Как напоить Центральную Азию в условиях дефицита воды
4,5 млрд долларов теряют ежегодно страны Центральной Азии (ЦА) только из-за того, что не могут договориться между собой об управлении общими водными ресурсами. Казахстану удалось выстроить неплохие отношения с соседними центральноазиатскими республиками по совместному использованию общих трансграничных ресурсов. В частности, договориться с Кыргызстаном об обмене энергоресурсов на воду.
Более сложная ситуация с Китаем, который забирает всё больше воды из рек, текущих в Казахстан. И на все просьбы Казахстана увеличить поступающие объёмы китайская сторона отвечает, что Казахстану сначала нужно научиться экономить уже имеющиеся у него ресурсы и устранить все потери в ирригационных сетях, которые действительно масштабны. В Китае, например, каналы полностью забетонированы, покрыты специальной плёнкой и исключают водопотери.
И здесь Казахстану ответить нечем, кроме как продолжить работу по интенсивному внедрению и популяризации водосберегающих подходов, практик, технологий во всех сферах – промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, в повседневном быту. Для решения этой проблемы региональный проект USAID по водным ресурсам и окружающей среде в Центральной Азии продвигает подход WEFE Nexus.
Аббревиатура WEFE означает water, energy, food and environment, что с английского языка переводится "вода, энергия, продовольствие и окружающая среда". Nexus означает "связь". Тесную связь этих четырёх вещей.
Nexus продвигает переход от исключительно секторального подхода к межсекторальному, согласованному и интегрированному пути социально-экономического развития. Он может быть внедрён на всех уровнях управления и в любом масштабе. Это основа для нахождения компромиссов на основе информированного принятия решений и взаимодействия между различными секторами экономики: водный, продовольственный, энергетический.
Представители USAID признались, что все эти вещи продвигаются в Центральной Азии с огромным трудом. Инициаторам внедрения новых подходов и технологий постоянно приходится сталкиваться с саботажем чиновников и равнодушием местных жителей.
"Но всё равно все эти прогрессивные инициативы не бесполезны, даже если их отвергают и саботируют. Нужно продолжать эту работу, несмотря ни на что, накапливать критическую массу и однажды всё изменится. Уже меняется. Например, в Узбекистане всё больше земель, где раньше выращивали влаголюбивый хлопок, отдают под садоводство, виноградарство, овощеводство, которые требуют меньше влаги", – рассказал руководитель Регионального проекта USAID по водным ресурсам и окружающей среде Екатерина Стрикелева.
Что касается Казахстана, то здесь правительство на протяжении многих лет выделяет огромные средства, для того чтобы обеспечить сельскую местность питьевой водой. Другой вопрос, как эти средства используются. Вследствие непродуманности проектов, неразберихи в документах, дефицита грамотных специалистов и, конечно же, масштабных хищений и изощрённых коррупционных схем многие из госпрограмм так и остались на бумаге, а многострадальные аулы так и не получили обещанной воды.
Но и тут спасение жаждущих – это дело, в том числе, и самих жаждущих. Там, где местные жители не просто ждут, когда местные власти что-то для них сделают, а сами активно включаются в процесс, следят за ходом работ, сигнализируют вышестоящим инстанциям в случае сомнительных махинаций, в таких местах нередко получаются качественные результаты, добавила Екатерина Стрикелева.
Екатерина Стрикелева рассказала про село Майлыбай на юге Казахстана. Немецкие организации выделили деньги на строительство современной системы водоснабжения. Благодаря обоюдному контролю спонсоров и местных жителей всё было сделано как надо. Более того, когда село решил посетить немецкий посол, местная администрация выделила из бюджета средства на строительство новой асфальтированной дороги, о чём местные и не мечтали. Получился двойной выигрыш.
Региональный проект USAID по водным ресурсам и окружающей среде в Центральной Азии стартовал в 2020 году и продлится до 2025 года. Целевые бассейны – реки Сырдарья и Амударья. Стоимость 21,5 млн долларов.
Читайте также:
- Казахстан может столкнуться с чрезвычайным дефицитом воды к 2040 году
- В Кызылординской области вынуждены сокращать лимит на воду из-за её грядущего дефицита
- Казгидромет: В зерносеющих регионах в почве не хватает воды