Реконструкция улиц Алматы: как будут благоустраивать их с новым дизайн-кодом
Управление городского планирования и урбанистики Алматы провело вторые общественные слушания по дизайн-коду. Если на первых слушаниях обсуждались стандарты оформления вывесок, то в этот раз рассказали, как будут благоустраивать улицы.
Что такое дизайн-код
Дизайн-код – это единый архитектурный стиль. По сути это свод правил и рекомендаций, с помощью которых формируется стилистически единый облик города. Его разрабатывает АО "Алматыгенплан" совместно с ТОО "Центр градостроительного проекта". Заказчик – акимат города.
"Алматыгенплан" исследовал город и присвоил код каждой его улице. Работы велись в три этапа с 2017 по 2019 год. На первом этапе в разработку взяли так называемый "старый город" в квадрате проспектов Райымбека, Аль-Фараби и рек Малая Алматинка, Есентай. На 75 улицах обследовали 2 688 многоквартирных и частных домов, объектов и зданий.
Самый большой по объёму – второй этап. На 165 улицах обследовали 5 301 здание во всех районах города южнее проспекта Райымбека.
В завершающий третий этап вошли все здания севернее проспекта Райымбека. Это Алатауский, Жетысусский и Турксибский районы: 99 улиц и 3 274 объекта.
"Основной задачей нашей работы на примере проспекта Абая была кодировка улиц, когда улице присваивается код, категория и код элемента улично-дорожной сети (допустимые габариты). Это создаёт определённый код, в котором указывается средняя ширина улицы от фасада к фасаду, число полос движения, тип покрытия и так далее", – рассказал на презентации руководитель отдела формирования адресного плана "Алматыгенплан" Тимур Акатжанов.
В код каждой улицы входят все элементы благоустройства:
- тротуар;
- сезонные кафе;
- озеленение;
- фонари;
- велодорожки и велопарковки;
- модульные общественные туалеты;
- паркоматы;
- рекламные конструкции;
- торговые павильоны;
- детские и спортивные площадки;
- фонтаны, скамейки и вазоны.
Как классифицировали улицы
Все обследованные улицы поделили на пять типов согласно Генплану развития Алматы 2016 года.
Читайте также: Проект стратегии развития Алматы до 2050 года представил Сагинтаев. Что в ней нового?
Первый тип – магистральные улицы непрерывного движения. Это вся территория от фасада зданий до красной линии противоположного фасада. К первому типу относятся проспекты Аль-Фараби, Абая и другие крупные улицы.
Магистральные улицы непрерывного движения состоят из:
- уличной зоны только для пешеходов;
- технической зоны с фонарём и газоном;
- зона тротуара для пешеходов и велосипедов;
- инженерные коммуникации;
- автомобильные полосы.
В 2017 году проспект Абая реконструировали по первому типу. Тогда по пилотному проекту оборудовали отдельную автобусную полосу, велодорожки, пешеходные переходы и высадили деревья.
Второй тип – магистральные улицы регулируемого движения. Это прототип реконструкции улицы Тимирязева: когда запустили BRT, чтобы общественный транспорт ездил в центре дорог.
"На улице Тимирязева был применён второй тип улицы – магистральные улицы регулируемого движения. В итоге из-за снижения скорости до 40 километров в час и того, что у автомобилей забрали одну полосу движения, снизилось количество ДТП", – сказал Тимур Акатжанов.
В магистральную улицу регулируемого движения входят:
- тротуар для пешеходов;
- буферная зона с газоном;
- велодорожка;
- зона инженерных коммуникаций;
- зона с фонарём;
- автомобильная полоса;
- отдельная полоса для общественного транспорта.
Третий тип – магистральные улицы районного значения – состоит из двух вариантов.
Вариант А предусматривает отдельную полосу общественного транспорта с парковкой по бокам. Вариант Б – по всем полосам может двигаться любой вид транспорта с парковкой по обеим сторонам дороги.
Четвёртый тип – улицы жилой застройки. Это обычные улицы с двухполосным движением и парковкой с одной стороны.
В улицы в жилой застройке входят:
- тротуар для пешеходов;
- зона инженерных коммуникаций;
- парковка вдоль дороги;
- автомобильная полоса.
Пятый тип – пешеходно-транспортные улицы (бульвары).
"Мы присвоили коды всем элементам пешеходной и автомобильной инфраструктур, озеленения, инженерной коммуникации. Это будет включено в электронный каталог всех элементов, которые будут использоваться в реконструкции или при строительстве новых дорог", – сказал Тимур Акатжанов.
Каким требованиям будут отвечать тротуары и велодорожки
В дизайн-коде указано, из каких материалов будет тротуар:
- бетонные плиты;
- естественный камень;
- бетонная брусчатка.
"Основная проблема заключается в способах укладки покрытия. Всё зависит от качества работ по укладке. Мы покрыли проспект Абая бетонной брусчаткой и она выдержала испытание временем", – отметил Тимур Акатжанов.
Для велодорожек, игровых и спортивных площадок предлагают использовать:
- асфальтовое покрытие;
- акриловое покрытие;
- резиновую крошку.
Велопарковки по предложенному дизайн-коду могут быть:
- вертикальными,
- горизонтальными,
- под углом,
- одиночные,
- массовые.
Главное, чтобы стоянки для велосипедов не мешали пешеходам.
Какие урны разрешили на улицах
Каждой урне в дизайн-коде присвоили личный код. В нём указаны их размеры и краткое описание. Это сделано для производителей, чтобы они знали, по каким параметрам изготавливать урны в будущем.
По такому же принципу закодировали скамейки, вазоны и фонари на улицах. Также будут указываться их длина, ширина и цвет.
Читайте также: Пробивка улиц, строительство дорог и аэропорта: как будут развиваться Алматы и пригороды
"Мы сгруппировали некоторые элементы по виду, чтобы строительным компаниям было удобно выбирать целую группу элементов, которые подходят по дизайну. В будущем можно добавить материалы изготовления, которые определят себестоимость продукта", – добавил Тимур Акатжанов.
Какими будут остановки
Алматинцы высказали претензии по поводу нынешних остановок общественного транспорта. По их мнению, они тесные.
"Я тоже считаю, что остановки маленькие. Иногда есть большие остановки. Проблема старых остановок – там были магазины, которые убрали. Но мы примем к сведению ваши замечания в подготовке окончательного варианта дизайн-кода", – пообещал Тимур Акатжанов.
Разработчики присвоили каждому остановочному комплексу уникальный код. Указаны ширина, длина, высота, и из каких материалов будут изготовлены остановки. Это сделано для того, чтобы производители сохраняли стандарты и единство стиля.
Остановочные комплексы с плоской крышей из пластика должны отвечать таким параметрам:
- высота – 2,5 метра;
- ширина – 1,7 метра;
- длина – 3 метра.
Остановочные комплексы с изогнутой крышей:
- высота – 2,4 метра;
- ширина – 1,7 метра;
- длина – 3 метра.
Определена схема расположения каждого остановочного комплекса, которые поделили на прямые и выступающие остановки. Упор будет делаться на первые. Для вторых будут делать антикарманы, чтобы остановки выступали на проезжую часть.
Какими будут пешеходные переходы
В "Алматыгенлан" предлагают перенять мировой опыт в обустройстве улиц пешеходными переходами, которые делятся на пешеходный переход без бордюра и приподнятый до бордюра.
"Пешеходный переход, приподнятый до бордюра, где пешеходы свободно двигаются, более безопасны для пешеходов, потому что автомобили будут снижать скорость перед приподнятым пешеходным переходом", – аргументировал Тимур Акатжанов.
Для автомобилистов, выезжающих на перекрёстки во время пробок, предлагают разместить вафельные разметки – сетки с диагональными линиями жёлтого цвета. Они будут обозначать участок, на который запрещается выезжать, если впереди на перекрёстке образовался затор. Если водитель заехал в "вафельницу" и не успел покинуть её до того, как включился красный свет светофора, то он нарушил правила разметки.
Такую вафельную разметку уже нанесли на пересечении улиц Макатаева и Желтоксан.
Что предложили горожане добавить в дизайн-код
После презентации алматинцы предложили добавить пункты, которых они не увидели в дизайн-коде.
"Будет ли проводиться гармонизация дизайн-кода в соответствии со СНИПами, некоторые из которых уже устарели, чтобы дизайн-код можно было внедрять спокойно и не входить в противоречие с инженерами", – задал вопрос специалист по транспорту Роман Барабанов.
Тимур Акатжанов заверил, что будут меняться либо СНИПы, либо вноситься поправки в дизайн-код.
Также алматинцев волновало, будет ли дизайн-код регулировать высадку и сохранение деревьев. В "Алматыгенплане" сообщили, что готовится отдельная презентация по зелёным насаждениям.
Читайте также: Алматинцы предлагают сделать из улицы Ашимбаева вторую Панфилова. Эскизы проекта
В конце встречи горожане предложили свои идеи, которые они бы хотели внести в дизайн-код:
- определить уникальность каждого района Алматы;
- привести перечень изученного разработчиками международного опыта;
- применить советский опыт озеленения;
- не использовать стандартные автобусные площадки;
- кронировать деревья по единому стандарту;
- определить плотность велопарковок.
До конца января "Алматыгенплан" проведёт ещё два общественных слушания по фасадам зданий, заборов и летним площадкам. В сентябре 2020 года презентуют окончательный вариант дизайн-кода.
Полный вариант презентации дизайн-кода в части благоустройства улиц можно посмотреть здесь.