Для поддержки пострадавших от засухи фермеров сегодня принимаются экстренные меры. Даны поручения по выделению удешевлённого ГСМ специально на сенокос, при этом косить сено разрешат даже на охраняемых природных территориях. Ситуацию контролирует и президент страны, обсуждая с акимами наиболее пострадавших регионов принимаемые меры. Министерство сельского хозяйства со своей стороны предлагает ввести ограничения экспорта кормовых культур на полгода. Однако, по мнению экспертов, эти по сути "пожарные" меры не решат всей проблемы. 

“Это ничего не решит. Если никаких системных решений не будет, в следующем году мы снова столкнемся с этой же проблемой. Нам надо в корне перестраивать политику, планирование (в агросекторе), должна быть в стране кормовая безопасность. Нужно решать и проблемы с дефицитом воды”, – заявил экономист Арман Байганов. 

Он напоминает: такие процессы как изменение климата, глобальное потепление начались не вчера и не внезапно. Об увеличении засушливых территорий в Казахстане учёные предупреждали давно. Проблема дефицита воды в стране также не нова, и это необходимо было учитывать в программах развития отрасли. 


Читайте также:


"Наше сельское хозяйство очень низкопродуктивное, пока очень мало современных технологий применяется, и поэтому фермеры менее защищены от таких катаклизмов. В животноводстве, особенно на севере, по-прежнему мало кормовых культур выращивают. Всегда надеются на погодные условия, меньше заготавливают кормовых культур, и конечно, если что-то произойдёт, такие хозяйства в первую очередь и пострадают”, – отметил Байганов. 

Введение запрета на экспорт кормовых культур, по мнению экономиста, проблему не решит. Цены на продукцию, в первую очередь мясную, в любом случае пойдут вверх. Он уверен: Министерству сельского хозяйства сейчас необходимо извлечь уроки из случившегося, и начинать работать над долгосрочной стратегией развития агросектора, в которой как будут учтены происходящие экологические изменения, так и заложены механизмы стимулирования внедрения современных ресурсосберегающих технологий. 

“Сельское хозяйство у нас под ударом. Особенно личные подворья, небольшие подсобные хозяйства, они пострадают сейчас больше других. Сложившаяся ситуация именно в животноводстве даст откат назад, на год-два. Всё, что раньше делали, например, программа "Сыбага" (по увеличению поголовья – Ред.), просто откатится. Поэтому необходимо полностью кардинально менять политику в области сельского хозяйства на государственном уровне. Надо давать больше поддержки современным методам агротехнологий и в животноводстве, и в растениеводстве. У нас, к сожалению, новый министр приходит, направления меняет, субсидии меняет. Когда есть неопределённость такая для сельчан – конечно, это на отрасль влияет, никто не будет рисковать. Они привыкли, что новый министр может отменить всё что было. И когда такая ситуация, никто не думает о долгосрочном, все знают, что министра через год поменяют, и никто не думает о долгой перспективе”, – сказал Байганов.

Член Клуба молодых экспертов при сенате парламента, кандидат сельскохозяйственных наук Руслан Асаубаев также уверен, что настало время для пересмотра долгосрочных стратегий. Сегодняшние меры не смогут обеспечить стабильность на рынке, более того – они также весьма рискованные. 

“Будет дефицит продукции, будет повышение цен на (социально значимые) продукты питания, на мясо. Если по продуктам питания (в правительстве) заявили, что есть намерение заключить форвардные договоры, что из третьих стран закроют потребность. Но есть большие риски: будут ли продукты в этих странах?

Например, возьмем Кыргызстан. Они обратятся в министерство, министерство – в местные органы, местные органы обратятся к фермерам. Пойдут ли на такие уступки фермеры, чтобы договориться о какой-то цене, ведь форвардные контракты – это фиксированная цена. Фермеры – они самые грамотные, и хорошо владеют обстановкой, они прекрасно понимают, что цена может взлететь, и тогда они деньги потеряют. Пойдут они на это или нет? Здесь большие риски возникают. По животноводству, мясной продукции ситуация потяжелее. В России – африканская чума, границы закрыты, как продукция будет поступать? Безусловно, пути найти можно и необходимо. Я думаю, что надо готовую продукцию закупать, и переработанную (колбасы), и свежемороженое мясо, чтобы закрыть потребность и цены как-то удержать”, – резюмировал он. 

Запрет на экспорт кормов, полагает Асаубаев, в определённой мере может помочь сдержать цены. Однако здесь также необходим анализ потребности в этих кормах внутри страны и готовности мощностей для их хранения. "Опять нас подводит статистика – на местах не знают, сколько кому что нужно”, – отметил эксперт. 


Читайте также:


Он солидарен с мнением, что в животноводстве произойдёт существенный откат назад, что в определённой мере нивелирует многолетние усилия по увеличению поголовья сельхозживотных в стране. Нужно пересматривать стратегии развития, включая все составляющие – от глобальных климатических изменений до детального зонирования по регионам, определять ориентиры, поддерживать внедрение современных технологий и стимулировать приход молодых специалистов в отрасль. Другого пути для аграрного сектора, если в стране хотят его развивать, не существует. 

Кандидат сельскохозяйственных наук, главный редактор специализированного журнала "Аграрный сектор" Николай Латышев отмечает, что сегодня уже можно дать первые оценки последствий засухи, и в целом для сельского хозяйства, несмотря на действительно серьёзные масштабы засухи, они не настолько критичны. 

“Мы сами недавно ездили по ряду хозяйств и видели, какая сейчас ситуация. Она немножко улучшилась, июльские осадки очень сильно помогли, и это, кстати, прогнозировалось. С другой стороны, кормовая ситуация тоже стала немного налаживаться. Дожди прошли, в том числе и по сухим регионам, стала отрастать трава и хотя бы пасти скот стало чуть легче, кормёжка немного облегчилась, немного ситуация выправляется. Так что страхи, что урожая не будет, всё пропало, – это не есть правда. Урожай будет, причем он пёстрый будет – у кого-то ничего, у кого-то хорошо, но в итоге ближе к среднему. Но опять же это рассыпается на кучу условий. Хозяйства, которые работают давно, как правило, и к засухе готовы, и заранее предусматривают все условия, делают, что необходимо, и получают нормальный урожай. Есть, конечно, и поля, которые уйдут вообще.

Осадки, которые выпали в июле, значительно улучшили ситуацию по Восточному Казахстану, Акмолинской области, Северному Казахстану; в Павлодаре в этом году даже лучше ситуация, чем в прошлые годы. Не всё так критично плохо, как может показаться из соцсетей”, – подчеркнул он. 

Латышев отметил, что у казахстанских фермеров уже накоплен большой опыт преодоления различных трудностей, в том числе климатических. Поэтому большая часть предприятий сумеют выйти из сложной ситуации. Однако во многом дальнейшее положение дел будет зависеть и от решений чиновников. 

“Если будут какие-то заградительные пошлины, нельзя будет вывозить продовольственное зерно, это, конечно, очень сильно ударит по хозяйствам”, – сказал он. 

Рост цен на продовольствие, в том числе на зерновые, масличные, – это мировой тренд, и это позволит казахстанским фермерам достаточно неплохо заработать. Вместе с тем, добавил эксперт, в соседней России также ожидается хороший урожай зерновых: например, только Сибирь рассчитывает собрать 16 млн тонн.

Если будет введён запрет на экспорт продовольственного зерна в Казахстане, российские поставщики сумеют быстро занять традиционные ниши казахстанских экспортёров, и восстановятся ли в дальнейшем, после снятия запретов, торговые связи – большой вопрос.  

“Нужно правильно выйти из этой ситуации. Чтобы людям, которые не могут сами купить корма, была оказана какая-то помощь, поддержка, каким-то образом удешевить эти корма. (…) Легко ввести запрет, сложно потом восстанавливать все эти разрушенные связи. Поэтому здесь нужна рука на пульсе, должна быть трезвая оценка ситуации”, – пояснил Латышев. 

Напомним, засуха в Казахстане привела к отставке министра сельского хозяйства Сапархана Омарова.