Более 40 лет Семипалатинский испытательный ядерный полигон зиял кровавой раной на теле Казахстана. На востоке республики в разное время взорвали около 500 ядерных установок, причём более 70 испытаний провели над землёй, то есть в атмосфере. Жертвы испытаний – это миллион с лишним казахстанцев. Непоправимый ущерб нанесён экосистеме нескольких регионов страны. В 1991 году Нурсултану Назарбаеву удалось закрыть ядерный полигон и остановить испытания.

Этим событиям посвящена третья серия цикла документальных фильмов "Бросить вызов судьбе" на телеканале "Хабар". Это совместный проект агентства "Хабар" и газеты "Аргументы и факты Казахстан".

Informburo.kz посмотрел третью серию "Операция "ликвидация": как Нурсултан Назарбаев закрыл ядерный полигон" за вас и пересказывает историю закрытия Семипалатинского полигона.

Читайте также:

"Казахстанцы были живой частью этого эксперимента"

"Ядерному облучению было подвергнуто более миллиона человек. Они страдали. И во втором, третьем поколении мы ощущаем результаты этих взрывов", – рассказывает в интервью авторам фильма Нурсултан Назарбаев.


Нурсултан Назарбаев / Кадр из фильма "Бросить вызов судьбе"

О судьбах этих людей вряд ли кто-то думал, когда строился полигон. Местное население даже не поставили в известность. 21 апреля 1947 года вышло секретное постановление Совета министров СССР о возведении в степях Казахстана "объекта №905". Через два года на родине великого поэта и мыслителя Абая Кунанбаева прогремел первый ядерный взрыв мощностью 22 килотонны. На этой почве уже нельзя ничего выращивать, воду из этой зоны нельзя пить, да и в целом находиться на такой земле значит подвергать себя смертельной опасности.

Испытания ядерного оружия под Семипалатинском проводились в режиме строжайшей секретности. О них не знали даже первые лица республики, не говоря уже о простом народе. Но несмотря на уголовную ответственность за разглашение государственной тайны, земля всё равно полнилась слухами. В непосредственной близости от ядерного полигона располагались десятки населённых пунктов. Местные жители прекрасно понимали: рядом с ними происходит что-то страшное.

Читайте также: Эксперимент "Атомная ферма". Фоторепортаж

Толеутай Сулейменов, первый министр иностранных дел Казахстана, родился и вырос в Семипалатинске. Помнит, когда рядом, в Курчатове, впервые взорвалась водородная бомба.

"Мне было 10-11 лет. Как будто небо раскололось пополам. Нашу печку, которая на улице стояла, сдуло сразу же. Окна остались без стёкол. Несколько труб было, завалились. Скот орёт, собаки лают. Люди замерли. Никто никуда не двигался, потому что сильнейший ветер был, мы не знали, а это, оказывается, ударная волна. Темно стало, что-то сыпалось на голову, хотя было лето. Позже мы узнали, что был взрыв первой ядерной водородной бомбы, который произвёл Советский Союз", – вспоминает в фильме Толеутай Сулейменов.

От последствий ядерных испытаний пострадала вся его семья. Именно он первым рассказал о страшных взрывах Нурсултану Назарбаеву, когда они вместе работали в Темиртау. Оба будущих политика работали на металлургическом комбинате. С того времени и стали искать пути, как уберечь людей и родную землю от уничтожения.


Толеутай Сулейменов / Кадр из фильма "Бросить вызов судьбе"

В других странах при проведении опасных испытаний местных жителей эвакуировали. Их старались защитить от последствий. В Советском Союзе всё было по другому.

"Работая в США, я был на их атомном полигоне в Неваде. И мне рассказывали процесс этих испытаний в Америке. В отличие от СССР, где наши соотечественники были фактически живой частью этого эксперимента, которых не предупреждали, не защищали, в Америке максимально обезопасили своих граждан. Говорили, что будут такие-то взрывы, программу взрывов объявляли. Принимали все необходимые меры их защиты", – приводит сравнение политик Канат Саудабаев.

В США казахстанской делегации показали документальный фильм о Семипалатинском полигоне. В числе гостей был Толеутай Сулейменов, которого непосредственно коснулась эта трагедия.

"Когда я это увидел, у меня слёзы текли. Люди оставались там в некоторых районах, овцы, собаки. Их, конечно, могли вывезти, но их оставили. Когда я это увидел, как вверх тормашками всё летит, огонь, земля, ветер, – я не мог, я ушёл, не досмотрев до конца этот фильм", – вспоминает Толеутай Сулейменов.

"Действуй на грани фола"

22 марта 1984 года Нурсултана Назарбаева назначили председателем Совета министров Казахской ССР. Первым делом он пытался получить достоверную информацию о воздействии ядерных испытаний на население. Из-за режима секретности в ответ приходили уведомления, что запрос принят к сведению, или стандартные отписки.

Только после чернобыльской катастрофы получила широкую огласку информация о деятельности семипалатинского полигона. По подсчётам учёных, суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных на полигоне, в 2,5 тысячи раз превысила силу атомной бомбы, сброшенной в 1945 году на Хиросиму. Количество раковых заболеваний среди местного населения с момента начала испытаний возросло в три раза.

Но даже Чернобыль ничему не научил советское руководство. Спустя некоторое время прошёл слух, что из Кремля потребовали выделить новые земли для ядерных испытаний. Причём выходило, что все детали уже согласованы с первым секретарём ЦК КП Казахстана Геннадием Колбиным. Осталось дело за малым – подписать соответствующий приказ.

Нурсултан Назарбаев срочно позвонил партийному лидеру страны. Геннадий Колбин сказал, что, по его информации, речь идёт о расширении старых площадей под Семипалатинском и порекомендовал не вмешиваться в это дело.

"Военные уберут нас обоих, если мы попытаемся остановить их", – говорил он.

Площадь полигона уже тогда занимала 18,5 тысячи км. Общая использованная территория оценивается в 304 тысячи км. Дальнейшее расширение означало угрозу национальной безопасности всей республики. Но в Москве это никого не волновало.

Читайте также: В Казахстане развивается наука о ядерных реакторах. Как она устроена?

Телефонные переговоры с генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым также не принесли результатов. Тогда Нурсултан Назарбаев пошёл ва-банк. В случае провала его замысла о дальнейшей политической карьере можно было забыть навсегда.

Он поделился закрытой информацией о планах центра. На следующий день в Казахстане начались митинги. Народные протесты усилились, когда в республиканские СМИ просочились секретные данные о чрезвычайно высоком уровне раковых заболеваний в районе Семипалатинска.


Митинги против испытаний на полигоне / Кадр из фильма "Бросить вызов судьбе"

Сразу после начала народных волнений Нурсултан Назарбаев попал под колпак сотрудников Комитета государственной безопасности СССР. Друзья из Москвы предупреждали: "Будь осторожен". И всё же Нурсултан Назарбаев продолжал настаивать на закрытии полигона.

"Когда мы в 1989 году из 18 запланированных взрывов остановили 11, только 7 разрешили произвести, конечно, правительство могло нам мешать. Но не помешало. Наоборот, я помню этот разговор (с Назарбаевым. – Авт.). Он сказал: "Действуй на грани фола", – вспоминает Олжас Сулейсенов, поэт, лидер народного движения "Невада – Семипалатинск".

Остановки испытаний удалось добиться. Но волна уже была запущена, и теперь людей было не остановить. Народ требовал закрыть полигон навсегда. Фраза "Полигон жойылсын" тогда стала главной в движении против ядерных взрывов в Семипалатинске. С казахского она переводится как "Истребить полигон".


Олжас Сулейменов / Кадр из фильма "Бросить вызов судьбе"

"Движение мы назвали "Невада – Семипалатинск". Мы сказали: начнём с себя, остановим себя, после – и Неваду, – это сиамские близнецы. Один заболеет – и второй тоже сляжет. Так и получилось в итоге. И в этот момент Назарбаев очень чётко понял, когда я объявил на конференции: "Нам не нужно заявления о приёме движения "Невада – Семипалатинск", пришлите просто свою подпись, что вы согласны с этим призывом "Полигон жойылсын". И к нам в союз писателей поступило очень много ученических тетрадей с подписями, ватманы были, множество подписей со всех областей приходили", – рассказывает Олжас Сулейменов.

Под движением подписалось два млн казахстанцев.

"Нурсултан Назарбаев остановил геноцид"

30 мая 1989 года на пленарном заседании Верховного совета в Москве Нурсултан Назарбаев с высокой трибуны публично затронул наболевшую тему Семипалатинского полигона. Его речь вызвала шок у партийной и армейской элиты страны. Чего только не говорили в эти дни: что выносит сор из избы, зарабатывает таким образом политический "капиталец", вплоть до того, что обвинили в подрыве обороноспособности державы. И всё же поддерживаемый своим народом Нурсултан Назарбаев вынудил правительство СССР рассмотреть вопрос о закрытии Семипалатинского полигона.

"Самая высокая заболеваемость онкологией произошла именно в этом регионе. Когда была объявлена гласность, демократизация в СССР, наши люди только начали узнавать, в чём дело, откуда это идёт, что это такое. Они слышали взрывы, землетрясения в Семипалатинске, но не знали, откуда. Потом уже узнали. Я, будучи председателем правительства, этот вопрос поставил в Москве, и таким образом, что мы закрывать будем (полигон. – Авт.)", – говорит Нурсултан Назарбаев.

Когда стало ясно, что угрозы не помогут, стали посылать гонцов из Москвы с обещаниями помочь пострадавшим. В ход шли лесть, обещания, уговоры. Но лидер не мог подвести свой народ.

Читайте также: Нурсултану Назарбаеву присвоили статус Чемпиона за мир, свободный от ядерных испытаний

"Сам народ потребовал. Общественное движение большое в Казахстане было. Закрытие ядерного полигона означало, что я был со своим народом, его желанием, его волей. Такова была воля народа. Это было не так просто. Сопротивление было большое со стороны военно-промышленного комплекса: мол, нам нужно ещё несколько испытаний, что мы отстаём от Америки. Но я был неуклонен", – подчёркивает Первый Президент.


Митинги против испытаний на полигоне / Кадр из фильма "Бросить вызов судьбе"

В мае 1990 года в Алма-Ате прошла международная конференция "Избиратели мира против ядерного оружия". Для участия прибыли делегаты из 30 стран, в том числе из США и Японии. После конференции Нурсултана Назарбаева срочно вызвали в Кремль. У него состоялась непростая беседа с секретарём ЦК КПСС, отвечающим за военно-промышленный комплекс, Олегом Баклановым, председателем правительства СССР Николаем Рыжковым и президентом СССР Михаилом Горбачёвым. Они настаивали на дальнейшей эксплуатации полигона. И всё же с 1990 года на полигоне не прозвучало ни одного взрыва.

29 августа 1991 года Нурсултан Назарбаев своим указом в одностороннем порядке навсегда закрыл один из крупнейших ядерных испытательных полигонов на планете.

"Буквально через неделю после завершения путча, 29 августа, президент ещё советской республики своим указом вопреки жёсткому сопротивлению Кремля закрывает полигон. Это был акт исключительно личного мужества и смелости Назарбаева", – подчёркивает Канат Саудабаев.

Выдержка из указа №409: "На территории КазССР Семипалатинской области с 1949 года осуществлялись испытания ядерного оружия. За это время здесь было произведено около 500 ядерных взрывов, которые нанесли урон здоровью и жизни тысяч людей. Учитывая, что КазССР выполнила свой долг по созданию ядерного потенциала, обеспечившего стратегический военный паритет между СССР и США, принимая во внимание требования общественности республики, постановляю закрыть Семипалатинский ядерный полигон".

Это был первый пункт указа, было ещё три:

  1. Преобразовать полигон в научно-исследовательский центр.
  2. Определить размер и выплаты компенсации пострадавшим.
  3. Утвердить программу по улучшению жизни людей, проживающих в этом регионе и прилегающих зонах.

"Считаю до сих пор, что я правильно сделал, потому что мы в своей истории впервые стали независимым государством, именно в таком объёме как сейчас, с такими границами и возможностями. И наша первая задача была выйти из кризиса, развала единой страны, восстановить Казахстан как государство, поставить его на карту мира и сделать его уважаемым. Но только отказавшись, став лидером антиядерного движения, мы могли иметь такой авторитет перед миром и моральное право. Поэтому обосновано и обдуманно мы это сделали", – считает Елбасы.

"Нурсултан Назарбаев совершил героический подвиг. Остановил этот геноцид. Это страшное оружие против беззащитного казаха. Сердце обливается кровью, когда это вспоминаю. После нас закрыли полигоны в Китае, США, Франции", – добавляет Толеутай Сулейменов.

"Казахстан без ядерного оружия обеспечил свою территориальную целостность"

Осенью 1993 года в Восточном Казахстане в ходе инвентаризации на Ульбинском металлургическом заводе (УМЗ) обнаружили секретный склад. За потайной дверью, запертой на ржавый замок, эксперты обнаружили около 600 кг высокообогащенного оружейного урана. Президент Казахстана срочно позвонил в Кремль, чтобы прояснить ситуацию с сенсационной находкой. По его воспоминаниям, в Москве на эту новость отреагировали довольно спокойно.

Спецслужбы США сообщили ещё более ужасающие сведения – об уране узнали международные террористы. Что делать? Этот вопрос решали 14 февраля 1994 года в Вашингтоне на встрече глав двух государств Нурсултана Назарбаева и Билла Клинтона. После официальных переговоров у них состоялась ещё одна беседа, но уже в секретном формате – в президентской резиденции "Блэр хаус". Политики договорились, что в Казахстан прибудут американские эксперты и на месте проведут необходимые анализы. Реализуемый проект получил кодовое название "Операция "Сапфир".

"Это был уран-235, обогащённый на 90-91%, – спустя 15 лет в интервью "Вашингтон пост" вспоминал свой визит в Усть-Каменогорск бывший атташе посольства США в Казахстане по военно-политическим вопросам Энди Вебер. – Я стоял и думал, что из этого материала можно легко сделать десятки ядерных бомб, но как же обыденно он при этом выглядел! Просто кусок металла".

Обнаруженный высокообогащённый уран, вероятнее всего, предназначался для реализации секретной программы военно-морских сил СССР. В конце 60-х годов прошлого столетия в Советском Союзе шла работа по созданию нового типа ядерных реакторов для подводных лодок второго поколения, вооружённых крылатыми ракетами П-70 "Аметист", но программу закрыли. Подводная лодка получилась безумно дорогой, за что её прозвали "Золотая рыбка". В итоге оружейный уран пролежал в секретном хранилище более 20 лет.

Читайте также: Город умер, но люди продолжают там жить. Фоторепортаж из Чагана

7 октября 1994 года президент США Билл Клинтон подписал указ о проведении спецоперации в Казахстане. На следующий день с Дуверской авиабазы ВВС США в Центральную Азию вылетели три тяжёлых военно-транспортных самолёта С-5 Galaxy. По документам американские спецы направлялись в Казахстан для "оказания помощи в приведении мер производственной безопасности на УМЗ в соответствие с требованиями МАГАТЭ". Гигантские "транспортники" вывезли 1032 контейнера со смертельным грузом. На авиабазу в штате Делавэр они добирались 20 часов с дозаправкой в воздухе. Это был самый длинный перелёт самолётов C-5 в мировой истории.

23 ноября 1994 года на специальной пресс-конференции в США официально объявили об успешных итогах секретной операции "Сапфир".

"За операцию "Сапфир" Казахстан получил хорошие деньги в качестве компенсации. И за вывоз ядерного материала из Казахстана мы тоже получили достаточную компенсацию. Кроме огромных дивидендов, таких как гарантия безопасности и прямые иностранные инвестиции, мы получили конкретные вливания в страну. Так что Нурсултан Абишевич выжал максимум из этого и, слава богу, Казахстан без ядерного оружия обеспечил свою территориальную целостность", – отмечает Канат Саудабаев.

В конце 1994 года в Восточном Казахстане обнаружили ещё один забытый пасынок полигона. Нурсултану Назарбаеву доложили, что на Семипалатинском полигоне в штольне №108-К на глубине 130 метров на боевом взводе находится испытательный плутониевый заряд мощностью 0,4 килотонны. Ни один мировой эксперт не смог дать гарантии, что опасный груз, пролежавший под землёй почти четыре года, не сдетонирует при извлечении. Заниматься демонтажом и извлечением атомного заряда, находящегося в штольне длиной почти в километр, было и накладно, и крайне опасно. Специалисты-атомщики из "Арзамаса-16" рекомендовали уничтожить закладку прямо на месте. Эту идею поддержал и Нурсултан Назарбаев.

31 мая 1995 года на Семипалатинском полигоне случилось историческое событие. Казахстанские и российские специалисты провели уникальную операцию. Они установили глубоко под землёй 400 кг химической взрывчатки и уничтожили заряд плутония.

"Этот неядерный взрыв символизирует, что Казахстан стал территорией, свободной от ядерного оружия", – цитата из книги Нурсултана Назарбаева "Эпицентр мира".

Наши современники ещё чувствуют боль покалеченных судеб, мы оплакиваем не рождённых детей в результате бесплодия их матерей, скорбим о тех, кто ушёл раньше, чем было отмерено свыше. Всё это последствия радиоактивного заражения, распространение которого Нурсултан Назарбаев сумел остановить. Теперь 29 августа 1991 года – это не просто знаковая дата для Казахстана. На 64-й Сессии Генассамблеи ООН объявили 29 августа международным днём действий против ядерных испытаний.

Продолжение фильма смотрите на телеканале "Хабар" в 20.30:

  • 4-я серия: "Изгнание "сатаны": как Нурсултан Назарбаев от ядерной "дубинки" отказался";
  • 5-я серия: "Совершенно секретно": как Нурсултан Назарбаев национальную валюту вводил";
  • 6-я серия: "Обыкновенное чудо: как Нурсултан Назарбаев построил новую столицу".