Избавится ли Казахстан от бюрократов и лишних бумаг
15 апреля президент Казахстана подписал указ "О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата". Он направлен на повышение самостоятельности и персональной ответственности первых руководителей госорганов, а также на сокращение документооборота и отчётности.
Мы спросили у экспертов, по каким индикаторам можно оценить эффективность реформ в этом направлении.
Советник председателя Агентства РК по стратегическому планированию и реформам (АСПиР) Сабина Садиева считает, что указ называет имеющиеся проблемы своими именами, и ключевым моментом является то, что Касым-Жомарт Токаев начинает процесс реформ с Администрации президента.
"Очень интересно, что в этот указ включили не просто реинжиниринг на уровне правительства, министерств и акиматов, потому что все предыдущие годы этим в основном занимались на уровне акиматов и отдельных сфер регулирования центральных государственных органов. А теперь глава государства начинает с Администрации президента, он хочет провести реинжиниринг внутри своей же администрации", – отметила Сабина Садиева.
"Это очень важно, потому что структура и управленческие потоки внутри администрации задают бизнес-ритм всей системе госуправления", – подчеркнула она.
А то, что госорганам можно будет принимать нормативные правовые акты без привязки к формальному набору функций и компетенций – это начало большой реформы по функционалу всей системы государственного управления.
Также указ направлен на углубление цифровизации.
"У нас же практика такая, что людей собирают на совещание и тратится очень много времени. Тогда как в регламенте совещаний должно быть чётко обозначено, что они должны проводиться для выработки конкретных решений, а не так, что у нас проходят некоторые совещания серийно, и ничего не решается", – отметила советник главы АСПиР.
Читайте также: Каким должен стать высокопоставленный чиновник в новой казахстанской реальности
Но для радикального сокращения числа совещаний госслужащим нужно дать инструменты для работы. К примеру, по словам эксперта, в крупных компаниях функция назначения совещаний и согласования документов встроена в саму корпоративную почту.
"В указе есть пункт "обеспечить сокращение бюджетных расходов на канцелярскую бумагу и сопряжённые с ней товары в три раза", – отметила Садиева. По её словам, это отличный параметр.
При этом Сабина Садиева убеждена, что простые казахстанцы вряд ли смогут оценить и измерить эффективность указа, так как люди со стороны могут не увидеть всей проводимой работы.
На вопрос, как она будет отслеживать действие этого указа, советник главы АСПиР ответила так:
"Если бы, допустим, у меня была задача оценить эффективность этого указа, я бы взяла расходы на бумагу и направила бы запрос по поводу интеграции государственных баз данных и снижения количества запросов. Я бы обязательно посмотрела, как развивается система Smart data ukimet, действительно ли госслужащие смогут брать оттуда данные, не оформляя запросов и не тратя на это усилий и времени. Я бы написала запрос в Агентство по делам госслужбы, которое ежегодно проводит опрос государственных служащих, чтобы узнать, как сами госслужащие оценивают эффект, и я бы посмотрела, как изменится структура Администрации президента в результате инжиниринга", – перечислила Сабина Садиева.
Однако здесь возникает вопрос, насколько чиновники будут честно отвечать на вопросы. Нет ли риска, что из страха потерять своё место работы они будут необъективными?
На этот счёт эксперт сослалась на опрос, который ежегодно проводится Казахстанским институтом стратегических исследований (КИСИ). Есть динамика, показывающая, что "люди отвечают всё честнее и честнее", ведь они сами заинтересованы в объективном заполнении опросника.
"Даже если они не будут до конца откровенны, какие-то сигналы всё равно мы получим", – отметила советник главы АСПиР.
"Как-то я спросила у вице-министра экономики, сколько у неё контрольных поручений в год. Оказалось, что пять тысяч! Понятно, что она не могла ни жить, ни работать, ни думать о результатах", – отметила Сабина Садиева в своём Telegram-канале.
"Я позитивно оцениваю сам указ, проведённый объём работы и некоторые смелые вещи, которые в нём прописаны, хотя его составители понимают, что это очень тяжело и болезненно будет сделать. И я теперь думаю, что сам факт указа очень интересен для анализа, теперь мы будем дальше наблюдать, что будет происходить. Как всегда, вопрос реализации. А так, это интересный, большой и честный указ", – резюмировала она.
В указе среди ключевых принципов дебюрократизации заявлены:
- главенство конкретного и измеримого результата над формой работы по его достижению;
- цифровизация по умолчанию;
- недопустимость передачи принятия решений и согласования вопросов, входящих в сферу компетенций конкретного руководителя, на вышестоящий уровень;
- непрерывная работа по сокращению бюрократии и оптимизации внутренних процедур и процессов;
- недопущение введения новых необоснованных бюрократических требований, видов отчётности и контроля.
Кроме того, в документе прописано, что сроки и этапы нормотворческого и бюджетного процессов будут сокращены вдвое, будет введён запрет для госорганов запрашивать сведения, содержащиеся в информационных системах.
Читайте также: "Ак жол" требует защитить инициативы Токаева от бюрократических искажений и саботажа
"Меры, заложенные в указе, позволят разгрузить государственных служащих от излишних процедур и процессов, не влияющих на конечный результат, а также обеспечат нацеленность госаппарата на эффективную реализацию политических и экономических реформ главы государства", – отмечено в указе.
Директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев считает ключевым исключение дублирующих функций.
"По ряду моментов Администрация президента и Канцелярия премьер-министра друг друга дублируют. Это давняя проблема, и в указе прямо не прописано, но предполагается, что за АП остаётся роль в части стратегического планирования и контроля за исполнением президентских поручений, а правительство – это непосредственно операционная тактическая работа. И чтобы этого дублирования не было, чтобы не было конкурирующих моментов, теперь идёт чёткое разделение между этими двумя органами", – отметил Уразгали Сельтеев.
Этот документ определяет конкретные ориентиры для чиновников. "И тот факт, что текст указа размещён на сайте Акорды, тоже придаёт значение. Обычно тексты печатаются в СМИ, а здесь вышло на сайте", – пояснил он.
Но есть риск, что на практике чиновники со стажем продолжат работать по старинке. Эту проблему должен решить переход от бюрократии к цифровизации. Теперь даже письма с пометкой "Для служебного пользования" будут передаваться от чиновника к чиновнику и среди госорганов в цифровом формате.
"Самое важное – это создание собственной единой цифровой платформы Smart data ukimet", – подчеркнул глава Института евразийской интеграции.
Кроме того, начнёт работать информационная система E-otinish, куда поступают жалобы и обращения граждан. Всё это будет интегрировано с цифровой платформой правительства, поэтому казахстанцам будет гораздо проще контролировать процесс взаимодействия с чиновниками, но теперь и между самими госорганами электронный процесс будет упрощён.
"Раньше это всё было разрозненно. Даже в прошлом году мы проводили анализ того, как работает слышащее государство, но мы не могли найти статистику по обращениям граждан, потому что многое слетело со старых сайтов. Когда все сайты госорганов объединили в ЕСЭДО (Единая система электронного документооборота. – Ред.), информация пропала. Теперь это всё будет объединено и будет легче с точки зрения анализа информации. Я думаю, всё постепенно в открытый доступ пойдёт", – сказал Уразгали Сельтеев.
Пока о системе E-otinish население мало осведомлено, но это вопрос времени, считает эксперт.
"Когда всё запустится, заработает, это всё популяризироваться будет, и люди будут пользоваться, им не надо будет больше идти в канцелярию госоргана, чтобы написать жалобу. Вы с телефона или компьютера напишете и будете отслеживать", – уточнил директор Института евразийской интеграции.
Читайте также: Чиновники "настоятельно рекомендуют" компаниям повысить зарплаты
Эксперт Казахстанского института общественного развития Сымбат Иманбаева отметила, что Казахстан – лидер в Центральной Азии по внедрению цифровизации в сфере госуслуг. И теперь эта работа будет совершенствоваться, что немного разгрузит госаппарат и уменьшит время, затрачиваемое на согласование и принятие решений.
Отвечая на вопрос, по каким ключевым индикаторам можно будет судить об эффективности указа о бюрократизации, Сымбат Иманбаева отметила, что в сфере предоставления госуслуг это количество дней, нужных для рассмотрения обращения граждан.
"Если процесс сократится, условно, в три раза, то это будет весомый индикатор и показатель, что процесс работает", – отметила она.
Но здесь возникает вопрос качества предоставляемых ответов, ведь даже депутаты мажилиса и сената периодически жалуются на то, что госорганы им предоставили отписку.
"Здесь уже вопрос персональной ответственности каждого сотрудника, который работает в госаппарате. Говорить о каких-то индикаторах тяжело, потому что этот вопрос связан с сознанием человека. Это работа в сфере модернизации общественного сознания. Нужно продумать механизм, чтобы у нас были количественные индикаторы, которые показывали бы эффективность системы после принятия указа", – подчеркнула Сымбат Иманбаева.
"Безусловно, сдвиги будут, потому что у населения и в целом у общества есть запрос. Все понимают, что оставаться в нынешней позиции никому не выгодно, нужно меняться всем. Скорее всего, эффект от этого указа будет не таким быстрым, этот процесс только начинается. Возможно, будут какие-то ошибки и недочёты, но процесс постоянно совершенствуется, поэтому, мне кажется, в ближайшие пять лет мы сможем говорить о каких-то результатах", – резюмировала она.
Читайте также:
- Токаев алматинцам: Вместе с вами мы обязательно построим новый Казахстан, вторую республику
- Токаев: Новый Казахстан – это не абстрактная идея, а чёткий образ будущего
- Мусин: Цифровизацией Казахстана будут заниматься только казахстанцы