В Алматы инициативная группа жителей предложила создать исторический квартал в районе, где в XIX веке образовалась Большая Алматинская станица, которую позже включили в состав города Верный. Они предлагают провести реконструкцию старейших зданий, а улицу Ашимбаева сделать пешеходной по примеру Панфилова. Авторы уверены, что это даст мультипликативный эффект: сохранит идущие под снос дома, очистит квартал от мусора, привлечёт больше иностранных туристов и жителей города.
Рассказываем, как будет выглядеть Ашимбаева после предполагаемой реконструкции, что нужно для создания исторического квартала и насколько реалистичен проект.
"Алматинцы не знают историю своего города"
В инициативную группу входят четыре человека: Анна Дягтерёва, Евгения Морозова, Екатерина Корчагина и Еркен Шахмухамбетов. Парень занимается архитектурными проектами, девушки – туристским бизнесом, показывают и рассказывают о достопримечательностях города. Постепенно у них родилась идея сделать улицу Ашимбаева и весь квартал в районе бывшей Большой Алматинской станицы пешеходной зоной.
Презентация прошла в лаборатории городских проектов Q-Lab Алматы. Авторы идеи, архитекторы, чиновники и местные жители поделились своим мнением.
"Большинство турфирм отвозят туристов в горы, а мы – по разным районам Алматы. Вначале мы думали, что это будет интересно только иностранцам, но оказалось, что 80% наших клиентов – алматинцы. Это те, кто хочет знать историю своего города. В Тбилиси любой местный житель расскажет вам о своём городе, а у нас люди не знают историю", – рассказывает одна из инициаторов Анна Дягтерёва.
Авторы проекта "Исторический квартал" предлагают создать турмаршрут в районе, где в 1856 году была образована Большая Алматинская станица недалеко от военного укрепления Верный. Только в 1927 году её включили в состав города. До этого момента, несмотря на близость к крепости, станица была обособленным населённым пунктом Верненского уезда.
Сейчас это район левого берега реки Малая Алматинка – от Центрального парка культуры и отдыха до улицы Баянаульской, улица Макатаева, нижняя часть улицы Пушкина и проспекта Суюнбая.
Деревянные дома, расположенные в квартале, обветшали, но их ещё можно привести в порядок. У большинства владельцев нет средств отремонтировать строения, и потому дома потихоньку рушатся. Добровольцы предлагают отреставрировать их, привести в порядок дороги и арыки, которым тоже около века. Развитие района привлечёт туристов и алматинцев, которые будут любоваться историческими зданиями.
"Мы часто бываем в этом районе, потому что проводим там экскурсии. Это историческая часть нашего города, там осталось много старых домов. Они относятся к концу XIX и началу XX веков. Дома, пережившие два страшных землетрясения 1887 и 1910 годов, ещё стоят", – показывает на карте соавтор проекта Евгения Морозова.
Местные жители поддерживают дома как могут – штукатурят, красят. Но долго так здания не продержатся. Тем более что квартал постепенно застраивается высотными домами.
Читайте также: Как будет выглядеть вокзал "Алматы-1" после реконструкции
"Наша главная цель – не дать разрушить эти дома окончательно. С каждым визитом мы видим, что ещё один дом снесли, ещё один арык засыпан. Строятся многоэтажки. Мы же хотим вернуть широкие улицы, большие дворы", – поясняет Евгения Морозова.
Какой будет улица Ашимбаева и исторический квартал
Авторы проекта предлагают придать улице Ашимбаева статус пешеходной. Инициаторы разработали единый архитектурный стиль, который предусматривает одно- или двухэтажные дома с деревянными резными ставнями и воротами.
"Задача – сохранить то, что осталось, благоустроить широкие улицы, перед домами посадить палисадники. Обязательно алматинскую сирень и визитную карточку Алматы – пирамидальный алматинский тополь", – говорит архитектор Еркен Шахмухамбетов.
Авторы разработали пешеходный маршрут, который свяжет центр города с историческим кварталом. Он начинается от Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, потом идёт вниз по Панфилова до Жибек жолы, оттуда – до Зелёного базара, по улице Пушкина мимо Центральной мечети выходит на улицу Ашимбаева. Обратный путь – в том же направлении.
"Сколько критики было, когда обсуждалась реконструкция улицы Панфилова. Сейчас это основная улица для прогулок. Там снижается уровень преступности. Такие улицы привлекают творческих людей: музыкантов, художников и артистов. Мы всё говорим, что надо развивать туризм. Но вот же готовые культурные объекты, которые хотят смотреть туристы", – отмечает Анна Дягтерёва.
Читайте также: Реконструкция улиц Алматы: как изменится центр города и набережная реки Есентай в 2019 году
Недалеко от улицы Ашимбаева расположена Центральная мечеть. Но туристам сложно туда попасть, потому что улиц и тротуаров в районе мало. Пешеходный маршрут с Панфилова до Ашимбаева поможет горожанам и туристам без помех дойти до мечети.
Пешеходные улицы снижают преступность и увеличивают доходы
Авторы проекта указали на проблемы, которые поможет решить реконструкция:
- заброшенность улицы Ашимбаева и квартала;
- отсутствие туристической инфраструктуры;
- снос домов;
- обособленность района (несмотря на близость к центру города, квартал имеет дурную репутацию).
"15 лет назад район Ла Бока в Буэнос-Айресе был заброшенным и криминальным. Сейчас это историческое место. С этого района зародился Буэнос-Айрес. Ежедневно его посещают около трёх тысяч туристов. Большая Алматинская станица похожа на Ла Бока. С неё тоже зарождался Верный, потом Алма-Ата и Алматы", – говорит соавтор Екатерина Корчагина.
Другой успешный пример – древняя столица Грузии Мцхета. Город находится в 40 минутах езды от Тбилиси.
"С приходом на пост президента Грузии Михаила Саакашвили в 2012 году началось бурное развитие туризма. Мцхету превратили в музей-заповедник. Жителей старых домов не выселили, но они почти все стали предпринимателями, открыли сувенирные лавки, кафе, магазинчики. Другой пример – 130-й квартал в Иркутске, который открылся в 2011 году. С разных улиц Иркутска перенесли старинные деревянные здания XVIII-XIX веков. Сейчас 130-й квартал насчитывает 65 домов и объединяет основные достопримечательности города", – говорит Екатерина Корчагина.
По исследованию международной компании Arup, пешеходные улицы притягивают туристов и повышают активность местных жителей. За 20 лет благодаря улучшению пешеходных пространств Барселона увеличила поток туристов на 300%.
В районах, ставших более безопасными и благоустроенными, растёт цена на недвижимость. Удобная для пешеходов улица может поднять стоимость жилья на 82 доллара за квадратный метр.
"Саакашвили перестроил Мцхету полностью. Жителям города запрещено даже рамы в окнах менять. А в Алматы после реконструкции улицы Панфилова цены на недвижимость и аренду там выросли в полтора раза", – аргументирует Анна Дегтярёва.
Домам нужно присвоить статус памятников архитектуры
Сохранить дома на улице Ашимбаева и реконструировать исторический квартал можно только при одном условии – изменить статус района.
Читайте также: Итоги реконструкции центра Алматы: что пошло не так и как очистить пространство от машин
"Большая и Малая станицы – это памятники истории, но не архитектуры. Дома не состоят на учёте в отделе охраны памятников. Нужно взять их под охрану как исторический памятник. Тогда статус поменяется. Не только улицы Ашимбаева, но и всего квартала", – заметила архитектор Светлана Насырова.
С ней согласны работники акимата, которые поддерживают проект, но не обещают, что возьмутся за реконструкцию.
"Район имеет смешанную застройку. Поэтому создать пешеходную улицу можно, но нужно ориентироваться не на здания, а на людей. Наша основная задача – привести город в порядок. Если этот проект поможет, то почему бы и нет", – прокомментировал после презентации руководитель управления городского планирования и урбанистики Алматы Алмасхан Ахмеджанов.
Присутствовавшие на презентации эксперты скептически отнеслись к обещаниям.
"У нас много бюрократии. Да, сейчас чиновники поддержали идею, но реализация проекта может затянуться. А за это время дома уже снесут. И это будет печально", – сказал общественный деятель Антон Волер.
Сооснователь проекта Q-Lab Алматы Анель Молдахметова добавила, что инициаторам проекта нужно не только предлагать, но и научиться лоббировать свои проекты в Правительстве.
"Реалистичность проекта будет зависеть от организаторов и от того, как они умеют работать с Правительством. Этот навык необходим для всех инициативных групп. Идея может быть отличной, но затухнет от незнания, как работать с госорганами. Нужно заручиться поддержкой не только государства, но и местных жителей, бизнесменов, создать дорожную карту", – прокомментировала она.
Чиновники посоветовали инициаторам проекта написать предложение с презентацией на имя акима Алматы. Проект обещают рассмотреть детально.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5696
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2532
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2628
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2345
- 2
- 28
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2226
- 2
- 10
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2214
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2281
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2333
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2262
- 2
- 47
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2252
- 0
- 6