Прямой эфир Новости спорта

Какие проекты из стран Центральной Азии оказались в центре внимания ООН

Фото из личного архива Асем Тажиевой
Фото из личного архива Асем Тажиевой
Женщины-предпринимательницы, получившие международное признание в 2024 году, меняют мир с помощью технологий.

Технологии становятся инструментом социальных изменений, а женщины-предприниматели из стран Центральной Азии всё чаще оказываются в центре этих трансформаций. Финалистки международной премии Aurora Tech Award 2024 by inDrive Асем Тажиева из Казахстана, Фируза Эшонова из Узбекистана и Айнура Сагын из Кыргызстана продемонстрировали, как инновации могут решать важные социальные проблемы. Их стартапы не только помогают семьям, детям и окружающей среде, но и вдохновляют других женщин реализовывать проекты в сфере информационных технологий.

В материале Informburo.kz предпринимательницы расскажут, как они преодолевали сложности, чего добились благодаря участию в премии и какой вклад их проекты вносят в развитие общества.

Как новейшая платформа помогает перерабатывать отходы в Кыргызстане

Айнура Сагын – соосновательница платформы для переработки отходов Tazar в Кыргызстане. Приложение включает карту пунктов приёма вторсырья, где пользователи могут оставить заявку на вывоз определённых видов отходов. Оно помогает правильно сортировать отходы, организовать их сдачу и сократить общий объём непереработанного мусора.

Платформа была основана в 2020 году для решения проблем управления отходами и устойчивого развития в Кыргызстане. Как рассказывает Айнура Сагын, идея проекта возникла из осознания экологических проблем, с которыми сталкивается страна: отсутствие удобной системы передачи перерабатываемых материалов, стремительный рост количества отходов и недостаточная экологическая осознанность населения Кыргызстана.

"Мы заметили, что 70% отходов могут быть переработаны, однако фактически перерабатывается лишь 14%. Это вдохновило нас на создание платформы, которая бы объединяла производителей отходов с переработчиками и способствовала минимизации отходов и улучшению экологической грамотности", – сказала автор Tazar.

Одной из первых сложностей, по словам Айнуры Сагын, стало привлечение начального финансирования и формирование команды единомышленников. Команде приходилось сталкиваться с низким уровнем доверия к новым технологиям и недостатком знаний об экологических проблемах среди населения. Возникли также вызовы, связанные с построением партнёрств: многие переработчики и компании не сразу видели ценность сотрудничества. Несмотря на эти трудности и благодаря упорству, профессионализму и поддержке коллег, разработчики смогли не только запустить проект, но и сделать его успешным, отметила предпринимательница.

"Финансирование мы начали привлекать через консалтинговые проекты, партнёрства с международными организациями и проведение экологических кампаний. Кроме того, наша бизнес-модель включает монетизацию перерабатываемых отходов, что сейчас обеспечивает доход. Участие в таких инициативах, как Aurora Tech Award, также дало нам возможность получить ресурсы, знания и ценную обратную связь, которые помогли улучшить стратегию по масштабированию проекта", – объясняет создательница платформы.

Согласно задумке авторов, платформа способствует уменьшению количества отходов на свалках, увеличению процента переработки материалов и формированию экологически ответственного поведения. Создатели проекта предлагают простые и эффективные инструменты для граждан, бизнеса и образовательных учреждений, чтобы они могли вносить свой вклад в сохранение природы.

"Tazar также активно работает над повышением осведомлённости людей о климатических проблемах через статьи, исследования и образовательные кампании. Таким образом, мы создаём платформу, которая не только решает экологические проблемы, но и продвигает ценности социальной ответственности", – отметила Айнура Сагын.

Aurora Tech Award стала важным этапом для развития Tazar. Благодаря награде проект и его создатели получили международное признание. По словам Айнуры Сагын, это привлекло внимание к проекту и помогло им улучшить стратегию масштабирования. Самая ценная обратная связь от жюри касалась необходимости акцента на устойчивости бизнес-модели и реальных потребностях рынка. Кроме того, включение Айнуры Сагын в список 100 самых влиятельных женщин мира по версии BBC помогло привлечь к проекту новых партнёров и инвесторов.

Для масштабирования Tazar, по словам Айнуры Сагын, команда планирует привлекать дополнительные инвестиции и выходить на новые рынки. Участники проекта планируют расширить географию работы приложения, увеличив количество пунктов переработки отходов, а также усовершенствовать технологии для более эффективного взаимодействия с пользователями. Важным направлением остаются образовательные кампании, которые позволят повысить осведомлённость населения о переработке и климатических изменениях.

"Мой совет женщинам-предпринимательницам: не бойтесь рисковать и верьте в себя, даже если столкнётесь с предубеждениями. Найдите наставников и окружите себя поддерживающими людьми. Учитесь и развивайте свои навыки, не стесняйтесь просить совета у опытных коллег. Важно также строить сильную сеть профессиональных контактов и адаптироваться к изменениям. Помните, что путь может быть сложным, но упорство и решимость помогут вам достичь успеха и реализовать свои идеи", – даёт рекомендации предпринимательница.

Казахстанский стартап в помощь семьям с детьми с особенностями развития 

Ozim Platform – приложение для семей с детьми с особенностями развития. Автором проекта стала казахстанка Асем Тажиева.

Приложение позволяет родителям лучше понять этапы развития детей, а семьям, воспитывающим детей с особенностями, – адаптировать их к обществу и своевременно принимать меры для поддержки. В нём доступны образовательные видео, развивающие игры, а также инструменты для мониторинга прогресса ребёнка.

История Ozim Platform началась с миссии помочь родителям детей с особыми потребностями получить доступ к научно обоснованной и проверенной информации о развитии детей, рассказывает создательница платформы.

"Мы, как выпускники Высшей школы образования Назарбаев Университета и исследователи в области инклюзивного образования, начали с публикации научных статей на казахском и русском языках. Привлекали экспертов в области реабилитации и развития детей с особыми образовательными потребностями (ООП), цифровизировали необходимый для родителей контент", – рассказала о старте проекта его автор.  

Официально мобильное приложение команда запустила в 2021 году, а в 2023 году в партнёрстве с UNICEF она выпустила вторую версию приложения с обновлённым функционалом и контентом. В результате команда получила статус Digital Public Goods (цифрового общественного блага) и вошла в базу лучших ИТ-решений ООН.

"Мы постоянно анализируем опыт пользователей и стремимся улучшать наш сервис. В этом году мы решили сделать для себя новый шаг – скоро запустим платформу для обучения специалистов, педагогов и всех, кто развивает детей с особыми образовательными потребностями", – добавила казахстанка.  

Первые наброски приложения были в ежедневнике. Авторы проекта изучали референсы и пытались отразить в приложении потребности родителей. Затем же они реализовали задумки, а во второй версии предусмотрели геймификацию для того, чтобы мотивировать родителей изучать материалы и получать за это баллы.

"Мы должны были отработать с предпринимателями, чтобы были лоты, которые родители получат взамен на баллы. Однако у нас не хватило ресурсов пилотировать и запустить этот механизм, так как мы занимались всем: искали финансирование, генерировали контент, работали с экспертами, редактировали материалы, наряду с этим мы сами проводили исследования и пытались дальше выявлять трудности раннего вмешательства", – говорит Асем Тажиева.

Финансирование на реализацию проекта команда получила в Фонде социального развития Назарбаев Университета. Создатели платформы выиграли конкурс социальных проектов. Далее в рамках партнёрства с UNICEF участники проекта получили финансирование на второй релиз приложения и получение статуса DPG. Команде также удалось поработать в секторе B2B (формат взаимодействия, при котором одна компания предоставляет товары или услуги другой компании) и привлекать финансы на контент. Кроме того, они привлекли финансирование на проведение исследования и генерацию контента через CARCEIT (Центрально-Азиатский исследовательский центр инноваций и трансформаций в образовании) в Назарбаев Университете.

"Недавно одна из мам рассказала, что её супруг благодаря обучающим видео научился делать массаж и теперь ежедневно помогает своему ребёнку с ДЦП. Эксперты также отмечают, что к ним обращаются семьи не только из Казахстана, но и из других стран Центральной Азии. Такие примеры, на первый взгляд личные, демонстрируют потенциал для масштабного влияния – именно к этому мы и стремимся", – делится опытом Асем Тажиева. 

Задача проекта, как отметила предпринимательница, – объединить родителей и экспертов, а следующая важная цель – создавать условия для профессионального развития специалистов и внедрения международных стандартов качества в их работе.

"У каждого стартапа есть цель масштабироваться, у нас появилась возможность познакомиться с представительницами из разных стран. Я лично увидела, как креативность и инновационный подход могут решать проблемы с водой, медициной, проблемами общения. Для себя сделала вывод, что наши решения помогли бы нашим странам и нам было бы неплохо рассмотреть партнёрство со стартапами, которые уже решают проблемы в своей стране и могут пригодиться нам. Поэтому, если вдруг надумаете развивать социальный или экостартап, посмотрите на кейсы победительниц Aurora Tech Award", – добавила Асем Тажиева.

Совсем недавно команда представила Ozim Platform на Central Eurasian Silicon Valley в Сан-Франциско, Калифорния. Участники познакомились с разными людьми из мира ИТ, ещё раз убедились в том, что они строят уникальную историю. В США многие создают стартапы, которые трансформируют жизнь людей и имеют миссию.

"Там мы и решили действовать в направлении обучения специалистов и педагогов, вдохновились речью CEO Coursera. Мы уже начали налаживать международные партнёрства", – поделилась предпринимательница.

Асем Тажиева советует женщинам, стремящимся развивать социальные стартапы, ответить на несколько важных вопросов: действительно ли это то, чем я хочу заниматься в ближайшие пять лет? смогу ли я верить в свой продукт, даже если услышу 200 отказов от инвесторов? готова ли я развивать себя и свою команду, чтобы достичь большой цели?

Инновации в логопедии от создательницы из Узбекистана

Фируза Эшонова – основательница Mila4AI, технологического стартапа для детей с особенностями речи. Команда Mila4AI создаёт приложение, которое использует ИИ и компьютерное зрение, чтобы оценить корректность выполнения логопедических упражнений.

"Мы обучили нейросеть интерпретировать движения лицевых мышц, участвующих в звукопроизношении, и распознавать звуки и движения пальцев. На основании этого обучили её оценивать правильность выполнения упражнений, в режиме реального времени давать подсказки, как исправить совершаемые ошибки", – объясняет Фируза Эшонова.

Приложение адаптирует упражнения под возможности каждого ребёнка, учитывая его физические и анатомические особенности, не сравнивая с детьми без речевых нарушений. Анимационные элементы помогают ребёнку интуитивно понять, как выполнять задания. Если ребёнок допускает ошибку, приложение подсказывает, как её исправить.

Для логопедов и родителей приложение автоматически генерирует статистику и отчёты. Они позволяют отслеживать прогресс ребёнка за определённый период, фиксировать статус на конкретную дату и выявлять типичные ошибки. Это помогает сосредоточиться на ключевых аспектах, требующих корректировки. На основании объективных данных логопеды могут индивидуально корректировать планы занятий, делая их максимально эффективными.

"Идея создания возникла у меня, так как у моего сына дизартрия и он несколько лет проходил реабилитацию в различных частных и государственных клиниках. Поэтому я очень хорошо понимаю, с какими трудностями сталкиваются родители и как наше приложение поможет логопедам, родителям и, самое главное, детям", – рассказывает Фируза Эшонова.

Медицина и образование считаются одними из самых консервативных сфер. Как отмечает создательница приложения, это часто приводит к сложностям в разработке и продвижении инновационных решений, особенно тех, которые меняют устоявшиеся стереотипы и традиционные подходы.

Другой основной проблемой стал доступ в государственные лечебные и образовательные учреждения, рассказывает Фируза Эшонова.

"Логопеды и нейропсихологи самих учреждений и рады бы поработать с нами, со многими из них мы сотрудничаем, но решения о проведении пилотного тестирования и тем более внедрения находятся вне зоны их компетенции. А для разработки нашего проекта нам важно провести пилоты не только в частных, но и в государственных учреждениях и адаптировать ПО под них, потому что мы отмечаем разные методологии и подходы к реабилитации между государственным и частным секторами", – пояснила предпринимательница.

Проект уже получил финансирование от бизнес-ангела и использует собственные средства, но для быстрого развития требуются дополнительные инвестиции.

Многие инвесторы, как полагает автор проекта, предпочитают вкладывать в более популярные отрасли, такие как финтех или гейминг, где легче определить спрос на продукт. По мнению специалистов, этот проект ничуть не уступает в привлекательности другим инновационным решениям.

"Сейчас очень много организаций, помогающих стартапам, и не только социальным. Мы обычно выбираем программы, специализирующиеся на проектах в здравоохранении или сервисах для людей с ограниченными возможностями. Такие программы помогают расширить профессиональный нетворк, разобраться в особенностях сектора и требованиях регулятора. Это колоссальная поддержка. И я очень благодарна всем моим менторам и спикерам из этих программ. Наиболее знаковым для нас было участие в 4С Accelerator for Medical Innovations в Германии, совместной программе EIT Health and CIMIT (ЕС и США), CUNY Public Health Innovations в США и InnovateNow в Кении", – поблагодарила Фируза Эшонова.

Создатели приложения пока не смогли найти площадку для пилотирования и внедрения проекта в Узбекистане, несмотря на то что они обращались в министерства и ведомства, международные фонды и организации.

"Тем не менее в таких странах, как США, Россия, Великобритания и даже Кения, у нас проходят пилотные проекты, в которых участвуют почти 300 пользователей, включая как нормотипичных детей, так и детей с серьёзными психоневрологическими нарушениями – ДЦП, аутизмом и синдромом Дауна. Дети, которые не хотели выполнять упражнения, потому что они неинтересные, а порой физически трудные для них, теперь с удовольствием занимаются через наше приложение. Прогресс наблюдают не только родители и логопеды, его видят и сами дети, и это их очень мотивирует", – сообщила Фируза Эшонова.

Она уверена: регулярность занятий – ключевой фактор успеха. В свою очередь, приложение обеспечивает непрерывность реабилитации, делая логопедию доступнее: в ряде стран очередь к специалисту длится от 3 до 12 месяцев, а услуги частных логопедов может позволить себе не каждый. Стоимость нашего "виртуального логопеда" кратно дешевле частного. 

"Сейчас мы работаем только через канал B2B2C. Вскоре запустим ряд совместных проектов с частными клиниками. Совместными усилиями мы продвигаем гибридный метод реабилитации, когда очные занятия с логопедом сопровождаются занятиями через наше приложение", – рассказала о своих планах девушка.

Справка Informburo.kz

B2B2C – бизнес-модель, при которой компания продаёт свои товары или услуги другой компании, но с учётом интересов конечных потребителей. Иными словами, одна компания предоставляет свой продукт или сервис другой, которая в дальнейшем предлагает его своим клиентам.

Фируза Эшонова советует предпринимателям, во-первых, сосредоточиться на развитии своего продукта и избегать участия в программах, которые лишь повторяют основные принципы социального предпринимательства. По её мнению, важно уделять внимание именно тем инициативам, которые помогут реально продвинуть проект и добиться успеха.

"Во-вторых, определите свою целевую аудиторию. Возможно, ваш продукт будет полезен многим, но для начала лучше сконцентрироваться на более узкой аудитории. В-третьих, взаимодействуйте со своей целевой аудиторией, причём как можно раньше. Никакой продакт вам не расскажет то, что расскажут вам ваши пользователи", – считает собеседница.

По её словам, стартап – это не спринт, а марафон. Важно не сдаваться после первых неудач. Если верить в свой продукт, поверят и другие, уверена предпринимательница.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров