботы о будущем поколении вызывает определённое уважение. Наказание за любые формы насилия в отношении несовершеннолетних – это тоже важно.

Можно вспомнить повышение минимальной заработной платы до 85 тысяч тенге. Это позволило немного улучшить условия жизни более одного миллиона человек.

– Чем отличалось Послание 2024 года от стратегических документов предыдущих лет?

– Видимо, тем, что в нём были поставлены определённые инициативы на короткий период, это документ социально-экономической направленности. Там выделено девять конкретных направлений предстоящей работы. Традиционно Послание насыщенное, охватило широкий спектр вопросов. Понятное дело, что правительству необходимо взять на себя ответственность, чтобы проработать эти решения, это всё требует умелых организационных действий. Неслучайно Токаев сформулировал показатель эффективности работы власти. Глава государства говорил о том, что с повестки дня проблема повышения компетенций госслужащих не снимается и принципы меритократии никто не отменял.

Традиционно президент напомнил, что идёт строительство Справедливого Казахстана, что с этого курса мы не свернём. Сама логика, вектор развития страны подчёркивают, что Послание сосредоточено на решении внутренних проблем. Много вопросов было поднято в налоговой сфере. Важно, что президент предложил перенести принятие Налогового кодекса на 2025 год, чтобы более качественно его подготовить.

Ну и, конечно, Касым-Жомарт Токаев не мог не упомянуть непростые внешнеполитические условия, сказал, что Казахстан придерживается миролюбивой и сбалансированной внешней политики. Это был своего рода сигнал зарубежным партнёрам страны. А в целом президент призвал сделать Казахстан комфортной и безопасной для жизни территорией, назвал это одной из основных задач, так что движение продолжается.

Правительство недавно опубликовало данные. Социальные расходы в стране – примерно 52% бюджета, это очень существенно, и это подчёркивает роль Казахстана как социального государства, что упомянуто в Конституции. Конечно, это очень проблемная сфера, потому что всегда пенсии и пособия меньше необходимых сумм, всегда есть жалобы на то, что минимальная потребительская корзина не охватывает реальных потребностей. Тем не менее государство что может, то и делает.

В итоге даже если посмотреть на пространство СНГ, у нас одни из самых высоких пенсий, а это очень существенная часть бюджетных расходов. Хотя уже действует солидарная пенсия, исходя из того, что люди сумели накопить на пенсионных счетах, плюс государственные выплаты, вполне возможно, что со временем пенсионная нагрузка на бюджет может несколько его облегчить. Потому что уже к пенсионному возрасту приближаются люди, которые сумели накопить значительные средства на своих счетах. Ну и плюс в Казахстане высокая рождаемость и пенсионеров в доле населения не так много, например, как в России или в странах Западной Европы. То есть имеется значительная доля населения, которое теоретически должно работать и не просить социальные выплаты у государства, должно способствовать росту ВВП страны.

Рассуждая о приоритетных направлениях социальной политики, можно вспомнить, что у нас в стране впервые средняя продолжительность жизни превысила 75 лет. Это результат не только улучшения основных медико-демографических показателей, но и того, что внедряются передовые методы лечения, строятся больницы, ОСМС также выполняет положительную функцию, хотя и остаётся несовершенным, критикуемым. 

– Как бы вы оценили качество исполнения задач, обозначенных Токаевым в Послании?

– Когда у политологов спрашивают, как вы оцените реализацию Послания президента, они смотрят на Общенациональный план мероприятий по реализации Послания. Как правило, он готовится в течение недели-двух после озвучивания Послания, определяют мероприятия, исполнителей. Как правило, это правительство, НПП "Атамекен", силовые структуры, ФНБ "Самрук-Казына", Национальный банк, акиматы городов и областей.

В прошлом году план состоял из 101 мероприятия. Причём это не значит, что реализация этих задач идёт от Послания до Послания. Какие-то, например, были реализованы в конце 2023 года, какие-то летом 2024-го, другие были поставлены до конца нынешнего года, а некоторые, допустим, до 2026–2828 годов. К примеру, президент в Послании 2023 года говорил о том, что площадь геолого-геофизической изученности должна увеличиться с 1,5 до не менее 2,2 млн квадратных километров. Вот эта задача растянута на несколько лет.

Или строительство новых автодорог, строительство и реконструкция водохранилищ, это тоже задачи до 2026 года. Задача по активизации строительства газоперерабатывающих заводов до 2028 года была поставлена. Причём ни в одном из 101 пункта нет мероприятия по доведению ВВП до 450 млрд тенге. Понятно, что это не задача, а стратегическая цель, она аккумулирует целый сонм нынешних и будущих задач, которые президент поставил в минувшем Послании и будет ставить в следующем.

По Посланию 2024 года правительство одобрило Общенациональный план спустя 8 дней – 10 сентября. Этот план состоит из 76 мероприятий. Чем меньше мероприятий, тем меньше бюрократии и формализма, тем легче проконтролировать выполнение Послания. Все эти пункты плана направлены на повышение устойчивости экономики, рост благосостояния граждан, предусмотрены  механизмы реализации вроде социального электронного кошелька, который собираются внедрять в ближайшее время.

Там затронуты многие вопросы. Например, проекты в сфере промышленности по использованию отечественного сырья и комплектующих, налаживание смежных производств. Мы говорим о роли внутристрановой ценности в казахстанской экономике. Один из аспектов реализации послания – это поддержка казахстанских производителей. Цель – создать условия для роста предприятий, увеличения выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Мы по-прежнему зависим от экспорта нефти, это наш основной продукт, который наполняет бюджет и Национальный фонд. 

Внешнеэкономическая ситуация определяет новые приоритеты для экономики. Хорошо, что у нас есть нефть, нефтедобыча, это дар Божий. Многие страны не имеют этого. Тем не менее проблемы с реализацией, диверсификацией поставок, резкими скачками цен на топливо и прочие ресурсы, которые экспортирует Казахстан, говорят о том, что необходимо дальше развивать отечественную промышленность. Её доля понемногу увеличивается, и это способствует экономической безопасности страны в первую очередь.

Ну и пора задуматься об импортозамещении. Часто говорят о том, что в стране полки магазинов забиты импортными продуктами, хотя есть все условия для того, чтобы обеспечить себя собственной продукцией. У нас же доминирует базарная экономика, лучше редькой торговать или трусами с носками, чем что-то производить. И даже не столько лучше, сколько проще, наверное. 

Всё-таки надо максимально облегчать возможности для запуска новых производств, пусть даже кустарных, ремесленных, где задействованы два-три человека. Есть же много простейших вещей, которые в Казахстане не производят.

Ещё в советское время в условиях дефицита у многих женщин стояли швейные машинки, они были способны изготовить необходимую одежду. А сейчас в стране не производятся элементарно зубные щётки или зубная паста. Да что там говорить, зубочистки, спички, целый перечень товаров, которые в гараже можно изготавливать, это всё привозится из-за рубежа, и на это тратится валюта. Так что над этим ещё очень много работать.

Считаю, что нам нужно начинать не с интеллектуально и технологически сложных крупных производств, а с самого простого. Вспомнить о том, что когда-то Казахстан изготавливал. Например, в 1982 году в сфере промышленности Алматы 70% взрослого трудоспособного населения были представителями рабочего сословия, сотрудниками предприятий лёгкой, тяжёлой, пищевой, прочей промышленности. А сейчас это торговый город, значительная часть населения задействована в сфере торговли и услуг.

Радует, что президент 2025 год объявил Годом рабочих профессий. Надеюсь, что много решений будет принято о повышении престижа рабочих профессий, и, наверное, о внедрении культуры труда. Хорошо, что мы научились торговать. Это тоже наука, и довольно непростая. Торговля – это тяжёлый труд. Казахстанцы в советское время были абсолютно неторговой нацией.

Торговать научились, теперь надо вспоминать прошлые навыки или заново учиться что-то производить, это важная задача. Нужно повышать местное содержание, иными словами, выравнивать и увеличивать экономическую самодостаточность. Поэтому ещё год назад президент отмечал, что надо максимально задействовать своё сырьё, кадры и товары, это и есть внутристрановая ценность. Например, новые правила госзакупок будут внедрены с 1 января 2025. Они упрощают ряд процедур, чтобы больше местных товаров и услуг закупало государство. 

Доля малого и среднего бизнеса выросла до 38,2%. Хотя в идеале могло быть 60%, а то и 80%. МСБ – это основа среднего класса, а средний класс — это основа стабильности и благополучия страны. По статистике, в стране больше 2 млн предприятий МСБ, а рабочие места — это более 4,2 млн человек. То есть в среднем на одно предприятие приходится чуть больше двух человек. Значит, у нас работают преимущественно индивидуальные предприниматели. Сколько из них зарегистрировано и сколько реально работает – цифры могут различаться.

Хотелось бы, чтобы были представлены определённые примеры. Допустим, ТОО или ИП с 8 или 10 сотрудниками вносит свою толику в развитие экономики страны. Вот такие кейсы от тех, кто сам себя умеет прокормить, не надеясь на помощь государства, надо в будущем популяризировать. И нужно показывать пример молодёжи, что не стоит надеяться на какую-то должность, не ждать манны небесной, не искать счастье за рубежом, а занимать свою нишу и работать.

В стране разрабатывается Цифровая карта бизнеса. У нас и так уже электронный формат оказания услуг достиг 99%, всё это тоже показывает движение вперёд. Правительство же говорило, что развитие ненефтяного сектора в основном и обеспечивало рост ВВП. Около 4% он может составить по итогам 2024 года. 

Есть одна закавыка. Она в том, что план по реализации Послания 2024 года не опубликован, есть даже запросы, почему он не публикуется и где можно с ним ознакомиться. Отвечают, что он почему-то не подлежит обязательному опубликованию. Это не секретный документ, и не совсем понятно, почему его нет в публичном доступе. Почему-то планы предыдущих лет есть, а нынешнего нет. Мне бы, например как политологу хотелось с ним ознакомиться, посмотреть, что за мероприятия в нём, кто за них ответственный, к какому сроку они будут реализованы. Без этого плана я не могу полноценно оценить ход реализации Послания.

– Глава государства говорил, что многие казахстанцы имеют по несколько кредитов: "Это крайне актуальная проблема, которая, без преувеличения, представляет опасность для нашего общества". Касым-Жомарт Токаев отметил, что в данном направлении были приняты специальные законы. На ваш взгляд, насколько эффективны меры?

– Да, эта проблема представляет опасность для казахстанского общества. С одной стороны, человек закредитованный – законопослушный, предсказуемый и работоспособный. В тех же США каждый должен иметь свою кредитную историю, иначе ему даже в аренду могут квартиру не сдать. То есть население там по максимуму закредитовано. Другое дело, что проценты небольшие. Кредитная история как бы добропорядочность гражданина отражает, фактически заменяет собой трудовую книжку, то есть видно, что если человек что-то берёт в кредит и добросовестно рассчитывается, то ему можно доверять.

Были в советское время кассы взаимопомощи при предприятиях. Советский образ жизни не подразумевал долговую кабалу, в кассах могли десятку, другую рублей выдать нуждающимся, но не более того.

В первые годы независимости Казахстана кредитной системы уже не было. Людям приходилось брать взаймы друг у друга – у знакомых, близких, родственников. Инфляция, девальвация, сложности с работой и прочие трудности очень часто приводили к невозврату, всё выливалось в определённого рода конфликты, в разрушение отношений. Были и криминальные группировки, которые выдавали значительные суммы. И если им не отдавали, то бизнесмен рисковал без головы остаться или с поломанными конечностями. Сколько таких случаев было и в Казахстане, и на постсоветском пространстве. Выдача кредитов населению микрофинансовыми организациями, банками второго уровня сделала этот процесс цивилизованным.

К сожалению, нет в мире людей и обществ, которые способны идеально запланировать процесс реализации потребностей, чтобы заработки соответствовали расходам. Всегда случаются какие-то непредвиденные ситуации – свадьба или похороны, ДТП или потеря работы. Но казахстанцы ещё не выработали определённый уровень финансовой грамотности, это серьёзная проблема. Поэтому и вступили в силу новые правила для заёмщиков.

Без биометрии электронные займы и онлайн-микрокредиты не дают, отсрочку по кредитам дали военнослужащим, которые поступают на срочную службу, бывшим призывникам на весь срок службы и на 60 дней после демобилизации. Ещё были наложены определённые ограничения по вознаграждению банками и микрофинансовыми организациями. Теперь можно через eGov бессрочно отказаться от получения банковских займов. Это хорошая инициатива, пару кнопок нажал, и мошенники за тебя не получат заём. 

Уровень мошенничества активизировался. Думаю, все казахстанцы сталкивались с этим. Много дискуссий было осенью этого года по запрету на выдачу онлайн-кредитов. Одни называли этот запрет преждевременным, другие говорили, что технологии искусственного интеллекта активно развиваются, можно подделать голос и изображение, поэтому нужно возвращаться к выдаче кредитов по старинке. Не оправдала себя интернетизация и перевод услуг в электронную форму. Наверное, нужно видеть живое лицо с реальным документом. И ничего страшного, если человек, который нуждается в деньгах, придёт в ближайшую МФО или банк второго уровня, чтобы получить кредит лично. 

– На ваш взгляд, каким выдался 2024 год для Казахстана? 

– Этот год был непростой, хотя бы с той точки зрения, что он високосный. С древних времён он считается годом опасности. В уходящем году и государству, и обществу пришлось решать важные задачи, бороться с беспрецедентными испытаниями – теми же масштабными весенними паводками. Мы помним, что задействовано было огромное количество госструктур, волонтёров, населения. Как говорится, нет худа без добра, казахстанцы показали свою сплочённость, удалось преодолеть трудности. Компенсации выплачены, новые дома и дороги построены, даже хороший урожай удалось собрать. Президент отметил, что за 10 лет был собран рекордный урожай – 26,7 млн тонн зерна.

Казахстан продемонстрировал, что в условиях геополитической турбулентности, роста вооружённых конфликтов, разворачивающегося очередного мирового экономического кризиса стране удаётся сохранять мир, согласие и стабильность.

У нас 2024 год был объявлен Годом туризма Казахстана в Китае, в рамках СНГ это Год волонтёрского движения. Кстати говоря, именно в РК волонтёрское движение проявило себя в полной мере. Появилось огромное число людей, которые безвозмездно, с серьёзными моральными и физическими ресурсами оказывали помощь в борьбе с паводками. Это ни для кого не секрет.

Можно ещё вспомнить о том, что верховный муфтий Казахстана объявил уходящий год Годом ислама и ценности традиций. А министр внутренних дел, например, объявил 2024-й Годом улучшения качества кадров. Надеюсь, вопросов к полиции со временем станет меньше.

Я бы ещё задумался о реформировании судебной системы в ближайшее время, потому что об этом говорится очень много, но на практике это достаточно проблемная сфера, во многом закрытая для общественности. Вы наверняка назовёте пять министров, депутатов парламента. И попробуйте вспомнить хотя бы пять фамилий членов Верховного суда, не говоря уже о городских или областных судьях. Мне кажется, нужно больше открытости и выявления системных проблем, которые сложились в этой ветви власти.

Одним из итогов 2024 года можно назвать суд над Бишимбаевым. Это такой онлайн-сериал, который собрал миллионы просмотров без режиссёров и продюсеров. Процесс этот был статичным, но открытость и значимость его для общества оказались очень существенными. Во всяком случае был принят закон "О семейно-бытовом насилии", вопросы прав женщин и детей актуализировали. Этот опыт собираются распространять и на другие резонансные уголовные дела. Я считаю это хорошей практикой. 

– Что, по вашему мнению, стало главным событием года?

– С политической точки зрения, это референдум по АЭС, который вызвал бурные дебаты и споры в обществе. Референдуму предшествовали общественные слушания, была проведена информационно-пропагандистская работа, чтобы разъяснить плюсы строительства АЭС в Казахстане. Ведь 2024 год ещё характеризуется констатацией факта изношенности энергетической инфраструктуры страны. Если мы не будем принимать необходимые решения, то окажемся на грани энергетического коллапса. И референдум, и его результат, когда большая часть населения проголосовала за, – это показатель того, что люди понимают ценность происходящего.

После развала Союза над большевиками смеялись: над лампочкой Ильича, планом ГОЭЛРО, но электричество тогда вытащило страну, по сути дела, на высокий индустриально-промышленный уровень. Сегодня же в условиях компьютеризации и роста потребления электричества без этого жизнь просто остановится. Энергетики напоминают, что на ряде ГЭС и ТЭЦ инфраструктура изношена на 80%, страна вынуждена закупать у соседей всё больше электроэнергии, поэтому наращивание энергомощностей, диверсификация энергоисточников жизненно важны.

Пока ещё не принято решение, кто будет строить, кто войдёт в консорциум, который предложил президент. Это дело не одного года. К сожалению, мы будем вынуждены больше платить за потребление электроэнергии. Эти деньги (из-за роста тарифов. – Ред.) пойдут на совершенствование энергоинфраструктуры. Хорошо, что об этом задумались.

Мы же меняли страну в прошлые годы по принципу евроремонта. Нам достался дом, его обложили сайдингом, панелями, поставили лифт, сделали всё красиво, а внутри коммуникации никто и не собирался менять, и они начали протекать, уже несколько лет текут. Прорывает канализацию, срывает краны, города замерзают. И теперь Казахстану придётся пройти непростую процедуру этого ремонта. Нам предстоит жить в доме, где будут менять трубы, уже начинают это делать. Это может быть несколько дискомфортно, но без этого никуда – вот почему референдум очень важен.

– Если говорить о ценностях, как вы считаете, на каких моментах было сфокусировано внимание казахстанцев?

– Это мир и согласие.

В следующем году мы отметим 30-летие АНК, я сам являюсь членом Ассамблеи народа Казахстана. Уже идёт подготовка к празднику. Думаю, президентом  будет озвучено много важного. Это будет значимое событие во внутриполитической жизни страны.

А человеком года, безусловно, надо назвать главу Казахстана. Не только потому, что у нас президентская форма правления, что основные векторы развития внутренней и внешней политики определяет президент.

Надо ещё судить по поступкам. Мы видим, что Касым-Жомарт Токаев вёл очень бурную и эффективную деятельность. В весенние паводки он выступил со специальным обращением к казахстанцам, лично инспектировал пострадавшие регионы, дал разгон нерадивым ответственным лицам, которые провалили противопаводковую подготовку либо реагировали недостаточно оперативно, консолидировал общество. Люди видели, что президент неравнодушен и активен в этом плане, поэтому и роль благотворителей возросла, бизнес выделил огромные деньги на поддержку населения, пострадавшего от паводков. Да и государство раскошелилось.

В стране многие мероприятия перенесли. Например, международный форум "Астана", на который должны были прибыть лидеры ряда государств и международных организаций, перенесли на 2025 год. На некоторые мероприятия бюджет сократили.

Ну и на внешнеполитическом контуре Токаев проявлял активность, ездил за рубеж, не забывая при этом посещать регионы Казахстана. То есть он по-прежнему лично контролирует ситуацию, наблюдает за происходящим, ситуация в стране находится под контролем. А это важно в нынешних условиях, когда ориентиры в мире у многих людей начинают теряться, когда мир в некотором смысле сходит с ума.

Сейчас сложно прогнозировать, что в следующем году произойдёт в мире. Поэтому то, что Казахстан остаётся островом стабильности, очень хорошо помогает сохранять здравомыслие, не увлекаться эмоциями. Ну и самое главное, это погода в нашем общем доме. Поэтому нам, наверное, нужно развиваться внутри страны и не обращать внимание на то, что происходит в некоторых странах и регионах.

– Насколько Казахстан в уходящем году был активным участником решения глобальных мировых вопросов и укреплял партнёрские связи?

– Наша страна председательствовала сразу в нескольких международных организациях – ОДКБ, ШОС до июля 2024 года, Международном фонде спасения Арала, вела проактивную внешнюю политику.

Токаев нанёс государственный визит во Францию. Это очень важный прецедент для стран постсоветского пространства, никто из других президентов с таким визитом во Франции не был. Ряд поездок у у главы Казахстана был на международные мероприятия, начиная от саммита БРИКС в Казани и заканчивая экологическими мероприятиями в Саудовской Аравии, Азербайджане. Недавно визиты прошли в Венгрию и Сербию. И в Казахстан тоже приезжали президенты и руководители международных структур.

Казахстан сильно зависит от окружения, через третьи страны проходит казахстанская нефть, другие экспортные продукты. Нам важно сохранять со всеми отношения, не вставать на чью-то сторону, не защищать чужие интересы, отстаивать свои, национальные. Страна находит понимание и поддержку у международных партнёров, хотя критические стрелы в адрес казахстанской многовекторности всё-таки появляются. Тем не менее по близкому периметру Казахстан выстроил взаимоотношения со всеми соседями – на севере, западе, востоке и юге – и действует в рамках этого позиционирования.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров