Прямой эфир Новости спорта

Как живёт Жезказган, перед тем как снова стать областным центром

Вид на Жезказган при въезде в город / Фото Informburo.kz
Вид на Жезказган при въезде в город / Фото Informburo.kz
Что увидели корреспонденты Informburo.kz в городе, входящем в десятку городов с самым грязным воздухом

16 марта 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил, что на территории бывшей Жезказганской области будет сформирована Улытауская область. Жезказган уже был областным центром в советское время и в период независимого Казахстана до 1997 года, войдя в состав Карагандинской области.

"Создание в этом регионе самостоятельной области – важное решение не только с экономической точки зрения, но и духовно: Улытау, который находится в центре нашей бескрайной казахской степи, занимает особое место в истории нашей страны. Здесь проходили великие собрания, где решалась судьба страны", – заявил Токаев во время послания народу.

Основанный в 1939 году как промышленный посёлок Кенгир при медном руднике, Жезказган впервые получил статус города в 1954 году. С тех пор город является одним из крупнейших центров цветной металлургии Казахстана. В переводе с казахского языка "Жез қазған" дословно означает "Место, где копали медь".

Лужи, грязь и дым

Первое, что бросается в глаза, когда выходишь из аэропорта Жезказгана, – это две активно дымящие трубы, виднеющиеся в стороне города. Одна труба – местной ТЭЦ, вторая – медеплавильного завода корпорации "Казахмыс".

 

"Этот город хорош тем, что здесь работа есть. В основном хорошо зарабатывают шахтёры. После январских событий кому по 30% к зарплате, кому по 100 тысяч тенге добавили. Знаю мужиков, которые в шахте на забое по миллиону зарабатывают, но шахтёр на работу идёт как на войну: не знает, вернётся со смены или нет", – рассказал Алексей, водитель попутки из соседнего городка Сатпаев, который согласился подбросить нас до центра Жеза – так его сокращённо называют местные.

В казахстанских СМИ периодически появляются сообщения о гибели шахтёров или о производственных ЧП с увечьями на шахтах Карагандинской области. За окном мелькают многочисленные кресты христианского кладбища и крыши заброшенных дачных домиков.

Даже на центральных улицах Жеза царит невероятная запущенность. На каждом шагу попадается бытовой мусор: пакеты, жестяные банки, стекло и пластик. Весна обнажила всё, что скрывал снег. Обшарпанные старые советские дома со старыми табличками с названиями улиц создают атмосферу, будто город застыл где-то в 1980-х. Часто попадаются бродячие собаки, копошащиеся в поисках еды на мусорках во дворах.

"Мало зелени. То, что есть, не поливают. Улицы плохо убирают. Мусор вовремя не вывозится. В основном вот эти проблемы волнуют горожан", – на ходу перечисляет Инна, женщина лет тридцати, и быстро запрыгивает в дверь подъехавшего к остановке ПАЗа.  

Из-за отсутствия арычной и ливневой системы на тротуарах повсеместно лужи и слякоть. Проезжающие машины, если зазеваешься, могут легко обрызгать пешеходов грязной жижей. Людям приходится балансировать, обходя лужи по бордюрам.   

 

"Чтобы область была, надо все посёлки и райцентры восстанавливать. Большинство объектов животноводства и сельхозпроизводства заброшены или разрушены. Они и кормили город мясом и овощами. Когда Жезказганская область была, были и вливания. Водоём наш (Кенгирское водохранилище), откуда пьём, в отраву превратился. Рак в прошлом году вообще исчез. Когда ветер меняется и дым в город идёт, во рту чувствуется сладковатый привкус. Даже сигарету не покуришь", – прокомментировал коренной жезказганец Юрий новость о восстановлении области.

На глаза часто попадаются объявления на зданиях о продаже кафе, бизнеса или частных домов. Цены на недвижимость, по словам жезказганцев, ещё не очень заметно выросли.

Соседство с медным гигантом  

В самом центре Жезказгана, напротив Дворца молодёжи установлен большой монитор, который транслирует состояние качества воздуха в городе. На 25 марта сообщалось, что уровень сероводорода в атмосфере высокий, а диоксида азота – повышенный.

"Конечно, это хорошо, что область возвращают. Радуемся. А то город совсем запущенный. Некоторые автобусы по часу ждёшь. Учеников жалко зимой. Детям играть негде. Честно сказать, не то что на областной центр, на город мало похож сейчас Жезказган. Всё ещё и от акима зависит", – считает пенсионер Дуйсен Кенесов, который прогуливался с женой у Монумента независимости перед городским акиматом.

Это очень популярное среди детей и подростков место. Возле него нет никаких аттракционов, тренажёров или снарядов. Просто здесь нет грязи, везде брусчатка и есть лавочки. По центральной улице имени Алашахана, недалеко от акимата, из тротуара торчат трубы теплотрассы, под которыми уже много лет живут местные бездомные.

"Может быть с возвратом статуса области порядок наведут. Дороги будут нормальные и чистота на улицах. Главное, не нужно будет ездить в Караганду за всякими справками", – поделилась ожиданиями пенсионерка Людмила Денисенко, которая приходит к трубам, чтобы покормить бездомных кошек.

Возле этих труб можно встретить и Юрия Комзаракова, который вот уже лет девять скитается по улицам города и пригодным сёлам в поисках еды и ночлега. Ему 45 лет, болеет, по его словам, туберкулёзом и имеет инвалидность.

"Когда мама умерла, ритуальные услуги меня обманули. Забрали квартиру. Родственников других у меня нет. Документы потерял, поэтому не могу никуда устроиться. Приехал недавно из аула, где за скотом ухаживал. Вообще, я умирать собираюсь. А что ещё делать?", – признался бездомный, который от безысходности частенько выпивает.

Бродяг и выпивох, просящих милостыню, можно встретить почти на каждой центральной улице, не говоря о второстепенных закоулках.

Дома в Жезказгане с виду так изношены, что год назад местные власти заявили о намерении объявить ЧС техногенного характера из-за большого количества аварийных домов. Официально сообщалось о 24 таких многоквартирных домах, где проживало 259 семей. Всего до 2025 года улучшению, реконструкции и реставрации подлежат 137 аварийных и ветхих домов.

В центре города по адресу ул. Алашахана, 33, есть показательная в этом плане панельная пятиэтажка 1966 года постройки. Дом примечателен тем, что его стены много лет подпёрты железными угольниками. 82-летняя пенсионерка Феодосия Мисник – одна из первых новосёлов этого дома. Квартиру ей дало государство. Она много лет проработала арматурщицей и строила местный медзавод.

"В восьмидесятых панель на первом этаже начала отходить и из квартиры было видно солнышко через щель. Позже, когда уже на втором этаже появились трещины, жильцы начали бить в колокола. Сначала в подвале установили подпорки, затем снаружи. И вот уже лет десять дом подпёртый стоит. Квартира тёплая, всё рядом, поэтому я никуда не хочу отсюда переезжать. Мне не страшно. Что будет, то будет", – говорит пенсионерка.

В год в Жезказгане, где проживает около 85 тысяч человек, строится не больше трёх новых домов. Судя по отчёту акима города, в 2021 году в эксплуатацию сдано три многоэтажных жилых дома (108 квартир) и ещё три дома пока строятся (150 квартир).

Какими токсичными отходами дышат жезказганцы и насколько загрязнено местное водохранилище, почему уборщики улиц города остались без работы, как живётся шахтерам-инвалидам, получившим производственные травмы и что делают власти и корпорация "Казахмыс" для решения проблем города, читайте во второй части репортажа из Жезказгана.


Читайте также:


Новости партнеров