Прямой эфир Новости спорта

Алматинцы предлагают сделать из улицы Ашимбаева вторую Панфилова. Эскизы проекта

Фото Еркена Шахмухамбетова
Фото Еркена Шахмухамбетова
В управлении городского планирования и урбанистики поддержали проект реконструкции исторического квартала. Но алматинцы смотрят на обещания скептически.

В Алматы инициативная группа жителей предложила создать исторический квартал в районе, где в XIX веке образовалась Большая Алматинская станица, которую позже включили в состав города Верный. Они предлагают провести реконструкцию старейших зданий, а улицу Ашимбаева сделать пешеходной по примеру Панфилова. Авторы уверены, что это даст мультипликативный эффект: сохранит идущие под снос дома, очистит квартал от мусора, привлечёт больше иностранных туристов и жителей города.

Рассказываем, как будет выглядеть Ашимбаева после предполагаемой реконструкции, что нужно для создания исторического квартала и насколько реалистичен проект.

"Алматинцы не знают историю своего города"

В инициативную группу входят четыре человека: Анна Дягтерёва, Евгения Морозова, Екатерина Корчагина и Еркен Шахмухамбетов. Парень занимается архитектурными проектами, девушки – туристским бизнесом, показывают и рассказывают о достопримечательностях города. Постепенно у них родилась идея сделать улицу Ашимбаева и весь квартал в районе бывшей Большой Алматинской станицы пешеходной зоной.

Презентация прошла в лаборатории городских проектов Q-Lab Алматы. Авторы идеи, архитекторы, чиновники и местные жители поделились своим мнением.

"Большинство турфирм отвозят туристов в горы, а мы – по разным районам Алматы. Вначале мы думали, что это будет интересно только иностранцам, но оказалось, что 80% наших клиентов – алматинцы. Это те, кто хочет знать историю своего города. В Тбилиси любой местный житель расскажет вам о своём городе, а у нас люди не знают историю", – рассказывает одна из инициаторов Анна Дягтерёва.

Авторы проекта "Исторический квартал" предлагают создать турмаршрут в районе, где в 1856 году была образована Большая Алматинская станица недалеко от военного укрепления Верный. Только в 1927 году её включили в состав города. До этого момента, несмотря на близость к крепости, станица была обособленным населённым пунктом Верненского уезда.

Сейчас это район левого берега реки Малая Алматинка – от Центрального парка культуры и отдыха до улицы Баянаульской, улица Макатаева, нижняя часть улицы Пушкина и проспекта Суюнбая.


Дома на улице Ашимбаева

Дома на улице Ашимбаева / Фото Еркена Шахмухамбетова


Деревянные дома, расположенные в квартале, обветшали, но их ещё можно привести в порядок. У большинства владельцев нет средств отремонтировать строения, и потому дома потихоньку рушатся. Добровольцы предлагают отреставрировать их, привести в порядок дороги и арыки, которым тоже около века. Развитие района привлечёт туристов и алматинцев, которые будут любоваться историческими зданиями.

"Мы часто бываем в этом районе, потому что проводим там экскурсии. Это историческая часть нашего города, там осталось много старых домов. Они относятся к концу XIX и началу XX веков. Дома, пережившие два страшных землетрясения 1887 и 1910 годов, ещё стоят", – показывает на карте соавтор проекта Евгения Морозова.


Большая Алматинская станица на карте

Большая Алматинская станица на карте / Фото с сайта krisha.kz


Местные жители поддерживают дома как могут – штукатурят, красят. Но долго так здания не продержатся. Тем более что квартал постепенно застраивается высотными домами.

Читайте также: Как будет выглядеть вокзал "Алматы-1" после реконструкции

"Наша главная цель – не дать разрушить эти дома окончательно. С каждым визитом мы видим, что ещё один дом снесли, ещё один арык засыпан. Строятся многоэтажки. Мы же хотим вернуть широкие улицы, большие дворы", – поясняет Евгения Морозова.

Какой будет улица Ашимбаева и исторический квартал

Авторы проекта предлагают придать улице Ашимбаева статус пешеходной. Инициаторы разработали единый архитектурный стиль, который предусматривает одно- или двухэтажные дома с деревянными резными ставнями и воротами.


Входная группа улицы Ашимбаева

Входная группа улицы Ашимбаева / Эскиз Еркена Шахмухамбетова


"Задача – сохранить то, что осталось, благоустроить широкие улицы, перед домами посадить палисадники. Обязательно алматинскую сирень и визитную карточку Алматы – пирамидальный алматинский тополь", – говорит архитектор Еркен Шахмухамбетов.


Пешеходный маршрут от ГАТОБ до улицы Ашимбаев

Пешеходный маршрут от ГАТОБ до улицы Ашимбаева / Карта предоставлена Еркеном Шахмухамбетовым


Авторы разработали пешеходный маршрут, который свяжет центр города с историческим кварталом. Он начинается от Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, потом идёт вниз по Панфилова до Жибек жолы, оттуда – до Зелёного базара, по улице Пушкина мимо Центральной мечети выходит на улицу Ашимбаева. Обратный путь – в том же направлении.


Вид особняка

Вид особняка / Эскиз Еркена Шахмухамбетова


"Сколько критики было, когда обсуждалась реконструкция улицы Панфилова. Сейчас это основная улица для прогулок. Там снижается уровень преступности. Такие улицы привлекают творческих людей: музыкантов, художников и артистов. Мы всё говорим, что надо развивать туризм. Но вот же готовые культурные объекты, которые хотят смотреть туристы", – отмечает Анна Дягтерёва.


Вид улицы

Вид улицы / Эскиз Еркена Шахмухамбетова


Читайте также: Реконструкция улиц Алматы: как изменится центр города и набережная реки Есентай в 2019 году

Недалеко от улицы Ашимбаева расположена Центральная мечеть. Но туристам сложно туда попасть, потому что улиц и тротуаров в районе мало. Пешеходный маршрут с Панфилова до Ашимбаева поможет горожанам и туристам без помех дойти до мечети.

Пешеходные улицы снижают преступность и увеличивают доходы

Авторы проекта указали на проблемы, которые поможет решить реконструкция:

  • заброшенность улицы Ашимбаева и квартала;
  • отсутствие туристической инфраструктуры;
  • снос домов;
  • обособленность района (несмотря на близость к центру города, квартал имеет дурную репутацию).
Облагораживание улицы в пешеходную зону решит эти трудности. В качестве доказательства приводят опыт Аргентины, Грузии и России.

"15 лет назад район Ла Бока в Буэнос-Айресе был заброшенным и криминальным. Сейчас это историческое место. С этого района зародился Буэнос-Айрес. Ежедневно его посещают около трёх тысяч туристов. Большая Алматинская станица похожа на Ла Бока. С неё тоже зарождался Верный, потом Алма-Ата и Алматы", – говорит соавтор Екатерина Корчагина.


130-й квартал в Иркутске

130-й квартал в Иркутске / Фото с сайта kp.ru


Другой успешный пример – древняя столица Грузии Мцхета. Город находится в 40 минутах езды от Тбилиси.

"С приходом на пост президента Грузии Михаила Саакашвили в 2012 году началось бурное развитие туризма. Мцхету превратили в музей-заповедник. Жителей старых домов не выселили, но они почти все стали предпринимателями, открыли сувенирные лавки, кафе, магазинчики. Другой пример – 130-й квартал в Иркутске, который открылся в 2011 году. С разных улиц Иркутска перенесли старинные деревянные здания XVIII-XIX веков. Сейчас 130-й квартал насчитывает 65 домов и объединяет основные достопримечательности города", – говорит Екатерина Корчагина.

По исследованию международной компании Arup, пешеходные улицы притягивают туристов и повышают активность местных жителей. За 20 лет благодаря улучшению пешеходных пространств Барселона увеличила поток туристов на 300%.

В районах, ставших более безопасными и благоустроенными, растёт цена на недвижимость. Удобная для пешеходов улица может поднять стоимость жилья на 82 доллара за квадратный метр.

"Саакашвили перестроил Мцхету полностью. Жителям города запрещено даже рамы в окнах менять. А в Алматы после реконструкции улицы Панфилова цены на недвижимость и аренду там выросли в полтора раза", – аргументирует Анна Дегтярёва.

Домам нужно присвоить статус памятников архитектуры

Сохранить дома на улице Ашимбаева и реконструировать исторический квартал можно только при одном условии – изменить статус района.

Читайте также: Итоги реконструкции центра Алматы: что пошло не так и как очистить пространство от машин

"Большая и Малая станицы – это памятники истории, но не архитектуры. Дома не состоят на учёте в отделе охраны памятников. Нужно взять их под охрану как исторический памятник. Тогда статус поменяется. Не только улицы Ашимбаева, но и всего квартала", – заметила архитектор Светлана Насырова.

С ней согласны работники акимата, которые поддерживают проект, но не обещают, что возьмутся за реконструкцию.

"Район имеет смешанную застройку. Поэтому создать пешеходную улицу можно, но нужно ориентироваться не на здания, а на людей. Наша основная задача – привести город в порядок. Если этот проект поможет, то почему бы и нет", – прокомментировал после презентации руководитель управления городского планирования и урбанистики Алматы Алмасхан Ахмеджанов.


Авторы проекта "Исторический квартал" на презентации

Авторы проекта "Исторический квартал" на презентации / Фото Q-Lab Алматы


Присутствовавшие на презентации эксперты скептически отнеслись к обещаниям.

"У нас много бюрократии. Да, сейчас чиновники поддержали идею, но реализация проекта может затянуться. А за это время дома уже снесут. И это будет печально", – сказал общественный деятель Антон Волер.

Сооснователь проекта Q-Lab Алматы Анель Молдахметова добавила, что инициаторам проекта нужно не только предлагать, но и научиться лоббировать свои проекты в Правительстве.

"Реалистичность проекта будет зависеть от организаторов и от того, как они умеют работать с Правительством. Этот навык необходим для всех инициативных групп. Идея может быть отличной, но затухнет от незнания, как работать с госорганами. Нужно заручиться поддержкой не только государства, но и местных жителей, бизнесменов, создать дорожную карту", – прокомментировала она.

Чиновники посоветовали инициаторам проекта написать предложение с презентацией на имя акима Алматы. Проект обещают рассмотреть детально.

Поделиться:

Новости партнеров