Ревакцинация в Казахстане начнётся, ориентировочно, в октябре. Так утверждал ранее глава Министерства здравоохранения Казахстана Алексей Цой.

С сентября многие страны начали или начнут делать бустерные прививки людям, уже вакцинированным против коронавируса, в попытке укрепить иммунитет перед лицом быстро распространяющегося варианта "Дельта" и перехода к более прохладному сезону, который, вероятно, принесёт больше заражений.

В России ревакцинация началась ещё в июле. Сделать повторную прививку можно было тем, кому первый компонент вакцины ввели более полугода назад.

Чехия объявила, что с 20 сентября предложит ревакцинацию всем, кто ранее был вакцинирован однократной или двойной дозой. В стране настоятельно рекомендуют бустеры для людей старше 60 лет.


Читайте также:


Аналогичное решение приняли ​​в Германии и Франции. В этих странах предлагают бустеры для пожилых и для людей с сопутствующими заболеваниями. Израиль хочет ревакцинировать всех, кто старше 12 лет .

В США администрация Байдена заявила, что планирует предложить ревакцинацию большинству американцев через восемь месяцев после вакцинации, если федеральные регулирующие органы разрешат это.

Несмотря на то что развитые страны приступили к ревакцинации, споры о её необходимости продолжаются.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выступает ярым противником таких решений. Организация требует направить все силы на предоставление вакцин нуждающимся странам. Также ВОЗ пугает, что ревакцинация не поможет – вирус в бедных странах, испытывающих проблемы с доступом к вакцинам, может мутировать до состояния, при котором прививки окажутся бессильны. ВОЗ повторяет лозунг: "Никто не в безопасности, пока все не будут в безопасности". 


Читайте также:


Исследования подтверждают, что существующие вакцины работают против варианта "Дельта" хуже, чем против исходного уханьского вируса. Однако препараты по-прежнему очень эффективны в предотвращении наихудших исходов, включая тяжёлые осложнения и смерть. Есть мнение, что рекомендовать бустеры всем – преждевременно. Однако эксперты в целом согласны с тем, что третья инъекция оправдана для людей с ослабленной иммунной системой, у которых, возможно, не сформировался сильный иммунный ответ на начальные дозы.

Российский врач, эксперт лабораторной диагностики Александр Соловьёв помог Informburo.kz разобраться в ситуации. Доктор отметил, что обсуждать заявление ВОЗ можно с двух ракурсов – это персонализированная медицина и общественное здравоохранение. Позиция ВОЗ – общественное здравоохранение, уточнил он.

"Изначально нужно ответить на вопрос, что находится в основе решений о необходимости ревакцинации – это целый ряд научных публикаций, вышедших в разных странах. Эти публикации касаются особенностей формировании иммунного ответа после вакцинации разными вакцинами: особенностей сохранности уровня нейтрализующих антител у разных групп провакцинированного населения и изменяющихся рисков по прошествии некоторого времени после проведенной полной вакцинации, рисков инфицирования, заболевания, госпитализации, развития тяжёлых случаев заболеваний и смерти. Накоплен достаточно большой пул научных статей. Он свидетельствует о том, что необходимо ревакцинироваться. Интервальный период соответствует минимум шести месяцам", – говорит эксперт.

По прошествии нескольких месяцев после вакцинации у определённой части людей снижается уровень защитных нейтрализующих антител, увеличивается количество прорывных инфекций, которые сопровождаются возрастающими перечисленными выше рисками.

"Соответственно, здесь встаёт два вопроса, – нужно ли делать всем и есть ли какие-то однозначные, опорные критерии. Например, уровень антител, при которых надо ревакцинироваться", – пояснил врач.

Он отмечает, что по этим вопросам на сегодня однозначного консенсусного мнения в научном мире нет.

Врач говорит, что на уровень антител можно только косвенно ориентироваться при индивидуальном подходе в принятии решения.

"Как минимум, когда мы видим, что антител вообще нет, такую ситуацию необходимо воспринимать как потребность провести ревакцинацию. Однако ориентироваться на какой-то количественный показатель мы не можем. В первую очередь смотрим на то, что в определённых группах людей риски быть инфицированным, тяжело заболеть и госпитализироваться возрастают. Это те группы, у которых изначально уровень иммунного ответа понижен по разным причинам – либо из-за возраста, либо из-за каких-то хронических заболеваний, которые сами по себе влияют на уровень иммунитета или влияют на этот уровень за счёт того, что человек вынужден принимать какие-то лекарственные препараты, которые тоже сказываются на иммунном ответе", – уточнил эксперт.

Соловьёв утверждает, что иммунный ответ понижается у людей старше 60-летнего возраста, у лиц с определёнными хроническими, в том числе онкологическими заболеваниями, а также у перенёсших пересадку почек. Этот круг иммунноскомпрометированных постепенно расширяется.

На последней пресс-конференции китайские эксперты по коронавирусу на вопросы о ревакцинации назвали целевую группу для бустеров – это люди, которые покидают пределы Китая с целью учёбы, туризма либо работы за пределами страны. По отношению к таким людям сейчас есть действующая рекомендация о том, что они должны получить перед выездом третью дозу вакцины.

"Это основывается на данных китайских наблюдений за эффективностью вакцинации как внутри Китая, так и в разных странах. Это уже переход к персонализированной медицине, потому что он касается не тотально всех, как с вакцинацией (когда надо было вакцинировать всё население старше 18 лет, в некоторых странах вакцинируют всё население старше 12 лет, Китай уже старше трёхлетнего возраста начинает вакцинировать). ВОЗ при этом занимает позицию общественного здравоохранения, которое обеспокоено в целом охватом вакцинацией жителей всех стран мира", – отметил Соловьёв.

При этом эксперт назвал теоретизированием попытки ВОЗ пугать людей мутацией коронавируса в неохваченных вакцинами странах.

"Мы сейчас понимаем, что прекратить распространение новых вариантов коронавируса, добившись коллективного иммунитета во всех странах, не получится. Для этого нужен охват 85% населения планеты, а это невозможно ни с точки зрения производственных мощностей в мире, ни с финансовой стороны, ни со стороны организационных и инфраструктурных возможностей", – заключил Соловьёв.

Проблема распространения штаммов и рисков появления новых вариантов Covid-19, уклоняющихся от поствакцинного иммунитета, сохраняется, как бы мы ни старались сейчас вакцинировать максимально возможное количество людей. Эксперт считает, что решение этой проблемы должно лечь на службу по мониторингу мутантных штаммов, что позволило бы быстрее действовать и реагировать, в том числе в части изменения качественного состава вакцин.