27 декабря под Алматы потерпел крушение самолёт авиакомпании Bek Air. На борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа. Жертвами катастрофы стали 12 человек. Это первый случай крушения пассажирского самолёта в Казахстане за 2019 год.

Вспоминаем самые крупные авиакатастрофы с участием пассажирских самолётов в Казахстане.

Читайте также: Самолёт Bek Air потерпел крушение под Алматы, 12 человек погибли. Хронология катастрофы

Крушение вертолёта Минобороны по пути в Шымкент

В Кызылординской области 27 марта 2019 года погибли 13 военнослужащих в результате падения вертолёта Ми-8 Министерства обороны РК. Четыре военных самолёта следовали из Актау в Шымкент в рамках учений специальных подразделений "Алтын жебе".

Учения проходили в тёмное время и в сложных метеорологических условиях. По решению комиссии, сложные погодные условия и стали причиной крушения вертолёта, а также человеческий фактор.

Читайте также: Полёты Fokker-100 приостановили после авиакатастрофы под Алматы. Что известно об этих самолётах

Всех погибших посмертно наградили медалями "Жауынгерлік ерлігі үшін". Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнования семьям погибших, им оказали материальную поддержку.


Памятник установили на месте трагедии / Фото пресс-службы Министерства обороны РК

В июле 2019 года в Кызылординской области в Жалагашском районе открыли памятник 13 погибшим членам экипажа и пассажирам вертолёта Ми-8.

Падение борта санавиации под Алматы

3 октября 2017 года под Алматы потерпел крушение Ан-28 компании East Wing. Самолёт выполнял рейс по оказанию медицинской помощи по маршруту Алматы – Шымкент – Алматы. Воздушное судно упало на территории крестьянского хозяйства вблизи села Междуреченское.


Место крушения самолёта Ан-28 / Фотография со страницы Galymurat Zhukel в социальной сети Facebook

При падении самолёт задел линии электропередачи. На борту находились пять человек: три члена экипажа и два медицинских работника. Они летели к роженице, находившейся в тяжёлом состоянии.

Читайте также: Новые подробности авиакатастрофы: первые кадры с места ЧП и интервью очевидца

Чёрный ящик оказался неисправным. Согласно данным с радара, Ан-28 внезапно пошёл на снижение, а затем произвёл жёсткую посадку. Экипаж судна во время инцидента не выходил на связь. При снижении борт зацепился за провода и загорелся. Погибли пятеро человек:

  • пилот Геннадий Цой,
  • пилот Евгений Кутафин,
  • авиатехник Бейшебек Акматбаев,
  • врач Талгат Патсаев,
  • врач Жанибек Артыкбаев.

После падения общественность потребовала закрыть частную авиакомпанию East Wing, которая специализируется на выполнении медицинских рейсов. Роженица Мереке Козкенова, к которой летел самолёт, скончалась спустя пять дней после аварии.

Расследование воздушного инцидента до сих пор не завершено. Комитет гражданской авиации приостановил эксплуатацию всех самолётов Ан-28 авиакомпании East Wing до завершения предварительной работы комиссии по расследованию причин.

Трагедия на руднике Шатырколь

20 января 2015 года в Жамбылской области близ рудника Шатырколь произошла авиакатастрофа. Самолёт принадлежал компании "Олимп Эйр" и следовал по маршруту Балхаш – рудник Шатырколь. На борту Ан-2 находились три члена экипажа и четыре работника компании "Казахмыс". При крушении погибли шесть человек, одна женщина выжила.

Читайте также: Асем Шаяхметова: "Я верю, что у меня есть сверхцель, поэтому Бог после авиакатастрофы оставил меня в живых"

По сообщению Министерства по инвестициям и развитию РК, причиной крушения стало несоблюдение минимально допустимой безопасной высоты полёта в условиях плохой видимости в районе рудника Шатырколь.

Экипаж принял неверное решение о снижении высоты без визуального контакта с наземными ориентирами. Это и привело к столкновению воздушного судна с землёй.


Единственной выжившей оказалась главный геолог Асем Шаяхметова / Фото из личного архива Асем Шаяхметовой

Единственным выжившим пассажиром оказалась 28-летняя главный геолог ПО "Балхашцветмет" Асем Шаяхметова.

Впоследствии она участвовала в уголовном суде в отношении владельца авиакомпании "Олимп Эйр" Владимира Круча. В июле 2016 года его признали виновным в незаконном допуске к полёту члена экипажа, утратившего на это право, и необеспечении прохождения пилотами ежегодной тренажёрной подготовки и медобследования. Мужчину приговорили к пяти годам лишения свободы в колонии-поселении.

Крушение самолёта авиакомпании SCAT

29 января 2013 года самолёт Bombardier CRJ-200 авиакомпании SCAT упал вблизи посёлка Кызыл Ту Талгарского района Алматинской области. На борту судна находился 21 человек: пять членов экипажа и 16 пассажиров. Все погибли.


При крушении самолёта компании SCAT никто не выжил / Фото Олега Спивака

Самолёт выполнял рейс Кокшетау – Алматы, но при заходе на посадку рухнул на землю. При посадке из-за тумана была плохая видимость. Главной же причиной падения судна стала частичная потеря работоспособности пилотов. Старший пилот перед крушением перестал управлять судном, а второй пилот был занят радиосвязью с диспетчерами.

Читайте также: Директора лётной службы SCAT Артёменко признали виновным в авиакатастрофе под Алматы

Алмалинский районный суд Алматы вынес приговор директору лётной службы SCAT Вячеславу Артёменко за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц. Мужчину приговорили к пяти годам лишения свободы. В 2016 году Вячеслав Артёменко вышел на свободу.

Гибель 90 человек из-за ошибки экипажа и диспетчеров

Летевший 30 августа 1983 года из Казани в Алматы самолёт Ту-134 при подготовке к посадке в алматинском аэропорту столкнулся с горой Долан. На борту были 90 человек: шесть членов экипажа и 84 пассажира. Все погибли.

Расследовала крушение специальная комиссия Министерства гражданской авиации СССР. Она пришла к выводу, что причиной стали ошибки пилотов самолёта и диспетчеров аэропорта.

Примерно в одно время два самолёта планировали сесть в Алматы. Диспетчер дал указание экипажу Ту-134 освободить зону для посадки, чтобы другой самолёт Ил-62 приземлился. Пока Ил-62 производил посадку, экипаж Ту-134 начал разворот и углубился в сторону гор. Диспетчер в это время был занят посадкой Ил-62 и поэтому заметил опасное сближение лишь в момент срабатывания системы предупреждения. Но было уже поздно. Экипаж заметил гору в последний момент за несколько секунд до столкновения.

Позднее в память о жертвах катастрофы недалеко от посёлка Долан установили памятник. Диспетчера Виталия Илющенко приговорили к 12 годам лишения свободы, а руководителя полётов Анатолия Бобровского – к восьми годам.

Катастрофа Ту-154 в Алматы

Самой крупной авиакатастрофой на территории Казахстана считается падение самолёта Ту-154, которая произошла 8 июля 1980 года. На борту находились 166 человек: 10 членов экипажа и 156 пассажиров. Все погибли. Ещё девять человек на земле получили травмы.

Судно направлялось по маршруту Алма-Ата – Симферополь. Через пару минут после вылета самолёт рухнул на землю. По официальной версии, авария произошла по техническим причинам. До этого практические испытания Ту-154 с максимально допустимым весом на горном аэродроме при высоких температурах воздуха не проводились.

После авиакатастрофы на приборной панели всех самолётов стали устанавливать прибор, оценивающий реальное значение обтекания крыла воздухом. Также конструкторы начали менять высоту уборки закрылков, чтобы избежать в будущем подобных аварий.

Пожар в самолёте Ту-104 в 1977 году

В трёх километрах от Алматы 13 января 1977 года пассажирский авиалайнер Ту-104 потерпел крушение. Погибли все находившиеся на его борту 90 человек: 82 пассажира и 8 членов экипажа.

Авария произошла из-за пожара, возникшего на самолёте. Топливный трубопровод разрушился из-за нарушения герметичности соединений, началась течь топлива. Под нагревом горячих паров загорелась наружная обшивка фюзеляжа. Часть пассажиров погибла до падения от угарного газа. Пожар повредил тяги управления, что привело к крушению авиалайнера.

На месте катастрофы родственники погибших позже открыли мемориальное кладбище и установили памятную стелу.

Крушение первого пассажирского самолёта в Казахстане

Эта авиакатастрофа стала первой задокументированной аварией пассажирского судна на территории Казахской ССР. 26 декабря 1941 года самолёт Г-2 при взлёте на алматинском аэродроме упал на крыло и загорелся. На борту находились 34 человека, восемь из которых выжили.

Специальная комиссия выяснила, что авария произошла из-за ряда факторов. В тот день вся окрестность алматинского аэродрома была в тумане, а экипаж не имел практического опыта управления воздушным судном в таких погодных условиях. Причём один из пилотов вообще никогда не летал на подобного типа самолётах. Самолёт был перегружен на одну тонну. Руководство аэродрома дало разрешение на взлёт, несмотря на допущенные нарушения.

Впоследствии коллегия Верховного суда Казахской ССР в августе 1942 года приговорила начальника управления гражданского воздушного флота Авсея Гатушкина и начальника алматинского аэродрома Владимира Кудинова к лишению свободы на 10 и 6 лет соответственно. Однако уже в декабре того же года они были оправданы и выпущены на свободу. Также им было восстановлено членство в партии.

Погибшие в катастрофе были захоронены 28 декабря 1941 года в братской могиле на Алматинском городском кладбище. Впоследствии могила была обнесена литой оградой и установлен памятник. На борту находилась группа руководителей Казахской ССР. В числе погибших оказались секретарь ЦК КП(б) Казахстана Габдулла Бузурбаев и секретарь президиума Верховного Совета Казахской ССР Калдыбай Байманов.