Управление городского планирования и урбанистики Алматы провело первые общественные слушания по дизайн-коду Алматы. Организаторы презентовали стандарты оформления вывесок и расположения летних площадок.

Рассказываем, какие требования планируют предъявлять к объектам предпринимательства и что по этому поводу думают сами бизнесмены и горожане.

Вывески должны быть одинаковых размеров на одной высоте

По замыслу разработчиков, вывески должны размещаться на фасаде здания на одной высоте. Сейчас они расположены в разнобой: на разных уровнях, разных размеров.

"Мы рекомендуем задать вывескам один размер и размещать их на одной высоте. Также рекомендуем сделать карниз (подложка. – Авт.), на котором будет логотип и название компании", – рассказала ведущий архитектор "Алматыгенплана" Мадина Тулебаева.


Стандарт высоты вывесок
Стандарт высоты вывесок / Эскиз "Алматыгенплана"

Вывески должны быть размещены не выше первого этажа. Рекламная конструкция должна размещаться только на фризе или козырьке фасада здания, на крыше их устанавливать запретят. На логотипах и надписях должно быть свободное от текста и рисунков поле.

Чтобы текст был читабельным, он не должен выходить за рамки вывески.

На каких улицах Алматы уже сменили вывески

Разработчики дизайн-кода уже провели эксперимент: на фасадах домов некоторых улиц сменили вывески.


Дом на Абая-Назарбаева

Дом на Абая – Назарбаева / Фото "Алматыгенплана"

"В Алматы многие квартиры на первых этажах переоборудованы под магазины, салоны красоты, аптеки, кафе. Они вывешивают хаотично вывески разного размера, цвета и на разной высоте. Это мешает восприятию. Мы хотим привести вывески к одному стилю", – пояснил главный архитектор "Алматыгенплана" Данияр Хайруллин.


Дом на улице Гоголя

Дом на улице Гоголя / Фото "Алматыгенплана"

Власти хотят уменьшить количество вывесок с подложкой и использовать на вывесках только объёмные буквы. Рекламные конструкции должны соответствовать архитектуре здания и района.

Кто будет платить за смену вывесок

Главный вопрос, интересовавший участников слушаний, – за чей счёт будут менять уже установленные вывески?


Читайте также: Разработка единого дизайн-кода Нур-Султана на стадии завершения. В акимате показали эскизы


"Никто из предпринимателей не виноват, что готовится единый стиль города. Возникает вопрос: на каком основании предприниматели должны менять вывески? Не нарушает ли это их конституционное право на собственность?" – задал вопрос представитель Рекламной ассоциации Казахстана Дмитрий Вербицкий.

Больше всего бизнесменов волнует вопрос ответственности. Что будет, если кто-то откажется менять старые вывески на новые? Ведь это дополнительные расходы. Минимальная цена изготовления рекламной конструкции составляет 150 тысяч тенге.


Общественные слушания

Общественные слушания / Фото Informburo.kz

"Понятно, что большой бизнес без проблем поменяет вывески. А что делать мелким магазинам, аптекам, салонам красоты и другим? Они же уже потратили деньги. И для них это большие деньги", – добавил Дмитрий Вербицкий.

По словам разработчиков дизайн-кода, требовать от предпринимателей заменить вывески пока не будут. Скорее всего, им дадут определённый срок для перехода на новые вывески. Или подождут, пока истечёт их срок годности (от двух до пяти лет). Новые требования будут предъявлять к вывескам, которые только планируют установить.

Летние площадки под окнами жильцов запретят

Новые стандарты дизайн-кода коснутся и летних площадок на улицах Алматы. Власти предлагают запретить летним кафе:

  • занимать всю пешеходную часть и мешать горожанам передвигаться,
  • размещать столики под окнами жильцов,
  • занимать проезжую часть,
  • размещать под арками домов.

Сезонные кафе нельзя располагать в арках домов

Сезонные кафе нельзя располагать в арках домов / Эскиз "Алматыгенплана"

Владельцы кафе могут вынести летнюю площадку на газон у проезжей части, но на тротуаре должно оставаться место для пешеходов.


Расстояние между газоном и кафе

Расстояние между газоном и кафе / Эскиз "Алматыгенплана"

Владельцам точек общепита не рекомендуется использовать для летнего кафе неэкологичные материалы. Например, нельзя использовать для крыши металлические листы, металлочерепицу, рубероид. Входная группа не должна быть из полиэтилена, сайдинг-панелей.


Из каких стройматериалов нельзя строить летние кафе

Из каких стройматериалов нельзя строить летние кафе / Эскиз "Алматыгенплана"

Если ресторан расположен на втором этаже, то владельцам нельзя занимать участок тротуара для установки столиков на нём.


Запрещается располагать площадку, если кафе на втором этаже

Запрещается располагать площадку, если кафе на втором этаже / Эскиз "Алматыгенплана"

Крупные компании с мировыми брендами также обяжут соблюдать новый дизайн-код.

Когда будет утверждён дизайн-код

Участники общественных слушаний предложили свои варианты. Вот основные из них:

  • сохранить первоначальный стиль дома;
  • не убирать вывески на крышах, которые приносят большие налоговые отчисления в бюджет;
  • материал вывесок должен быть экологичным и красивым, а не аллюкобонд и пластик;
  • чётко прописать все юридические нормы.

Предложения к дизайн коду алматинцы прикрепляли к доске
Предложения к дизайн-коду алматинцы прикрепляли к доске / Фото Informburo.kz

Дизайн-код будет принят и утверждён в первом квартале 2020 года. Следующие слушания будут посвящены благоустройству. Предполагается, что их примут до Нового года.


Читайте также: Пробивка улиц, строительство дорог и аэропорта: как будут развиваться Алматы и пригороды


Дизайн-код – это единый архитектурный стиль. По сути это свод правил и рекомендаций, с помощью которых формируется стилистически единый облик города.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter