Что сделали алматинские врачи, после ареста которых их коллеги со всего Казахстана сплотились и открыто выступили за декриминализацию медицинских правонарушений? Почему в их дело вмешался президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев? Кто такой Нурсултан Кудебаев, после смерти которого на третьи сутки задержали медиков?

Корреспондент informburo.kz выяснил, что произошло с погибшим во время операции, каковы результаты независимой экспертизы, к каким выводам пришли немецкие врачи, которые обследовали пациента, и почему подозреваемыми по делу оказались казахстанские медики.

Кто такой Нурсултан Кудебаев и почему он оказался в больнице

Первые новости о Нурсултане Кудебаеве появились в казахстанских СМИ 28 августа 2019 года. Тогда стало известно о смерти сына начальника департамента полиции Алматы Серика Кудебаева. Как выяснилось, он был старшим сыном главного полицейского города.

В свои 29 лет он занимал должность заместителя прокурора Алатауского района Алматы. Был женат, у него осталось трое детей.

За месяц до своей смерти Нурсултан Кудебаев попал в ДТП. Где и при каких обстоятельствах – не уточняется. Известно лишь, что 28 июля (воскресенье) он упал с квадроцикла где-то в Алматинской области. В тот же день он обратился в ближайшую клинику ГКБ №7.

"Там ему поставили диагноз: "перелом суставной впадины лопатки, перелом левой ключицы, закрытый неосложнённый перелом трёх рёбер", – рассказывает двоюродный брат Нурсултана Кудебаева Бахтияр Абдраимов.

Бахтияр Абдраимов признан потерпевшим по делу, хотя у погибшего остались и более близкие родственники – супруга и родители.

Что произошло во время операции

Два дня Нурсултана Кудебаева готовили к операции. 30 июля его повезли в операционную, но до хирургического вмешательства дело так и не дошло.

В распоряжении informburo.kz оказались материалы уголовного дела, где расписаны действия врачей. Из них следует, что анестезиолог ГКБ №7 Мирзахметов ввёл наркоз. В медицинской терминологии это седация, которую ещё называют искусственной комой или медикаментозным сном, и миорелаксация – снижение тонуса скелетной мускулатуры за счёт введённых лекарств.

Однако с подключением к аппарату искусственной вентиляции лёгких, который используется при анестезии во время операции, возникли проблемы. Анестезиолог не смог ввести трубку в горло пациента. Из-за этого операцию остановили, а Нурсултана Кудебаева привели в чувство.

В соцсетях пишут, что при поступлении в больницу Нурсултан Кудебаев якобы был пьян, к тому же принимал стероиды (анаболики для роста мышечной массы). В таком случае анестезия не воспринимается организмом, говорят эксперты. Но, по словам Бахтияра Абдраимова, Нурсултан Кудебаев был трезв. Это подтверждается медицинскими документами. Принимал ли погибший стероиды, Бахтияр Абдраимов ответить не смог.


Адвокат потерпевшего Айман Умарова (в центре) и двоюродный брат погибшего Бахтияр Абдраимов (справа) / Фото informburo.kz

Из-за проблем с анестезией и невозможности оперировать к делу пациента привлекли Каната Тосекбаева – он тогда был руководителем управления общественного здоровья Алматы. Глава горздрава порекомендовал главного травматолога города Каната Тезекбаева – главврача больницы №4.

Родственники погибшего уверяют, что именно по настоянию Каната Тезекбаева пациента перевезли из ГКБ №7 в ГКБ №4. Это произошло вечером 30 июля – в тот же день, когда Нурсултану Кудебаеву пытались провести операцию.

В больнице №4 на следующий день пациента обследовали. Всё это время больной самостоятельно передвигался, рядом с ним была супруга, его навещали родные и друзья.

1 августа врачи начали две операции: остеосинтез (соединение сломанных костей с помощью фиксаторов) лопатки и ключицы.

Как проходила операция в ГКБ №4 (по данным адвоката родственников Нурсултана Кудебаева):

Начало в 08.05, окончание в 11.15, реанимация длилась 40 мин. Анестезиолог Аскар Тунгушбаев ввёл наркоз (пропофол 1% – 200 мг, реланиум 0,5% – 10 мг, фентанил 0,005% – 0,2 мг, польсуксан – 200 мг, седация, миорелаксация) и подключил к аппарату искусственной вентиляции лёгких.

Первая операция по остеосинтезу лопатки прошла без осложнений. Канат Тезекбаев (оперировавший врач) покинул зал. Травматолог Мейрамбек Жумагулов (ассистент) начал вторую операцию на ключицу.

В 11.15 у пациента произошла внезапная остановка сердца. В операционную вызвали заведующего отделением анестезиологии и реаниматологии Мурата Сиезбаева. Начались реанимационные мероприятия, сердцебиение восстановилось. Через 15 минут произошла вторая остановка сердца. Спустя 10-15 минут работа сердца восстановлена.

После операции Нурсултана Кудебаева перевели в реанимацию с диагнозом: "постреанимационная болезнь", "постгипоксическая энцефалопатия (повреждение мозга)", "отёк головного мозга", "анемия средней степени тяжести". Он был без сознания, в состоянии комы, на аппарате искусственной вентиляции лёгких.

Почему Нурсултана Кудебаева госпитализировали в Германию

"За это время у него произошёл отёк мозга, по сути он уже не функционировал. Врачебная халатность и ошибки были допущены в процессе подготовки к операции и во время операции. Врачи должны были учесть тщетную попытку своих коллег из 7-й больницы, должны были принять во внимание реакцию Нурсултана на наркоз. Мой брат сначала получил дозу анестезии в ГКБ №7, спустя чуть более суток ему ещё раз ввели наркоз, в несколько раз превышающий допустимую норму", – говорит Бахтияр Абдраимов.

Родственники подключили других врачей. Нурсултана Кудебаева осматривали медики из США, Турции, России и других клиник Алматы. И лишь одна клиника из Германии согласилась взяться за лечение пациента. Спустя 21 день после операции Нурсултана Кудебаева перевезли в клинику Германии.

"Всем процессом транспортировки руководил Канат Тезекбаев. Он давал письменное разрешение, в противном случае германские врачи не приняли бы Нурсултана. Канат Тезекбаев выделил для сопровождения в полёте врача-реаниматолога из числа своих сотрудников", – утверждает Бахтияр Абдраимов.

Он представил запись с камер наблюдения больниц и аэропорта. На видео видно, как Нурсултан Кудебаев самостоятельно заходит в больницу №7. Затем вместе с Канатом Тезекбаевым выходит из больницы для перевозки в больницу №4. В конце зафиксирована транспортировка пациента в аэропорт Алматы в сопровождении медиков, в том числе и Каната Тезекбаева.

21 августа Нурсултана Кудебаева приняла клиника "Рен клиникум" города Бад-Нойштанд-ан-дер-Зале штата Бавария, ФРГ. Его поместили в реанимацию под наблюдение врачей. Оперативных вмешательств не было.

"По результатам обследования немецкие врачи пришли к выводу, что состояние Нурсултана Кудебаева соответствует всем критериям смерти мозга при гипоксическом повреждении мозга после реанимации. Они считают, что других возможностей лечения не было и возобновления жизнедеятельности не представлялось возможным", – показывая выписку из немецкой клиники, говорит адвокат потерпевшего Айман Умарова.

В Германии Нурсултану Кудебаеву провели компьютерную томографию мозга. Она показала комплексный отёк мозга.

"Картина обширного гипоксического повреждения мозга", – диагностировали врачи, указав, что результатов предыдущего исследования им не представили.

26 августа Нурсултан Кудебаев скончался в немецкой клинике, не приходя в сознание.

Кто был оперирующим врачом Нурсултана Кудебаева?

После смерти Нурсултана Кудебаева главврача больницы №4 Каната Тезекбаева отстранили от работы. Согласно материалам уголовного дела, он был оперирующим врачом Нурсултана Кудебаева. На этом настаивает и двоюродный брат погибшего, который сопровождал Нурсултана в Германию.

Канат Тезекбаев не общается с прессой. Он подписал подписку о неразглашении тайны следствия. Нам удалось поговорить с его супругой Диной Тезекбаевой. Она утверждает, что её муж не настаивал на перевозке пациента из одной больницы в другую и не был оперирующим врачом.

"Отец Нурсултана (Серик Кудебаев, глава департамента полиции Алматы. – Авт.) приезжал к нам домой, чтобы забрать Каната в больницу. По настоянию отца Нурсултана и Каната Тосекбаева (экс-главы управления общественного здоровья Алматы. – Авт.) пациента перевезли из седьмой в четвёртую больницу. Это не была инициатива моего супруга. Он сказал: "Подождите, сегодня только сняли с операционного стола. Какая перевозка во время наркоза? Оставьте его, обследуйте хотя бы сутки", – говорит Дина Тезекбаева.


Дина Тезекбаева

По её словам, Канат Тезекбаев действительно сопровождал больного в аэропорт при транспортировке в Германию.

"Канат не один сопровождал скорую помощь, с ним были заведующий отделом реанимации, лечащий врач и другие специалисты, потому что перевозили пациента на аппарате искусственной вентиляции лёгких. Пациент был тяжёлым. Решение о транспортировке принимают лечащий врач и заведующий реанимационным отделением. Канат ставит подпись как главный врач", – объясняет она.

Супруга врача настаивает, что Канат Тезекбаев не был оперирующим врачом.

"Есть протокол операции, его изъяли. Там чёрным по белому написано, кто оперировал и кто два ассистента: первый Канат. Если главврач присутствовал в операционной, это не значит, что он был оперирующим врачом", – заметила супруга.

Она подтвердила, что в Казахстане Нурсултану Кудебаеву проводили исследование головного мозга. Результаты хранятся в истории болезни.

Что показала независимая экспертиза

29 августа, спустя два дня после смерти Нурсултана Кудебаева, отдел полиции Турксибского района Алматы начал досудебное расследование. В тот же день прокуратура Алматы из-за конфликта интересов передала уголовное дело департаменту экономических расследований Комитета финансового мониторинга Минфина РК.

30 августа следователи привлекли комиссию из департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг Алматы. В неё вошли шесть независимых специалистов

"Была изучена медицинская документация. Так как не было вскрытия и судмедэкспертизы, независимые эксперты не могут точно определить, с чем связана смерть. Заключение является предварительным. Чтобы сделать окончательное, нужна судмедэкспертиза. В комиссию вошли работники кафедры, учёные, независимые специалисты, чтобы мы не могли влиять на их мнение", – пояснила председатель Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава РК Людмила Бюрабекова.

Читайте также: Минздрав о смерти Кудебаева: Не было вскрытия и судебно-медицинской экспертизы

Специалисты из независимой комиссии пришли к выводу, что врачи неверно оценили риски повторной операции. Они не учли, что в первый раз возникли проблемы с анестезией и подключением пациента к аппарату искусственной вентиляции лёгких. Не была проведена предварительная диагностика. Остановку сердца эксперты связали с неадекватной анестезией.

В материалах дела сказано, что дозировка наркотических анальгетиков не соответствовала норме, указанной в инструкции по применению. Неправильно рассчитана концентрация препарата для ингаляционной анестезии.

Почему арестовали врачей, а потом отпустили

На основании предварительного заключения специалистов 31 августа задержали анестезиолога больницы №4 Аскара Тунгушбаева. Ранее в практике таких дел врачей не задерживали, а обвинения предъявляли только после судебно-медицинской экспертизы.

Тем не менее Аскара Тунгушбаева уже 1 сентября (через пять дней после смерти Нурсултана Кудебаева) признали подозреваемым по уголовному делу. 2 сентября следственный судья Алматы Сырым Джаксылыков санкционировал ему меру пресечения в виде ареста. Основание: он, находясь на свободе, может воспрепятствовать объективному расследованию уголовного дела.


Аскар Тунгышбаев (в кепке) после освобождения / Фото пресс-службы управления общественного здоровья Алматы

Адвокат анестезиолога отказался комментировать дело, сославшись на тайну следствия.

Читайте также: Биртанов о задержании врачей: Нет такой необходимости лишать свободы

20 сентября задержали главврача больницы №4 Каната Тезекбаева. Его, как и анестезиолога, подозревают в ненадлежащем выполнении профессиональных обязанностей медицинским работником, повлёкшим по неосторожности смерть человека (статья 317, часть 3, УК РК).


Канат Тезекбаев / Фото со страницы Каната Тезекбаева в Facebook

22 сентября, через два дня после задержания, следственный судья Болатбек Загиев санкционировал Канату Тезекбаеву меру пресечения в виде содержания под стражей. Основания те же, что и в деле анестезиолога.

В постановлении суда отмечается, что врачи приступили к операции, не убедившись в готовности пациента к оперативному вмешательству, а также без изучения результатов обследования в ГКБ №7.

"Канат Тезекбаев, занимая руководящую должность в ГКБ №4 и будучи непосредственным руководителем медработников операционной бригады, путём дачи устных указаний воспрепятствовал полному и необходимому обследованию Нурсултана Кудебаева, что в итоге привело к необратимым последствиям, то есть к смерти пациента", – сказано в постановлении судьи.

Супруга врача Дана Тезекбаева обратилась к президенту Казахстана с просьбой вмешаться в дело. Она посчитала, что её супруга незаконно взяли под стражу. Касым-Жомарт Токаев, который был в тот момент в Нью-Йорке, поручил разобраться в деле медиков.

Читайте также: Токаев поручил разобраться в деле врачей, задержанных после смерти сына главы ДП Алматы

Сразу после этого 25 сентября Аскара Тунгушбаева и Каната Тезекбаева освободили из следственного изолятора. Их выпустили на свободу под подписку о невыезде и надлежащем поведении. Апелляционная коллегия по делу Каната Тезекбаева посчитала, что решение судьи Болатбека Загиева нарушает нормы Уголовно-процессуального кодекса. Дело в том, что арест применяется в том случае, если санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок свыше пяти лет. В этом деле врачей – до пяти лет.

Действия судьи Болатбека Загиева теперь рассмотрят на дисциплинарной комиссии, сообщил пресс-секретарь Верховного суда Казахстана Айдос Садуакасов.

При этом ни у кого нет претензий к судье Сырыму Джаксылыкову и апелляционной коллегии Алматинского областного суда, вынесшим аналогичное решение по делу анестезиолога.

Читайте также: Глава МВД о деле алматинских врачей: Давления со стороны Серика Кудебаева и прокуратуры не было

В департаменте экономических расследований уголовное дело не комментируют, ссылаются на тайну следствия. Министр внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев заверил, что никакого давления на следствие не оказывали ни отец погибшего – начальник департамента полиции Алматы Серик Кудебаев, ни МВД, ни прокуратура.

Как дело врачей вылилось в протест медиков

После задержания врачей в соцсетях опубликовали петицию от ОО "Республиканская медицинская палата" с требованием декриминализировать медицинские правонарушения.

К министру здравоохранения РК Елжану Биртанову обратились врачи, провизоры и фармацевты "КазМедФарма" с просьбой защитить коллег. Обращения от медиков поступали и в адрес заместителя председателя партии Nur Otan Бауыржана Байбека.

Высказался и министр здравоохранения:

"Человеческий организм не компьютер. Ни один даже самый выдающийся врач не может гарантировать, что всё пойдёт по плану и не будет осложнений. Если человек стал в результате инвалидом или, к сожалению, скончался, ответственность должна быть. Никто не говорит, чтобы вывести из-под ответственности, если это преступная халатность. Но когда человек работает и старается спасти жизнь, а ему говорят: "Умер пациент – значит, ты виноват", то мы категорически против", – сказал Елжан Биртанов.

Он подчеркнул, что нет необходимости лишать свободы врачей на время следствия. Более того, в законодательстве нет понятия "врачебная ошибка". В новом Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения министерство планирует ввести термин "медицинский инцидент" – неожиданные осложнения и неблагоприятный исход при лечении, связанные с особенностями организма.