16 марта 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил, что на территории бывшей Жезказганской области будет сформирована Улытауская область.

Число онкобольных растёт

Пока власти готовятся к восстановлению новой-старой области, Жезказган по-прежнему остаётся в десятке городов страны с самым загрязнённым воздухом.

Член городского общественного совета Журсинбай Лекеров отмечает три самых существенных, на его взгляд, экологических проблемы, влияющих на здоровье жителей региона.

Первое – это влияние космодрома "Байконур". Во время запуска ракет первые ступени ракетоносителей падают на территорию будущей области.

"Зоны падения, если не ошибаюсь, составляют около 30 тысяч гектаров, и по карте они проходят как земли сельхозназначения. Там пасётся скот, ведётся сельское хозяйство. Всё потом к нам через мясо и молоко приходит. Я уже несколько лет поднимаю вопрос о необходимости перевода этих территорий в категорию земель в сфере космической деятельности. Тогда эти земли уже охранялись бы. Но никто не обращает на это внимания", – рассказал Журсинбай Лекеров, который считает, что плохая экологическая обстановка напрямую влияет на рост онкологических заболеваний у местных людей.  

Общественник полагает, что официальная статистика по онкозаболеваниям, которая публикуется в разрезе областей, не отражает реальной картины в Жезказгане.

"Я как рядовой житель города вижу, как люди болеют и молча уезжают. В общем, голосуют ногами, потому что уже не верят, что что-то изменится. Жизнь даётся один раз. Время уходит, а молодость не вернёшь", – с сожалением прокомментировал Лекеров.

К слову, о росте онкозаболеваний в Жезказгане не раз говорили и мажилисмены. Ещё год назад группа депутатов со ссылкой на Минздрав сообщила в парламенте, что в Жезказгане наблюдается рост числа пациентов со злокачественными новообразованиями. На 100 тысяч населения в 2016 году зарегистрировано 241 случай, в 2017 году – 250, в 2018 году – 268 и в 2019 году – 293 случая.

Вторая экологическая проблема, по словам Лекерова, – это вредные выбросы с предприятий "Казахмыса".

3 марта этого года общественный совет города провёл экологическую экспертизу предприятий ТОО "Казахмыс холдинг" на предмет соблюдения общественных интересов по сохранению окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья людей.

Объектами экспертизы стали медеплавильный завод, обогатительная фабрика и теплоэлектроцентраль. Согласно заключению экспертной комиссии общественного совета, со ссылкой на профильные госорганы, в Жезказгане индекс загрязнения воздуха оценивается как "высокий". Кроме промышленной пыли в нём присутствуют диоксид серы, диоксид  азота, оксид углерода, фенол и сероводород.

В почве различных районов города наблюдаются превышения концентраций свинца (от 2,9 до 7,5 ПДК), меди (от 3,3 до 19,9 ПДК), цинка (от 1,7 до 8,1 ПДК) и кадмия (от 2,04 до 5,28 ПДК).  

К примеру, объёмы выброса медеплавильного завода в 2020 году составили свыше 62 тысяч тонн, из которых 95% – это сернистый ангидрид (сернистый газ), обладающий токсичным воздействием на всё живое.

В заключении экспертизы сообщается, что в действующем сернокислотном цехе завода, призванном уменьшить выбросы в атмосферу, технологическое оборудование изношенное. Из четырёх технологических фильтрующих ниток в рабочем состоянии находятся только две.

"В 2019 году руководство ТОО "Kazakhmys Smelting" обещало, что комплекс нового сернокислотного цеха будет введён в эксплуатацию в 2022 году. Потом сказали, что в связи с пандемией пуск переносится. Сейчас обещают в конце 2025 года, что вызывает справедливое возмущение населения Жезказгана", – сообщил общественник Лекеров.

В заключении экспертизы также сообщается о воздействии на экологию четырёх хвостохранилищ обогатительных фабрик корпорации. Плюс ко всему воздух загрязняет и теплоэлектроцентраль, принадлежащая ТОО "Kazakhmys energy". Объёмы её выбросов в 2020 году составили более 19 тысяч тонн, из которых 68% – это сернистый газ и 14 % – зола угля. Член общественного совета говорит, что нужно срочно переводить ТЭЦ с угля на газ.

Вода непригодна для питья

Третий вопрос, который волнует общественника, – это состояние питьевой воды. Согласно заключению экспертизы, в водохранилище Кенгир возле объектов корпорации, находящемся у неё в доверительном управлении, превышение концентрации магния и железа, а качество воды водохранилища относится к IV классу опасности и пригодно только для орошения и промышленного водопользования. 70% всей воды в городе используется именно с этого водохранилища.   

"Качество воды в городе не терпит критики. Для хозяйственно-питьевого использования этой воды требуется глубокая очистка. Поэтому, у кого есть возможность, ставят дома фильтры. Но не каждому это по карману", – сообщил Лекеров.

За последние три года промышленные предприятия Жезказгана за эмиссию вредных веществ в окружающую среду перечислили в бюджет 14 млрд 208 млн тенге, в том числе в 2021 году – 4 млрд 503 млн тенге. Все эти деньги, по словам общественника, необходимо срочно использовать на природоохранные мероприятия.

"Город деградирует. Статус областного центра в какой-то мере, конечно, расширит наши возможности. Будет свой департамент экологии, потому что сейчас у нас один специалист на весь регион. То же касается строительства и реконструкции инфраструктуры. С другой стороны, мне кажется, большую роль всё же играет человеческий фактор и коррупция. Бюджетные деньги не доходят до конечного адресата", – резюмирует Журсин Лекеров.

В акимате Жезказгана уверяют, что в регионе продолжаются работы по переходу на подземные источники водоснабжения. Обеспечить жителей Жезказгана чистой питьевой водой на 100% планируется до 2025 года.

Местные власти подстёгивает тот факт, что в октябре 2021 года во время визита президента Токаева в Жезказган он дал поручение завершить работы в ближайшие полтора года.

"На сегодня акимат вместе с "Казахмысом" подготовил ПСД. Сейчас проходим экспертизу. Нам дали замечания, и мы устраняем их. После заключения экспертизы строительством будет заниматься комитет водных ресурсов. Стоимость проекта – 46 млрд тенге ", – пояснил замакима Жезказгана Берик Туребеков.

По его словам, вопросы экологии также на контроле у властей и статус области им поможет решать проблемы, но поэтапно.

"Вопрос экологии является главным и всех нас волнует. Мы все дышим одним воздухом. Если будут финансовые вливания, то проблемы с чистотой воды и воздуха будут решаться. Будут строиться новые дома и объекты. Туризм будет развиваться. Жезказган – сердце Казахстана, и город с областью должны быть процветающими. Надежды, что это будет так, огромные. Проблем очень много, но они решаются поэтапно. Город потерял 25 лет назад статус областного центра, поэтому здесь все заброшено было. Будем работать, чтобы привести всё  в порядок", – заверил Берик Туребеков.

Условия труда одни, выплаты разные

Узнав, что в город приехали журналисты из столицы, корреспондентам решили пожаловаться местные шахтёры.

Дауит Байкенжиев (на фото третий справа) проработал инженером на шахте Корпорации "Казахмыс" 24 года. Он инвалид III группы. Имеет профзаболевания, такие как силикоз второй степени, хроническая радикулопатия, грыжа 3-го и 4-го позвонков. Все эти болезни Байкенжиев получил на шахте. Сейчас корпорация ежемесячно платит ему за это регрессные выплаты, но как только через два года он выйдет на пенсию, выплаты прекратятся.

Причина в исключении в 2015 году из Гражданского кодекса первого пункта статьи 944, где говорится о новых правилах расчёта выплат. То есть те, кто получил инвалидность на производстве до 10 мая 2015 года, после выхода на пенсию получают и пенсию от государства, и регрессные выплаты от работодателя пожизненно. Байкенжиев считает, что это несправедливо.     

"Я потерял своё здоровье на шахте. Работодатель это признаёт. Так почему он не несёт ответственность за это и не выплачивает мне положенные выплаты. То есть работников по сути поделили на тех, кому платят и кому нет. А работали мы все в одних и тех же условиях. Это дискриминация и прямое нарушение наших прав. От того, что они исключили пункт о выплатах, моё здоровье ведь не вернулось. Я хочу донести до правительства и парламента, что изменения внесены в угоду крупных корпораций, а не простых рабочих", – говорит Дауит Байкенжиев, по словам которого, данный вопрос затрагивает как минимум тысячу семей шахтёров-инвалидов.  

"Мы не просим у государства ни копейки, а хотим, чтобы оно обязало работодателя нести ответственность. Мы же сделали руководство "Казахмыса" миллиардерами. Они ни дня не проработали в шахте. Будьте добры, делитесь.  Отовсюду приходят сплошные отписки. У нас остался единственный выход – обращаться в международные организации труда, Европарламент, чтобы они дали оценку нашим законам", – заявил бывший работник корпорации.

62-летний Семба Сулейменов (на фото – четвёртый справа) на инвалидности (III группа) с августа 2018 года. У него тоже силикоз и радикулопатия. Ему назначили пособие по инвалидности в размере 59% от прежней зарплаты – около 400 тысяч тенге. В итоге за два диагноза страховая фирма, которая является по закону посредником между работодателем и бывшим работником, выплачивает Сулейменову в общей сложности чуть более 131 тысячи тенге. Сулейменов их тоже лишится, как только выйдет на пенсию.

"Страховая организация объясняет размер выплат тем, что здесь два страховых случая. То есть за спину мне платят 24 660 тенге, а за лёгкие – 107 тысяч. Что хотят, то и творят. Недовольным советуют обращаться в суд. Люди столько обращались, но суд ничего не может сделать, потому что законы приняты антинародные", – жалуется  шахтёр.

Недовольны системой выплат и бывшие "шахтёры-процентники". Это те, кто был вынужден оставить работу на шахте из-за утери профессиональной способности, но без статуса инвалида. В таком случае работодатель выплачивает до 30% вашей зарплаты и, опять-таки, только до пенсионного возраста.

На просьбу прокомментировать ситуацию в пресс-службе корпорации сослались на изменения в законодательстве, заявив, что "закон обратной силы не имеет".

Грязные улицы

Улицы Жезказгана больше месяца не убираются. Это очень заметно по количеству мусора и грязи на тротуарах и проезжей части. Почти до конца февраля уборкой занимался коллектив одного из местных ТОО, но затем акимат из-за претензий по качеству работ подал на поставщика услуг в суд.

По словам исполнительного директора ТОО "Сенiм строй" Муратбека Мылтыкбаева, 57 человек остались без работы. Он сказал, что этот коллектив дорожников работал в городе с 2008 года, и теперь акимат хочет отказаться от его услуг.

"В январе мы нормально работали, а в феврале начальник ЖКХ начал требовать от меня работы, не указанные в договоре. Я отказался. Работы остановились. Куда мы только ни обращались – и к акиму города, и к акиму области, чтобы нам дали в доверительное управление технику местного коммунального предприятия, и мы бы работали. Нам отказали. Натурально лоббируют интересы определённых лиц", – прокомментировал Муратбек Мылтыкбаев.

По его словам, в год на уборку и очистку улиц из бюджета выделяется от 190 до 260 млн тенге. Эти средства уходят на зарплаты, ГСМ, расходные материалы, запчасти и налоги.

Заместитель акима Жезказгана Берик Туребеков, курирующий вопросы ЖКХ,  говорит, что акимат судится с подрядной организацией, прося суд признать её недобросовестным поставщиком услуг. По его словам, ТОО "Сенiм строй" согласно договору работало до конца 2021 года, потом акимат продлил договор ещё на два месяца, но не с ТОО "Сенiм строй", а с ТОО "Бестау Адал".

"По слухам, это тоже их фирма, потому что люди те же остались. Например, Мылтыкбаев. Техники и людей у них не хватает. По документам, у него должны работать 65 человек, а фактически 27 работают. Получается, он просто поменял фирму и пролонгацию сделал с ТОО "Бестау Адал". Когда пошёл обильный снегопад, с 7 февраля мы начали их проверять. Ещё в январе четыре замечания и уведомления выслали, чтобы они устранили их", – разъяснил ситуацию Туребеков.

По словам замакима, автобусы из-за неубранного снега не могли вовремя доехать до мест назначения и было много нареканий со стороны населения.

"Недобросовестный поставщик, одним словом. Дабы не допустить подобной ситуации, мы пошли на этот шаг, чтобы другим неповадно было, если честно. Как мы можем платить деньги, если он эти объёмы не выполнил", – сказал чиновник.

Туребеков уверяет, что тендер по определению нового поставщика будет прозрачным и акимат "не будет туда лезть". Сейчас горакимат также судится с несколькими подрядчиками, к которым имеет претензии по качеству строительства дорог.

"Просим вышестоящих, чтобы нам дали работу. Без разницы, кто возьмёт. В таком возрасте меня никто на работу не принимает. Аким советует встать на биржу. Но я не могу себе позволить работать за 60 тысяч тенге и кормить семью. Положение тяжёлое", – обратился к журналистам 58-летний отец пятерых детей Калназар Файзиев, работавший до последнего механизатором на погрузчике с 2011 года.

Что говорит корпорация?  

Как сообщили в горакимате, каждый пятый в Жезказгане работает в корпорации "Казахмыс" или в её подрядных и сервисных организациях.

На запрос редакции о том, какие меры корпорация предпринимает для улучшения экологической обстановки в городе, в пресс-службе сообщили, что обеспечение экологической безопасности и минимизация воздействия производства на окружающую среду – один из приоритетов группы "Казахмыс".

"Для каждого предприятия ежегодно разрабатывается и осуществляется комплекс мероприятий по охране окружающей среды", – отметили в "Казахмысе".

В корпорации обещают, что после строительства нового сернокислотного цеха в 2026 году "ожидается экологический эффект в виде снижения выбросов диоксида серы минимум на 49%". Затраты на строительство составят порядка 100-120 млн долларов.

Говорят, что сейчас выбросы сернистого ангидрида находятся в пределах разрешённых лимитов, замеры проводятся ежеквартально, результаты подаются в госорганы.

Также в пресс-службе рассказали, что предпринимает "Казахмыс" для очистки воды на Кенгирском водохранилище. Корпорация ссылается на исследования проб воды, которые регулярно проводят "независимая специализированная аккредитованная лаборатория, лаборатория РГП на ПХВ "Нацэкспертиза" и местное управление санитарно-эпидемиологического контроля".

Согласно результатам исследований вода, по данным пресс-службы, соответствует национальным санитарным требованиям.


Читайте также: