Обучение на дому. Как получают знания дети, которые отказались от школы?
В Казахстане становится популярным хоумскулинг (homeschooling) – обучение вне стен школы.
В западных странах домашнее обучение разрешено законодательно, а в Казахстане среднее образование должны получать за школьными партами. В исключительных случаях разрешают обучаться на дому: например, по состоянию здоровья. В остальных родителей могут привлечь к ответственности, если их дети не ходят на занятия.
Официально дети числятся в школе, по факту – приходят в школу только для сдачи СОР и СОЧ
В семье Кузиных из Павлодара шестеро детей, трое из них школьного возраста. Радомира окончила 5 класс, Вера – 4-й, Лучезара – 1-й. Радомира и Лучезара не ходят в школу. Когда-то они сидели за партами, но им не понравилось. Родители не настаивали на традиционном образовании, а стали учить их на дому.
Вера в отличие от сестёр с удовольствием учится в школе и родители это тоже приветствуют.
"Радомира и Лучезара ходят в школу только для того, чтобы сдавать СОЧ и СОР. Остальное время у них расписано по часам. Старшая посещает две спортивные школы (акробатика на батуте и стрельба из лука), авиамоделирование, художественную и музыкальную школы по классу скрипки и саксофона. Недавно стала посещать кружок "Кукла с нуля" и клуб юного краеведа. Несколько месяцев занималась в театральном кружке. Такой разносторонний ребёнок растёт в нашей семье. А в табеле у неё только "4" и "5", – не скрывая гордости, рассказывает глава семейства Юрий Кузин.
В семье подрастают ещё два мальчика и одна девочка: Льву 5 лет, Добромиру 4 года и Яромиле всего 6 месяцев. Будут ли они ходить в школу – тоже зависит от них, как в случае со старшими сёстрами.
Старшая дочь Радомира отказалась идти в школу пять лет назад. В 2015 году отдел образования Павлодара подал на родителей в суд, но дело закрыли из-за отсутствия состава преступления.
Чиновники от образования говорят: родители просили экстернат (форма обучения, предполагающая самостоятельное изучение общеобразовательных программ). Обычно такой возможностью пользуются одарённые дети. Но в начальных классах она запрещена законом. Поэтому Кузины – исключение из правил.
"На основании решения педсовета организованы дополнительные занятия по индивидуальному графику ученице 1 "Б" класса Лучезаре Кузиной для отработки пропущенных уроков по ряду предметов. Аналогичная ситуация с ученицей 5 "Д" класса Радомирой Кузиной. Учителя-предметники составили график индивидуальных занятий, в котором прописаны темы пропущенных уроков. Дети получили "зачёт" и переведены в следующий класс", – прокомментировал заместитель руководителя отдела образования Павлодара Куаныш Кыдыралин.
В отделе образования говорят, что пошли навстречу родителям: официально дети числятся в школе, по факту – приходят в школу только для сдачи СОР и СОЧ.
Эта семья – чуть ли не единственная в Казахстане, которая открыто выступает против существующей системы школьного образования. Хотя на самом деле в стране много родителей, которые скрывают, что дети не посещают школу. Так говорят Кузины и другие семьи, дети которых тоже учатся на дому.
"Школа отнимает много времени и даёт ненужную информацию"
Школа даёт слишком много лишней информации, которая в жизни не пригодится, уверен Юрий Кузин. Он считает, что знания, полученные за 11 лет, забудутся рано или поздно.
Ещё один аргумент: школа отнимает много времени. Можно ли за несколько лет научиться физике, химии или математике? Вряд ли, уверен многодетный отец. Но за это же время, к примеру, в музыкальной школе дети научатся играть на инструменте или приобретут навыки, которые не забудут, и в отдельных случаях даже смогут этим зарабатывать. При таком подходе ребята учатся грамотно распоряжаться своим временем, говорит Юрий.
"Школа требует коренного реформирования. Сейчас доступ к информации уже не такой сложный, как это было 50-100 лет назад. Для того чтобы найти информацию, уже не надо долго и кропотливо её искать, не нужно ходить в библиотеку. Люди сейчас могут сами добыть информацию и всё изучить. Есть книги, учебники, интерактивные материалы, видеоуроки. Уровень образованности людей стал выше", – поддерживает супруга Светлана Кузина.
Читайте также: 45 миллиардов тенге выделят школам Алматы в рамках подушевого финансирования
Другие родители, пожелавшие остаться не названными, говорят, что знания, которые сейчас даёт школа, уже не актуальны. Мама семиклассника из Алматы Ольга (имя изменено) считает, что сейчас главное не добыть информацию, а уметь отличать правду от лжи, находить достоверные факты и ориентироваться в информационном поле. Этому она учит своего сына дома.
Некоторые семьи, в которых дети обучаются на дому, избегают штрафов. Выходом стало школьное дистанционное обучение в России и других странах СНГ, где разрешён хоумскулинг. Достаточно отправить по электронной почте в учебное заведение документы. Экзамены и промежуточные срезы тоже сдают онлайн.Читайте также: Что такое дистанционное обучение и почему его нельзя путать с заочным?
Стоимость услуги зависит от региона и класса, в котором собирается учиться ребёнок. К примеру, в Санкт-Петербурге учёба в начальных классах стоит примерно 8 тысяч рублей (48 тысяч тенге) за год обучения, в старших – от 10 тысяч рублей (60 тысяч тенге).
Дистанционное обучение за рубежом выбирают не только противники отечественной системы образования. Несколько семей из западных областей Казахстана перевели детей на российское образование потому, что их дочерей не пускали в школы в платках.
У Айжан Оспановой из Алматы трое детей. Сначала она сама учила дома старшего сына, а потом организовала школу обучения на дому.
"У сына родовая травма – судорожный синдром. Учился в школе тяжело, участились приступы на фоне стрессов. Приходя из школы, он с нами заново учил весь материал. Я поняла, что переделываю работу учителя и мы решили просто бросить школу", – рассказывает женщина.
Пока семья готовила документы для перехода на домашнее обучение по медицинским показаниям, школа подала в суд. За прогулы сына родителей оштрафовали на 18 МРП (1 МРП в 2013 году был равен 1 731 тенге).
"Я создала группу в социальной сети, нашла единомышленников, написала методику, по которой стала дома учить сына. От посещения школьного учителя мы отказались. Сейчас мы закончили уже 7-й класс, посещаем школу только для того, чтобы сдать промежуточные срезы", – говорит Айжан Оспанова.
Младшие дети – ещё один сын и дочь – не имеют медицинских показаний к домашней форме обучения. Но на семейном совете было решено, что они будут дистанционно учиться в одной из школ Санкт-Петербурга.
"Сначала по моей методике я занималась со своими детьми. Моя дочь в 7 лет имела технику чтения 180 слов в минуту, умножала двузначные числа. С такими знаниями ей не место в первом классе общеобразовательной школы. Сейчас наши дети имеют разносторонние знания и навыки. Мы на практике изучаем законы физики, химии, биологии. Я знаю около 50 семей в Алматы, которые отказались от обучения в школе. Кто-то скрывается, кто-то официально закрепился в дистанционных школах России", – говорит Айжан.
Оспановы стали делиться успехами своих детей в соцсетях. Другие родители попросили взять на обучение их детей. В результате Айжан создала собственную школу "Мультикласс", где сейчас обучаются 12 ребят разных возрастов. Все они числятся в российских школах и успешно проходят срезы знаний, утверждает Айжан.
В каких странах официально разрешено учиться на дому?
Образование на дому популярно в Голландии, Финляндии, Франции, Италии, Венгрии, Бельгии, Австрии, Чехии, Дании, Испании, Норвегии, Польше, Португалии, Словении, Ирландии, Великобритании.
В странах СНГ семейное образование существует официально в России, Молдове, Беларуси, Украине и Узбекистане.
В Америке ещё в начале 80-х годов домашних учеников насчитывалось примерно 93 тысячи, в последние годы – 2 млн, то есть 3% от общего числа учащихся. В России – почти 100 тысяч.
В Германии, Греции, Голландии, Испании, Швеции такая практика запрещена законодательно.
В Казахстане Конституция даёт право каждому гражданину получать образование.
Кодекс о браке (супружестве) и семье обязывает родителей обеспечить получение ребёнком среднего образования. "Родители с учётом мнения ребёнка имеют право выбора организации образования и формы обучения ребёнка до получения им общего среднего образования", – следует из кодекса.
В Законе "Об образовании" сказано, что "родители имеют право: выбирать организации образования с учётом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребёнка".
Вот три основных закона, к которым апеллируют чиновники от образования.
Читайте также: Образование на дому поможет избежать раннего секса и наркотиков – родители
"Выше успеваемость и больше вовлечены в гражданскую активность"
"Необходимо на законодательном уровне решить – быть домашнему образованию или нет? У нас это не разрешено, но и не запрещено. Считаю, что стоит запустить хоумскулинг, но контролировать процесс обучения. К примеру, школьник получает программу, должен сдавать экзамены, срезы. Если материал не усвоен, то возвращать ребёнка за парту", – говорит ведущий научный сотрудник центра теории и методики воспитания Национальной академии образования Ботагоз Ахметова.
- у детей академические успехи на 25-30% выше, чем у их сверстников школьников;
- выше показатели зрелости личности и независимости от дурного влияния сверстников;
- хоумскулеры активны и вовлечены в сообщества (тренировки спортивных команд, волонтёрство в школах);
- хоумскулеры больше вовлечены в гражданскую активность и процент принимающих участие в голосовании гораздо выше, чем у их сверстников;
- 58,9% сообщают, что они "очень счастливы" в жизни.
"Хоумскулер растёт исключительно в доброжелательной среде. И это минус"
Надежда Самсоненко 40 лет проработала учителем начальных классов. Опытный педагог согласна с родителями, которые недовольны нынешней программой образования.
"Если семья достаточно обеспеченная, самодостаточная, родители грамотные, то домашнее образование – это хорошо. Среда и семья сильно влияют на образованность детей", – считает Надежда Васильевна.
Сказать однозначно, хорош хоумскулинг или нет, психологи не берутся. Говорят, на навыках общения, социализации ребёнка домашнее образование негативно не скажется.
"Родители хоумскулеров – это люди, которые стремятся дать детям хорошее образование. Они сами высокоинтеллектуальные, а уровень дохода средний или выше среднего. Как правило, они с головой ушли в век цифровизации и интернета. Так и детей своих воспитывают. Смысл с этим бороться? Лучше этим пользоваться", – считает магистр педагогики и психологии, психолог-консультант Владимир Пошатылюк.
Тренер международного уровня из Краснодара Марина Тольцман работает с родителями и детьми, отказавшимися от классической школы. По её словам, как в любом нововведении у хоумскулинга есть свои плюсы и минусы.
"Плюс в том, что дети находятся в более комфортных условиях при обучении. Если они чего-то не понимают, есть возможность задержаться на этой теме, нет резкого переключения с одного предмета на другой. Информация, которую предоставляли учителя 10-15 лет назад, уже не такая важная и ценная. Понятно, что некоторые ученики чувствуют скуку в школе. Они ведь могут получать информацию, не только сидя за партой", – говорит Марина Тольцман.
К минусам она относит то, что в школе ребёнок учится скорости переключения, взаимодействия с разными людьми, которые относятся к нему как доброжелательно, так и не очень. Другими словами, он видит мир со всех сторон. Школьник наблюдает за собой, за реакцией других, за взаимодействием взрослых между собой.
Хоусмкулеры же занимаются в той среде, которую подбирают индивидуально. Там все доброжелательны. Но нельзя забывать, что во взрослой жизни не всегда будут комфортные условия, к чему ребёнок может оказаться не готовым.
"Я как психотерапевт сталкивалась с тем, что в школе не учат навыкам коммуникации. На тренинге я просила старшеклассников написать свои положительные и отрицательные качества. Минусы они находили быстро, а вот плюсы долго не могли написать. Это говорит о том, что в школе формируется негативная оценка себя. За хорошее нас мало хвалят, а за плохое сильно ругают. Мы концентрируемся на плохом. Вспомните хоть красную ручку учителя, которая указывает на ошибки", – уточнила Марина Тольцман.
Эксперты считают, что к развитию хоумскулинга нельзя относиться негативно. Новое явление может дать толчок к пересмотру классической системы преподавания и к методикам, чтобы получение знаний сделать интересным и более эффективным для детей.