Примечание: материал опубликован 28.02.2020, когда законопроект впервые вынесли на обсуждение. 17.09.2020 текст и заголовок материала были изменены после внесения Сенатом поправок в законопроект о противодействии коррупции.

17 сентября на пленарном заседании Сената обсудили законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции". Депутаты внесли поправки и вернули документ в Мажилис. Нижняя палата Парламента обычно принимает дополнения и отправляет закон на подпись президенту.

Informburo.kz разбирался, какие поправки внесли в законопроект.

Алматы и ещё четыре области лидируют в списке самых коррумпированных регионов

В 2019 году Казахстан занял 113-е место из 198 стран в индексе восприятия коррупция в рейтинге Transparency International. В том же году в стране совершили более двух тысяч коррупционных преступлений, среди которых:

  • получение взяток – 649;
  • дача взяток – 440;
  • мошенничество – 327;
  • злоупотребление должностными полномочиями – 283;
  • присвоение или растрата вверенного чужого имущества – 243;
  • служебный подлог – 140.

Среди лидеров по коррупционным преступлениям: Алматы, Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Туркестанская и Мангистауская области.

Госслужащим запретят принимать любые подарки

Законопроект о противодействии коррупции, поступивший в Сенат на рассмотрение, призван изменить ситуацию с коррупцией в стране. Депутаты высшей палаты Парламента вернули документ в Мажилис, дополнив его изменениями. Одна из поправок – запрет на принятие любых подарков какой-либо стоимости госслужащими и лицами, которые приняли на себя антикоррупционные ограничения.

"Устанавливается запрет на дарение государственным служащим подарков любой стоимости. Вводится запрет на принятие материального вознаграждения, подарков или услуг членами семей лиц, принимающих на себя антикоррупционные ограничения", – сказал депутат Сената Андрей Лукин на заседании Сената.

Сейчас в законе о противодействии коррупции содержится норма, согласно которой за любой подарок госслужащему предусмотрена ответственность:

  • за подарки стоимостью до 2 МРП (5 302 тенге) – административная;
  • за подарки дороже этой суммы – уголовная.

Но дарителей часто вводила в заблуждение статья 509 Гражданского кодекса, в которой прописано, что ограничения не распространяются на "обычные подарки", стоимость которых не превышает 10 МРП (26 510 тенге).


Читайте также: "Деньги народа втихую распределяют". Поможет ли запрет на УДО побороть коррупцию?


Теперь, согласно поправкам, ни госслужащие, ни члены их семей не имеют права получать материальное вознаграждение, любые подарки или услуги от людей, в пользу которых совершили действие или бездействие на службе.

Если даритель решил отблагодарить госслужащего или членов его семьи денежным переводом, то средства нужно перечислить в республиканский бюджет в течение двух недель с момента их обнаружения на счёте. В органах госдоходов придётся объяснить обстоятельства поступления денег.

Если госслужащий или члены его семьи получили услугу, то её стоимость тоже придётся вернуть в республиканский бюджет в течение семи календарных дней со дня оказания услуги.

В Уголовном кодексе появится новая статья – "Провокация преступления"

Ещё одно изменение, которое внесли сенаторы, касается 412 статьи Уголовного кодекса ("Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности"). Народные избранники предложили дополнить её и наказывать оперуполномоченных за провокацию преступлений.

"Предлагается внести изменения в статью 412-1 ("Провокация преступления") Уголовного кодекса, согласно которой под провокацией преступления понимаются незаконные действия должностного лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или досудебное расследование, склонившие лицо к совершению преступления с целью последующего изобличения и привлечения к уголовной ответственности или шантажа", – сказал Андрей Лукин.


Читайте также: Казахстан поднялся в рейтинге стран по уровню восприятия коррупции. Как мы этого добились?


Провокация преступления грозит:

  • лишением свободы на срок от трёх до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до семи лет;
  • сопряжённая с насилием либо угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, либо использованием материальной или иной зависимости лица, – лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до десяти лет;
  • повлёкшая совершение лицом тяжкого либо особо тяжкого преступления или наступление иных тяжких последствий, или совершённая в интересах преступной группы, – лишением свободы на срок от 10 до 12 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью сроком на 10 лет.

Сотрудников квазигоссектора приравняют к госслужащим

В список лиц, на которых распространяется закон о противодействии коррупции, депутаты предлагают включить сотрудников квазигоскомпаний. Они предложили добавить к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций:

  • должностных лиц, занимающих должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения в квазигосударственном секторе;
  • лиц, занимающихся закупками в квазигосударственном секторе.

Полицейские не смогут работать в подчинении у родственников

Полицейским предлагают расширить список родственников, которых нельзя принимать на работу в подчинение. Статью 17, пункт 1, подпункт 9 Закона РК "О правоохранительной службе" предлагают изложить в такой редакции (жирным подчёркнуто новое в законе):

"Сотрудник не вправе занимать должность, находящуюся в непосредственной подчинённости должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями, детьми, усыновителями, усыновлёнными, полнородными и неполнородными братьями и сёстрами, дедушками, бабушками, внуками), супругом (супругой) и (или) свойственниками (полнородными и неполнородными братьями и сёстрами, родителями и детьми супруга (супруги), а также иметь в непосредственном подчинении близких родственников, супруга (супругу) и (или) свойственников".

Такие же ограничения предусмотрели и для сотрудников специальных государственных органов:

  • органы национальной безопасности;
  • уполномоченный орган в сфере внешней разведки;
  • Служба государственной охраны Республики Казахстан.

Документ уточняет недопустимость совместной работы на госслужбе близких родственников, супругов или свойственников. Госслужащие обязаны будут письменно информировать руководство родственниках, которые претендуют на госслужбу.

Кроме того, сотрудникам правоохранительных органов хотят запретить заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией. Исключения:

  • когда это является его должностными обязанностями в соответствии законом;
  • в случае покупки паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, облигаций на организованном рынке ценных бумаг, акций коммерческих организаций (простые акции в объёме, не превышающем 5% от общего количества голосующих акций организаций) на организованном рынке ценных бумаг.

Бизнесу и квазигоссектору рекомендуют создать антикоррупционные комплаенс-службы

27 февраля на IV Республиканском форуме предпринимателей в Нур-Султане председатель Агентства по противодействию коррупции Алик Шпекбаев сообщил, что понятие "коррупция" хотят распространить и на бизнес.

"Защищая интересы бизнеса, мы также ведём работу по трансформации сознания и самих предпринимателей. Добропорядочность при ведении дел должна стать незыблемым стандартом. Этот процесс заметно активизируется с полноценным введением института антикоррупционного комплаенса в квазигосударственном и частном секторах", – сказал он.

Институт антикоррупционного комплаенса предусмотрели в поправках, которые сейчас вернули в Мажилисе. В статью 16 Закона "О противодействии коррупции" предлагают внести пункт 3:

"В субъектах квазигосударственного сектора определяются структурные подразделения, исполняющие функции антикоррупционных комплаенс-служб, основной задачей которых является обеспечение соблюдения соответствующей организацией и её работниками законодательства о противодействии коррупции. Субъекты предпринимательства, не являющиеся субъектами квазигосударственного сектора, вправе создавать антикоррупционные комплаенс-службы".


Читайте также: Понятие "коррупция" будет распространяться и на бизнес. Законопроект уже внесли в Парламент


Комплаенс – это соответствие требованиям и нормам, в этом случае – антикоррупционным. Другими словами, это защита интересов компании, инвесторов, клиентов, сотрудников путём соблюдения коммерческими организациями действующих законов, правил и стандартов, направленных в том числе на предотвращение коррупции.

В компаниях квазигоссектора предлагают ввести должности комплаенс-офицеров, которые будут следить за исполнением антикоррупционного законодательства при госзакупках и других сферах деятельности.

Бизнесу же только рекомендовали иметь такие комплаенс-службы.

Руководителей нацкомпаний будут привлекать к ответственности за непринятие мер по противодействию коррупции.

Также сенаторы предложили поправку о преобразовании Национального бюро по противодействию коррупции в Агентство РК по противодействию коррупции.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter