Схему развития Алматинской агломерации опубликовали на сайте "Открытые НПА". Документ на обсуждении до 13 декабря, но уже проходит государственную экспертизу. Проект содержит план социально-экономического развития расположенных вокруг Алматы городов и населённых пунктов.
Рассказываем, что предлагают построить по новой схеме развития Алматинской агломерации.
Где построят новые транспортные развязки в Алматы
Главная проблема автомобильного движения в Алматы – высокая загруженность дорожно-транспортной системы. На почти двухмиллионное население зарегистрировано 550 тысяч легковых машин, а общее количество курсирующих в городе авто оценивается в 900 тысяч в сутки. Для снижения нагрузки и пробок в проекте планируют строительство новых развязок, ремонт дорог и строительство новых улиц.
Новые транспортные развязки, которые появятся в Алматы:
- на пересечении улицы Бокейханова и Северного кольца;
- на пересечении проспекта Сейфуллина с улицей Жансугурова;
- на пересечении Аль-Фараби – Ремизовка;
- на пересечении проспекта Рыскулова с Кульджинским трактом.
Реконструкции подлежат:
- улица Северное кольцо от проспекта Рыскулова до улицы Бокейханова;
- улица Ворошилова от проспекта Рыскулова до улицы Акын Сара с транспортной развязкой на проспекте Рыскулова;
- шестиполосная дорога Алматы – Кокпек – Чунджа – Коктал до БАКАД;
- четырёхполосные дороги Алматы – Талгар – Евгеньевка и Алматы – Шамалган – Узунагаш до БАКАД;
- улица Жандосова от улицы Саина до посёлка Таусамалы;
- улица Ауэзова в сторону микрорайона Калкаман (проект реализуют после строительства линии метро);
- шестиполосная дорога Алматы – Бишкек до БАКАД.
Будут построены новые дороги:
- тоннель с проспекта Назарбаева под проспект Суюнбая;
- по проспекту Абая и улицы Северное кольцо (от границы Алматы до БАКАД);
- по проспекту Рыскулова и улицы Акын Сара (от границы города до БАКАД);
- продолжение улицы Тлендиева (от границы Алматы до БАКАД).
Пробивка улиц коснётся:
- Назарбаева до улицы Жансугурова с эстакадой через железнодорожные пути;
- Тлендиева с транспортной развязкой на проспекте Рыскулова;
- Саина от проспекта Рыскулова до улицы Акын Сара;
- Муканова от улицы Гоголя до проспекта Райымбека с реконструкцией транспортной развязки на Райымбека;
- Абая от улицы Момышулы до улицы Ауэзова в микрорайон Калкаман (проект реализуют после строительства линии метро).
Эти проекты планируют завершить к 2025 году.
Где пройдут линии BRT
В 2018 году в Алматы запустили два участка первой линии BRT (скоростной автобусный маршрут) протяжённостью 8,7 км. Маршрут тянется по улицам Мустафина – Сулейменова – Жандосова – Тимирязева до Желтоксан.
К 2035 году планируют построить новые линии BRT и LRT. Они пройдут по направлению:
- линия BRT (с переводом в LRT) от автовокзала "Западный" вдоль дороги Алматы – Шамалган – Узунагаш – Аккайнар – Сураншы батыр – граница Кыргызстана;
- линия BRT (с переводом в LRT) от автовокзала "Северный" вдоль дороги Алматы – Жетыген – Капшагайское водохранилище;
- линия BRT (с переводом в LRT) от автовокзала "Восточный" вдоль дороги Алматы – Талгар – Евгеньевка.
Линии BRT и LRT свяжут Алматы с населёнными пунктами агломерации: Каскелен, Узынагаш, Талгар, Капшагай, Есик, Тургень, Отеген батыр. Третий участок линии BRT пройдёт по улицам: Желтоксан, Толе би и Кульджинскому тракту до рынка "Жетысу".
Читайте также: 410 млрд тенге выделят на новую программу развития регионов. На что потратят эти деньги?
Запуск легкорельсового транспорта по дорогам Алматы откладывали несколько раз. Планировалось, что проект будет реализован с 2019 по 2042 год.
В новой схеме развития указывается, что протяжённость линии LRT составит 22,72 км. Она будет запущена по двум маршрутам:
- От депо по улицам Момышулы, Толе би, Панфилова, Макатаева Жетысуская до разворотного кольца.
- От депо по улицам Момышулы, Толе би, Яссауи, Райымбека до пересечения с улицей Ашимова в сторону микрорайона Калкаман, где построят мультимодальный хаб для автобусов, BRT, LRT, метро и автовокзал "Западный".
Конкретные сроки открытия LRT в документе не указаны.
Реконструкция аэропорта перенесена с 2020 года на 2035-й, а к 2050-му рассмотрят возможность строительства нового аэропорта на территории агломерации, а не Алматы.
Увеличат и количество станций автоматизированного велопроката "Almaty Bike". Если сейчас в городе их 200, то будет 300. Таким образом, система охватит почти все оживлённые районы Алматы.
Парк Первого Президента отнесут к особо охраняемым землям
Земли сельхозназначения в Алматинской агломерации занимают 475,8 тысячи га. Их планируют расширять за счёт земель запаса. Некоторые участки под пастбища отдадут в Жамбылском, Илийском, Талгарском и Енбекшиказахском районах.
В предгорной и горной частях агломерации планируют возрождать садоводство, в частности алматинский апорт.
Для популяризации культурного наследия рекомендуют:
- сохранить древнее городище Талгар;
- создать музей-заповедник на территории Боралдайских сакских курганов;
- отремонтировать 32 памятника истории и культуры;
- Парк Первого Президента отнести к землям природно-заповедного фонда республиканского значения;
- роще Баума и Центральному парку культуры и отдыха придать статус государственного мемориального парка;
- создать генетические резерваты яблони Сиверса в ущелье Правый Талгар.
Какие населённые пункты вошли в Алматинскую агломерацию
В агломерацию вошли 5 городов и 183 населённых пункта районов Алматинской области. Капшагай, Каскелен, Талгар, Есик, Узынагаш будут спутниками Алматы. Как города-контрмагниты они должны привлекать потоки внутренней миграции.
Население Алматы сегодня насчитывает 1,9 млн человек, а вместе с пригородами – 2,9 млн. При этом немалое количество жителей пригорода ездят каждый день на работу в Алматы или снимают в аренду квартиры. Ситуация создаёт нагрузку на автомобильное движение по пригородным трассам и, главное, не развивает города агломерации. Поэтому проект по строительству городов-спутников будет продолжен.
На юге агломерации – в горах ограничат все виды строительства за исключением рекреационных назначений. А города-спутники будут развивать в трёх направлениях:
- на севере создадут город-контрмагнит в Капшагае, где будет проживать значительная часть населения, работающего в Алматы;
- на западе в селе Узынагаш будут развивать транспортно-логистические сообщение и переработку сельскохозяйственной продукции;
- на востоке село Шелек станет центром переработки сельскохозяйственной продукции.
В городах-спутниках Каскелен, Талгар, Тургень, Есик, сёлах Отеген батыр и Жетыген тоже будут развивать транспортно-логистическое сообщение, переработку сельскохозяйственной продукции, центры рекреации и туризма. При этом все земли агломерации останутся на балансе акимата Алматинской области.
Читайте также: Проект стратегии развития Алматы до 2050 года представил Сагинтаев. Что в ней нового?
В новом документе также говорится о строительстве четырёх городов-спутников G-4 City. На первом этапе рекомендуется строительство города GateCity с учётом уже вложенных в инфраструктуру средств. При условии реализации проекта численность населения GateCity к 2035 году составит 60 тысяч человек. К 2050 году будет рассмотрена целесообразность строительства остальных городов-спутников и города Жана-Иле.
Какие производства откроют в городах и сёлах
В схему, кроме развития агломерации как промышленного центра, включили развитие агропромышленной отрасли. Приоритетными направлениями до 2050 года будут:
- в посёлке Отеген батыр Илийского района – производство пластмассовых изделий, строительных материалов, продуктов питания, кожаных изделий;
- в селе Жетыген Карасайского района – производство строительных материалов и продуктов питания;
- в Каскелене – производство строительных материалов, продуктов питания, рыбная отрасль, торговля;
- на станции Шамалган – производство продуктов питания;
- в селе Узынагаш Жамбылского района – производство строительных материалов, напитков, продуктов питания;
- в селе Мынбаево – производство строительных материалов и продуктов питания;
- в городе Есик Енбекшиказахского района – переработка сельскохозяйственной продукции, производство пластмассовых и резиновых изделий, строительных материалов, электрораспределительной и регулирующей аппаратуры, продуктов питания;
- в селе Байтерек – производство строительных материалов;
- в селе Каракемер – производство напитков;
- в городе Талгар – производство строительных материалов, продуктов питания, лёгкая промышленность.
Совместно с транснациональными компаниями на территории агломерации запустят производство солнечных панелей и построят завод по сборке гибридных двигателей и общественного транспорта для проектов LRT/BRT.
Фармацевтическую продукцию планируют выпускать в Илийском районе. Основными выпускаемыми продуктами станут лекарства, диагностические тесты медицинского назначения, противоопухолевые препараты.
Какие железнодорожные пути и вокзалы построят в агломерации
В центре агломерации Алматы реконструируют здания железнодорожных вокзалов Алматы-1 и Алматы-2. Изменят как фасад, так и внутренние помещения. Новые железнодорожные вокзалы построят в Капшагае и Жана Иле. Строительство трёх новых автовокзалов в Алматы перенесено с 2030 на 2025 год.
Читайте также: Как будет выглядеть вокзал Алматы-1 после реконструкции
Из крупных проектов в агломерации к 2025 году завершат строительство:
- Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД) протяжённостью 66 км;
- участка дороги Капшагай – Курты транспортного коридора "Центр – Юг".
К 2035 году – часть международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай (по агломерации пройдёт участок дороги в 151,4 км).
По Алматинской агломерации проходит железнодорожная ветка Жетыген – Хоргос. Длина участка Хоргос – Жетыген – Аксенгир, проходящего по агломерации, 135 км. Поэтому в проекте предусмотрено строительство:
- обводной железнодорожной линии Жетыген – Казыбек би в обход железнодорожного вокзала Алматы-1 (завершат к 2025 году);
- вторых железнодорожных путей на участке Алматы-1 – Жетыген – Хоргос (завершат к 2035 году);
- железнодорожной линии Жетыген – Коскудук (завершат к 2050 году);
- вторых железнодорожных путей протяжённостью 8,5 км на участке между станциями Алматы-1 и Алматы-2.
Насколько вырастет население агломерации
По прогнозным данным, к 2025 году в Алматинской агломерации будут проживать 3,2 млн человек. Из них 2,3 млн в городах, 894 тысячи – в сельской местности.
К 2035 году численность населения Алматинской агломерации увеличится до 3,7 млн человек: в городах 2,7 млн, в сёлах – больше 1 млн.
К 2050 году в агломерация будут жить 4,5 млн человек: в городах – 3,3 млн и 1,1 млн в сёлах.
Для населения построят новые дома. Правда, в каком количестве и где, в проекте не уточняется. Все цифры сведены к увеличению квадратных метров, которые не дают представления о полной картине. То же самое касается открытия новых детских садов, школ, больниц и поликлиник. В проекте указано увеличение мест без пояснения, где и когда построят новые объекты.