В Карагандинской области мальчика держала в гараже его бабушка. Факт выявили в Темиртау ещё в августе, но известно об этом стало только сейчас. Ребёнка уже прозвали "Маугли из Темиртау".

О каких проблемах в обществе свидетельствуют участившиеся случаи жестокого обращения с детьми и как с этим бороться, разбирались журналисты "31 канала".

Информацию о пострадавшем ребёнке в интересах следствия не разглашают. По информации источников "31 канала", мальчик может быть ментально нездоров. У него не было никаких документов, поэтому он никогда не стоял на учёте и его не могут поместить в психиатрическую клинику. Пока он находится в центре адаптации несовершеннолетних.

"Установлена жительница Темиртау, занимавшаяся его ненадлежащим воспитанием. По данному факту зарегистрированы уголовные дела по статье 126 УК РК "Незаконное лишение свободы" и статье 141 УК РК "Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей". Все участники событий установлены, допрошены", – прокомментировал ход расследования руководитель пресс-службы департамента полиции Карагандинской области Бахытжан Кудияров.

По данным ЮНИСЕФ, половина взрослых казахстанцев считают нормой физическое наказание детей. Они не видят в этом ничего плохого, потому что их воспитывали так же. Эксперты же убеждены, что физическое насилие – не метод воспитания, а способ взрослого человека выплеснуть свой негатив на ребенка.

"Если ребенка бьёт чужой человек, то у него вырабатываются гормоны стресса: адреналин, норадреналин, кортизол. Если ребенка бьют родители или в присутствии родителей, то эти гормоны не вырабатываются. Ребёнок воспринимает агрессию как норму, – объяснила детский врач-психиатр, психотерапевт отделения медико-социальной реабилитации Центра психического здоровья Светлана Вейсенберг. – А кто может вырасти из ребёнка, который воспринимает агрессию как норму? Да, или агрессор, или жертва. Скорее всего, жертва".

Если такие случаи выявляются, родителей ждёт довольно мягкое наказание – штраф. Но такое происходит очень редко. Обычно проблему замалчивают и школы, и соседи, и сами дети. Сейчас в законе предусмотрена административная ответственность для педагогов и врачей за несообщение о фактах насилия в семье по отношению к детям. Но и расследование нужно вести осторожно, так как любые экспертизы и допросы наносят дополнительные травмы ребёнку.

Детский психиатр Татьяна Дегтярь пояснила, что насилие над ребёнком – это не только применение физической силы. 

"Под насилием понимается ограничение двигательной активности, когда ребёнку запрещают бегать, прыгать, громко разговаривать. Есть пищевое насилие, когда ребёнка заставляют съедать всё, что подаётся. Может быть эмоциональное насилие, когда ребёнка игнорируют в его потребностях", – отметила Татьяна Дегтярь.

Также формой насилия является буллинг – травля, высмеивание каких-то особенностей ребёнка, выставление его перед другими детьми нехорошим, обзывание. И может быть физическое прямое насилие, когда ребёнка дёргают, шлёпают, бьют.

"Любое насилие влияет на здоровье и психику ребёнка, – подчеркнула психиатр. – Последствия индивидуальны: от нарушения сна, аппетита, страхов и фобий до стойкого агрессивного протестного тяжёлого поведения, рвоты, энуреза, диареи и невроза".

Детский психолог Жанна Сафиуллина подчеркнула, что у пережившего насилие ребёнка могут быть проблемы с доверием и низкая самооценка.

"Пережившие физическое насилие дети дошкольного возраста могут проявлять негативизм, агрессию, жестокость по отношению к животным. У них снижается самооценка, наблюдается подавленное состояние, появляются трудности в общении – трудно доверять и строить отношения с другими людьми, – отметила эксперт. – Жизнь ребёнка продолжается, он растёт, взрослеет, получает новый опыт, но последствия насилия могут проявляться даже через много лет.

"Травма может быть настолько сильной, что не хватает ресурсов, чтобы пережить, переварить этот опыт, и тогда часть души ребёнка остаётся взаперти. Один на один с чувствами беспомощности и страха. При длительном насилии над ребёнком постепенно может развиться депрессия, встречаются попытки самоубийства", – сказала Жанна Сафиуллина.

Член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Марианна Гурина уверена, что большое количество случаев жестокого обращения с детьми – признак серьёзных проблем в казахстанском обществе в целом.

"Факты, конечно, ужасающие. И они говорят об общем неблагополучии общества. Детская беспризорность – это результат роста детского алкоголизма, наркомании, безработицы", – подчеркнула эксперт.

Она полагает, что ответственность за применение насилия в отношении детей должна быть не административной, а уголовной. 

Также Марианна Гурина указала на такую проблему как острая нехватка работников органов опеки. По её словам, в двухмиллионном Алматы работают лишь 11 человек – фактически получается по одному на каждый район. Конечно, они не в состоянии оказать помощь каждой проблемной семье. Участковых полицейских тоже не хватает, подчеркнула она.


Читайте также: