Сагинтаев говорил с алматинцами в каждом районе. Как прошла завершающая встреча в "Атакенте"
Бакытжан Сагинтаев в течение месяца встречался с жителями всех восьми районов Алматы. Первая выездная встреча прошла 3 августа в Турксибском районе, завершающая – 29 августа в отеле КЦДС "Атакент" в Бостандыкском.
"Бостандыкский район – последний район, с жителями которого я встречаюсь. Судя по тому, сколько на встречу пришло, здесь больше вопросов, чем даже в Алатауском. Всех выслушаем – открытый диалог, для этого пришли", – начал встречу аким Алматы.
После его 40-минутного выступления слово дали жителям. Вопросы горожан заняли три часа. Как это было – в репортаже informburo.kz.
В городе отремонтируют троллейбусные сети
На встречу с акимом жителей Бостандыкского района приглашали заранее, расклеивая объявления на подъездах домов. Никакого доклада Бакытжан Сагинтаев не читал. Как пояснил его пресс-секретарь Асет Мукажанов, подготовленного заранее текста выступления у акима нет. Не было скучных цифр, статистики. Аким рассказывал о планах развития города и жалобах от населения.
В сфере общественного транспорта он признал, что в Алматы не хватает минимум 600 автобусов. Сейчас их в городе 1 600. Ежедневно стоят из-за поломки 160 единиц, их ремонт затягивается надолго. Такая же ситуация в троллейбусном парке.
"Ежедневно сходит 30-40% троллейбусов, линии обрываются – изношены. Будем менять 5 км линии по Тимирязева. На это выделили 350 млн тенге. Сейчас идёт проектирование. В следующем году планируем все сети поменять и дополнительно установить подстанции. Хотим ещё 200 троллейбусов закупить", – поделился градоначальник.
Также он прокомментировал поставку автобусов на газе, которые должны были выйти на линию ещё в июне.
Читайте также: Задержку поставки 200 автобусов на газе в Алматы объяснили санкциями США против Китая
"200 автобусов мы сейчас ожидаем, 50 стоят на границе с Китаем. До конца года привезём. Я разговаривал с руководством двух заводов. Если будем в большом количестве заказывать автобусы, то надо свои предприятия загружать, чтобы здесь оставались налоги, это рабочие места. Нам это выгодно, чем откуда-то привозить автобусы", – добавил он.
Глава Алматы решил с Правительством вопрос выделения финансирования для строительства станций метро "Сарыарка", "Достык" и "Калкаман".
Gate City передадут на баланс Алматы
Отдельно он остановился на печально известном проекте – строительстве города-спутника Gate City.
"В сторону Капшагая есть G4 City. Строили в своё время город-спутник, когда жилищный бум стоял в начале "нулевых", до кризиса. Обеспечили полной инфраструктурой, но эти участки пустуют. Я вышел с предложением отдать один участок во владение города – Gate City, где можно построить 600 тысяч квадратных метров жилья. Наши граждане, которые стоят в очередях, могут жить там, чем болтаться где-то непонятно. Будет жильё хорошего качества, там появится социальная инфраструктура", – заявил он.
На неоформленные земли выдадут документы
В черте города акимат тоже занялся проблемами неоформленных земельных участков и домов.
"В своё время выдали, потом тысячу раз планы акимата меняются: то так рисуются, то по-другому, то попадаешь под красную линию, то нет. Люди нервничают. Особенно это проблема Алатауского района – таких тысяча участков. Из них мы за неделю выдали документы 52%. Это была чисто наша внутренняя бюрократия", – сказал он.
В ближайшее время остальные тоже получат документы.
"Не будет ни одного хозяина земли или дома, который ходил бы в неведении. Они получат своё решение. Это их собственность. Они у государства ничего не просят, дай просто бумагу. Почти 1000 домов попадают под ограничения. Когда вносили изменения в Земельный кодекс, меняли СанПиН: это водоохранная зона и земля возле кладбищ. Люди давно жили там, но коллеги из министерства что-то придумали, территорию расширили. И они сразу попали под эту запретную территорию. Теперь ни продать не могут, ни отремонтировать, нет перспективы никакой", – пояснил аким Алматы.
Бакытжан Сагинтаев провёл переговоры с премьер-министром и нашёл решение. Будут приняты поправки, согласно которым те дома, которые были построены до изменения кодекса, не попадут под эти ограничения.
"Пока жители не скажут "хорошо" – акты не подписывать"
После выступления акима слово дали алматинцам. Горожане три часа задавали вопросы и жаловались Бакытжану Сагинтаеву. Но он ответил только на несколько из них, остальные записывал. В некоторых случаях поднимал подчинённых и отправлял подробнее поговорить с жителями. Самые интересные публикует informburo.kz.
Одна из пришедших пожаловалась на некачественную работу по благоустройству двора в микрорайоне Казахфильм.
"В течение года я бьюсь с Бостандыским акиматом. Я скидывала им видеозаписи, как проводили работы. Бордюры привезли некачественные, через три месяца они рассыпались. Остальные материалы тоже сыпятся. Подрядчик – ТОО "Асат курылыс", сотрудники – непрофессионалы. Я прошу вас провести проверку, чтобы устранили недостатки за счёт подрядчика или тех, кто подписал акт выполненных работ", – обратилась к акиму Наталья Казанцева.
"Каждый раз на встречах слышу про нерадивых подрядчиков. Деньги выделяются на различные проекты, но из-за подрядчиков большие проблемы – некачественное исполнение. Я внёс предложение: пока жители не скажут "хорошо" – акты не подписывать. Это же делается для людей. Если люди говорят "некачественно" – зачем подписывать? Пусть переделывают. Должен быть гарантийный срок. Разберёмся", – заверил аким.
Читайте также: "Смотреть глазами жителей". Что думает Бакытжан Сагинтаев о настоящем и будущем Алматы
Горожане жаловались на состояние арыков, отсутствие воды, проблемы с КСК и модернизацией жилья. Были вопросы по получению адресной социальной помощи и даже закрытию магазинов.
"Я живу на Розыбакиева – Утепова. В нашем районе был магазин "Арзан". Цены для нас, пенсионеров, были приемлемые. Но полгода назад единственный супермаркет закрыли. Кто-то выкупил. Помогите заново открыть магазин "Арзан". Второе: по Розыбакиева плохо ездит транспорт, можно сказать вообще не ездит. Единственный есть 77-й автобус, и то со скандалом добились. Все ездят по Гагарина. Для нас трагедия доехать до вокзала "Алматы-2". Несколько лет назад 6-й троллейбус ездил, сейчас убрали. Мы не можем доехать и до центра города. Верните, пожалуйста, троллейбус", – попросил акима пенсионер.
Тем, кто долго задавал вопросы, отключали микрофон. Бакытжан Сагинтаев периодически просил зал не шуметь и призывал к спокойствию.
"Там, где метро начинается, – сейсмоопасные земли, земля прогибается. Но там собираются строить 12-этажные дома с медценром. Я обращалась в Бостандыкский акимат, мне ответили, что это будет спортивный комплекс с культурным досугом для жителей. Кому верить? Этим застройщикам, которые без документов? У них аренда земли только на три года. Или акимату? Жители против этого", – пожаловалась алматинка на стройку в сквере на Абая – Гагарина.
Звучали вопросы про кальянные, рестораны, которые не дают покоя жителям.
"Недавно вернулся из Павлодара, где местные жители с благодарностью вспоминают вашу работу. Регион реально расцвёл. Алматинцы тоже будут благодарны, если вы приостановите точечную застройку в центре города и поможете владельцам изымаемого имущества для госнужд компенсировать по реальным рыночным ценам", – предложил горожанин.
На что ещё жаловались акиму Алматы?
Любовь Ризванова вручила Сагинтаеву обращение от предпринимателей.
"Я работаю на "Атакенте". У меня только один вопрос: будет ли расширяться улица Тимирязева и убираться BRT, вернётся ли автобусная остановка в прежнее место? Вы всё время говорите, что помогаете малому бизнесу. Но на самом деле нас зажали так, что к нам клиенты не приходят и мы разоряемся", – сказала она.
Пешеходы, наоборот, поддерживают транспортный коридор для автобусов.
"Ощущение, как будто все приехали на личных авто. Но ведь BRT перевозит около 200 тысяч людей в сутки, а до запуска было меньше 100 тысяч. Представьте, если уберут BRT и все эти люди пересядут на автомобили. Что будет? Я считаю, что ни в коем случае нельзя убирать BRT и расширять Тимирязева. За счёт чего расширять Тимирязева? За счёт зелёных насаждений? Это непонятно. У меня вопрос: когда будет строительство второй очереди BRT, я знаю, что она должна быть до Восточки. И вопрос: по генплану на Аль-Фараби должны были быть троллейбусы, троллейбусная линия Аль-Фараби – Малое кольцо и на Медеу. Будет ли это в ближайших планах?" – задала вопрос Светлана Ромашкина.
Бизнесмены жаловались на снос уличных павильонов.
"Я индивидуальный предприниматель. Мы занимаемся овощами и фруктами. Вопрос с павильонами не решён. Мы платим налоги, но место, где ведём торговлю, не узаконено. Будет ли стимулирование уличной торговли? Я бы хотела попросить акимат выдавать нам официальное разрешение для ведения торговли в законных местах. Ведь районный акимат не может всегда закрывать глаза на наши нарушения", – попросила женщина.
Вопрос торговых павильонов волновал многих предпринимателей.
"Когда сносили уличные торговые точки, альтернативу предоставили в виде СПК "Алматы" и "Алматы азык". У них есть несколько точек, которые дают в аренду за 100 тысяч тенге в месяц, но это просто земля. Я должна предоставить макет торговой точки, стоимость которого от 2 до 5 млн тенге. Если бы у меня было 2-5 млн, я бы, наверное, картошкой не торговала. Я у государства ничего не прошу, сама зарабатываю. Создайте, пожалуйста, условия. Мы поставим бутик, но не за 2 млн", – поделилась своей проблемой бизнесвумен по имени Куляш.
Других интересовал вопрос бесплатных секций и кружков для детей. Тренер по мотокроссу Вячеслав Яновский рассказал, что вынужден заниматься со спортсменами за пределами Алматы.
"Ко мне обратились с предложением построить трассу для мотокросса на международном комплексе трамплинов "Сункар". Провели исследование, опросили соседей, никому не мешает. Трасса была построена за счёт родителей учеников и гонщиков. Нам предоставили землю. Сейчас сменилось руководство и нам закрыли доступ. Мы набрали новых учеников. Сами понимаете, за 60 километров детей возить не будут. Возможно ли создние технопарка для занятий в городе или восстановление трассы, которая за нами останется?" – спросил Вячеслав Яновский.
Алматинцы попросили присвоить аэропорту имя Кунаева
Житель Алматы Нурлан Баймухамедов поднял вопрос о Белке на КЦДС "Атакент":
"Поясните, пожалуйста, судьбу этого позорного арт-объекта, который в народе прозван "Байбелкой". А ещё предложение: лучше просто убрать. Вопросы решать на общегородском референдуме. И поставить вопрос о присвоении имени Димаша Кунаева аэропорту Алматы", – сказал он под аплодисменты зала.
Просили Сагинтаева и ввести мораторий на вырубку деревьев.
"У меня такие предложения: установить трёхлетний мораторий на вырубку деревьев, топирование, кронирование, обрезку и омолаживание до принятия новых правил. Нынешние нормы не продуманы и оставляют лазейки для коррупции. Я предлагаю разработать новые на примере Москвы и Минска. А также вернуть городу земли парков и скверов, отданные под застройку, в частности парк Южный, сквер на Абая – Гагарина, жители которого выступают против строительства там многоэтажного здания", – обратилась к акиму эко-активист Салтанат Ташимова.
Корреспондент informburo.kz тоже воспользовался возможностью задать вопросы градоначальнику:
"Какова ваша позиция по программам Есимова и Байбека по деавтомобилизации центра города? Продолжится ли эта программа? Увеличится ли количество выделенных полос для автобусов и велодорожек? Появится ли двухсменная работа у общественного транспорта? Когда, наконец, в городе появятся обещанные электробусы? Что решил акимат, помимо расторжения договора, с компанией депутата Мурата Адильханова по туристическому электробусу?"
Читайте также:
- В Алматы расторгли договор аренды туристического электробуса с компанией депутата маслихата
- Китайские уши алматинского электробуса
Бакытжан Сагинтаев извинился перед последними выступающими и попросил кратко формулировать вопросы, потому что время встречи подходило к концу.
Сагинтаев пообещал каждый квартал встречаться с алматинцами
На встрече свои вопросы задали более 90 человек. Аким кратко прокомментировал их. Малый бизнес, по его словам, останется в приоритете: его будут поддерживать и создавать условия для развития.
Отдельно остановился на коммунальных вопросах. Пообещал отремонтировать 350 бесхозных арыков, провести во дворах освещение и изменить схему вывоза мусора в частном секторе.
"В городе схема вывоза мусора в пакетиках была, особенно в частном секторе. Каждый частный дом в целлофановый пакет складывает и на дорогу выносит. Особенно это касается Алмалинского, Жетысуского и Медеуского районов. Но мы же в Алматы живём, не где-нибудь там. Сейчас меняем эту схему. Закупаем пластмассовую тару. До конца года 12 тысяч таких бочек закупим и в следующем году изменим схему вывоза мусора", – заявил он.
Что касается зелёных насаждений, то, по данным акима, в Алматы в хорошем состоянии 1,7 млн деревьев, 54 тысячи деревьев нужно спиливать, около 50 тысяч – лечить.
"Кронирование и другие виды – этим будем заниматься. Кто-то говорит "вообще не трогайте", другие говорят: "Окно откроешь, ветки висят". Будем искать баланс", – заверил аким.
Комментарий главы Алматы по точечной застройке центра города вызвал аплодисменты.
"У нас такая позиция: если маленький кусочек земли есть, чем построить там высотный дом, который будет мешать соседям, мы лучше там сделаем сквер, – сказал аким под крики зала "Браво!" – Принята программа по озеленению города – миллион деревьев посадим за три года. Создали рабочую группу, делаем мастер-план, который покажет схему, где должен быть сквер, парк. У нас есть Парк Горького, Первого Президента, про Южный говорили. В новом Алматы вообще ничего нет. Мы сейчас проектируем, работаем над тем, чтобы создавать скверы и парки", – сказал он.
Он прокомментировал и жалобы жителей на невозможность записаться к нему на приём.
"Мне говорили, что в течение двух месяцев не могут попасть ко мне, звонят – не записывают. Это я сказал, что не буду встречаться в течение двух месяцев. Я сначала своими ногами по всем участкам пройдусь, повстречаюсь с людьми, похожу, посмотрю, потом проведу такие встречи. Когда всех выслушаю, начиная с сентября, начну личный приём. Буду два раза в месяц принимать: один раз в акимате, второй – в Nur Otan", – рассказал Бакытжан Сагинтаев.
В завершение он заверил, что все выступавшие получат ответы на свои вопросы.
"Если есть решение – мы вам скажем, что этот вопрос будет решаться. Если нет решения – мы скажем, что нет. Есть решение – быстро решим. Это не последняя встреча. Я себе цель поставил, что в каждый квартал буду приезжать в район и таким образом объезжать восемь районов", – заключил аким.