Электросамокаты и скутеры: экологично, но не безопасно
Эксперты в области безопасности дорожного движения в один голос поддерживают развитие средств индивидуальной мобильности, но считают, что пользование таким видом транспорта должно законодательно регулироваться, и необходимо строить соответствующую инфраструктуру.
"Не ущемлять, а работать с ними"
Член общественного совета Караганды Василий Климаков, который часто поднимает вопросы безопасности на дорогах, считает, что массовое использование таких средств передвижения явление пока новое, их водители зачастую сами не знают, как ездить, и ведут себя на дорогах непредсказуемо. К тому же ширина проезжей части и состояние дорог в стране не способствуют безопасной езде.
"Водители не привыкли к таким транспортным средствам, путаются в своём поведении. В автошколах не придают значения этим участникам дорожного движения. В тестах много гужевых повозок, а доставщика пиццы на мопеде нет. Поэтому в тестовые задания нужно включать данные транспортные средства. Сами водители таких средств должны более чётко понимать цену своих ошибок. Возможно, полиции их тоже нужно обучать, разработав курсы подготовки", – прокомментировал проблему Василий Климаков.
По его словам, в разрезе общего количества ежегодных ДТП аварии с участием микромобильных средств ничтожны, но их с каждым годом становится всё больше, и население должно привыкать к новым участникам дорожного движения, а городская среда подстраиваться под них.
"Необходимы меры в виде выделенных полос для всех нестандартных транспортных средств, яркая разметка и более предсказуемая езда. Цена ошибки для водителя авто – новый бампер, а для водителя скутера – зачастую жизнь и здоровье. Но это такие же наши горожане, их нельзя изолировать или ущемлять, нужно работать с ними. С одной стороны, это сейчас опасный вид транспорта. С другой – чем выше мобильность граждан, тем лучше", – считает общественник.
"Не знают ПДД, но всё равно ездят"
Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков полагает, что средства персональной мобильности (СПМ) уже начинают оказывать влияние на безопасность уличного и дорожного движения. Развитие подобных средств передвижения, по его словам, – это позитивный момент, с точки зрения экологии.
Воздух Алматы и так сильно загрязнён. СПМ же, по словам эксперта, доступны для широких слоёв населения, на них по городу дешевле и быстрее передвигаться, они практически не занимают ни дорог общего пользования, ни парковочных мест.
"Обратная сторона медали в том, что за бурным развитием такого транспорта регулирующая база не успевает. Бурное развитие СПМ, к сожалению, приводит к увеличению хаоса на дорогах в виде участившихся ДТП. Необходимо этот процесс как-то регулировать, потому что владельцы такого транспорта – всё-таки водители и передвигаются по улицам и дорогам общего пользования. Они должны знать ПДД и соблюдать их. Сейчас их никто не проверяет и не контролирует", – рассказал Эдуард Эдоков.
По словам главы союза, современные электросамокаты могут разгоняться до 50 км/ч, скутеры в зависимости от объёма двигателя ездят ещё быстрее. По закону, если объем двигателя мопеда менее 50 кубических сантиметров, то водитель может ездить на нем с 16 лет, и водительские права для этого не нужны.
Эдоков глубоко убеждён, что ПДД должны знать все, и в этом он видит главную проблему на дорогах. Ведь как только человек выходит из своего дома на улицу, то тут же становится участником дорожного движения.
"Поэтому обучать надо с детсада и школьной скамьи. Тогда и порядка на дорогах будет больше. А сейчас ситуация часто напоминает хаос. В этом виноваты, конечно, все участники дорожного движения – и водители, и пешеходы, но, пожалуй, в меньшей степени водители авто, потому что они всё-таки проходят какое-то обучение, сдают на права. А водители СПМ зачастую не знают правил и всё равно ездят", – обрисовал ситуацию Эдоков.
Эксперт обращает внимание и на слабое развитие городской инфраструктуры как для велосипедистов, так и для СПМ.
"В городах вроде бы активно начинали строительство велодорожек, но, к сожалению, развитие идёт недостаточно быстрыми темпами и не успевает за ростом числа пользователей двухколёсных транспортных средств. Важно, чтобы обязательно весь город был опутан велодорожками. Тогда мы предоставим участникам микромобильного сообщества возможность передвигаться более безопасно, то есть они не будут ездить по проезжей части и будут меньше ездить по тротуарам, а станут передвигаться по специально выделенным дорожкам. Это поможет снизить количество ДТП", – сказал председатель Независимого автомобильного союза.
"Нелюбимое дитя" дорог и улиц
По словам фаундера кикшеринговой компании Jet Sharing Мейрама Абелкасова, проблема в том, что микромобильный транспорт пока не воспринимается ни на каком участке дорожного движения как свой. С проезжей части его вытесняют и засигналивают автомобили, на тротуарах возмущаются пешеходы, которые неохотно пропускают электросамокаты даже на, казалось бы, законных велодорожках.
"Но экологичный микротранспорт – не блажь и не каприз, это транспорт нового времени, основа устойчивого развития, и ни один мегаполис сегодня без него обойтись попросту не сможет. Загазованность и пробки без самокатов не решить, а если не решим их в самом ближайшем будущем, мы задохнёмся. А пока самокат и его водитель в транспортном потоке чувствуют себя как "нелюбимое дитя", потому что инфраструктура недостаточно развита. Когда не только в крупных городах появятся велодорожки, соединённые в единую сеть, только тогда самокаты смогут двигаться в любом направлении, не мешая ни автомобилям, ни пешеходам", – поделился выходом из ситуации Мейрам Абелкасов.
Именно для этого, по его словам, и была создана Ассоциация экологичного транспорта РК, чтобы самокат получил статус полноправного участника дорожного движения и занял своё место в трафике, имея соответствующие права.
"Уже создана рабочая группа, мы добиваемся, чтобы в Закон "О дорожном движении" были внесены необходимые поправки, тогда ответственность водителей самокатов была бы прописана в законе, чтобы обычные электросамокаты перестали приравниваться к действительно опасному мопеду, чтобы законодательно разграничили электрический транспорт с максимальной скоростью до 25 км/ч и более 25 км/ч, и порядка на дорогах стало бы больше", – сообщил бизнесмен.
В качестве удачных примеров Мейрам Абелкасов приводит такие города, как Лос-Анджелес, Сан-Диего и Копенгаген.
"Там власти заинтересованы в том, чтобы разгрузить дороги, и активно перестраивают транспортную систему с учётом микромобильности. Как только подобные шаги будут предприняты у нас, самокатеры перестанут восприниматься со стороны как люди, которые мешают. За микромобильным транспортом будущее, вопрос только в том, как плавно мы сможем адаптироваться. И насколько быстро городские власти откликнутся на необходимость вернуть в города чистый воздух и добиться максимальной пропускной способности на дорогах", – сказал Абелкасов.
По его словам, от компании Jet Sharing по дорогам Алматы ездят семь тысяч электросамокатов, две тысячи – в Нур-Султане, 800 – в Шымкенте и 600 – в Кызылорде. В день одним самокатом в среднем пользуются от трёх до пяти человек.
"В таком потоке возникают отдельные инциденты с некорректной парковкой или стилем вождения, но мы работаем над тем, чтобы обучить наших пользователей правилам безопасного вождения и парковки. Я уверен, места на дороге хватит всем, дело лишь во взаимном уважении и умении жить в благополучном социуме", – подчеркнул Мейрам Абелкасов.
В компании отмечают, что, к примеру, в Алматы и Шымкенте у них работают более 100 скаутов и консультантов по безопасности. Они объясняют новичкам правила пользования самокатами и напоминают о безопасности и необходимости соблюдать правила движения.
"Строить и регулировать"
Эксперт в области транспортной политики Елена Ерзакович солидарна в том, что экологичный транспорт нужно развивать, но усиливать регулирование с тем, чтобы поощрять население не ездить на автомобилях, давая альтернативу в виде мобильных средств.
"С другой стороны, нужно позаботиться о безопасности всех участников дорожного движения, в том числе пешеходов. К примеру, нужно встроить инструктаж в систему проката для пользователей общественных электросамокатов. Брошенные посреди улиц самокаты, конечно, вызывают общественное раздражение. Необходим мониторинг со стороны регулятора, в данном случае это местные исполнительные власти," – отметила Елена Ерзакович.
Но основная проблема, по её словам, это состояние инфраструктуры для передвижения микромобильного транспорта.
"Люди перестанут ездить на тех же самокатах по тротуарам и выныривать среди машин, если у них будут нормальные велодорожки и велополосы. И чем связаннее и понятнее будет их сеть по городу, тем меньше будет конфликтов с другими участниками дорожного движения. Решение инфраструктурного вопроса требует инвестиций, потому что требования к полосам и дорожкам для микромобильного транспорта ещё жёстче, и с учётом плавности передвижения покрытие должно быть лучше из-за особенностей колёс", – сообщила она.
Города, по словам Ерзакович, всё больше страдают от выбросов, и казахстанцы всеми силами должны пропагандировать разного рода альтернативный транспорт.
"У людей должен быть выбор. Чтобы они не бились, мы должны культуру перемещения внедрять на двух уровнях: с одной стороны, через развитие инфраструктуры, с другой – через регулирование и информационную работу с пользователями," – резюмировала эксперт.
Что предпринимают в МВД?
По данным председателя Комитета административной полиции МВД Атыгая Арыстанова, за три месяца текущего года ДТП с участием мопедов и самокатов не зарегистрировано. Но за 2021 год было зарегистрировано 68 таких ДТП, в том числе один человек погиб и 68 получили травмы.
"Вопрос очень серьёзный и острый. Мы его и в прошлом, и в этом году рассматривали. Да, действительно, водители самокатов, мопедов, мотоциклов нарушают и не соблюдают ПДД, ездят без шлема. У них нет ни зеркал, ни поворотников. Таких моментов очень много. Обращаюсь к родителям несовершеннолетних: самокаты, мопеды – это риск, не игрушка, а средство передвижения. Подумайте, нужно ли их покупать детям. Водители электросамокатов и скутеров не имеют права двигаться по дорогам, а должны двигаться по велодорожке или тротуару", – заявил Атыгай Арыстанов 12 апреля на пресс-конференции в СЦК.
Заместитель начальника управления по дорожной безопасности МВД Арман Айтыбеков добавил, что в нормативных актах отсутствует какая-либо классификация типов электросамокатов, так как отнесение их к какому-либо традиционному типу транспорта, то есть к мопедам или скутерам, невозможно из-за ряда принципиальных технических отличий и особенностей эксплуатации.
"При этом отсутствие классификации и технических требований к данным устройствам не позволяет законодательно установить необходимые методы технического регулирования, правила обращения на рынке, ввод их в эксплуатацию, требования по безопасности, процедуры проведения оценки соответствия, единые требования к маркировке", – пояснил Арман Айтыбеков.
Замначальника управления сообщил, что по поручению правительства вместе с заинтересованными госорганами прорабатывается вопрос разработки соответствующих национальных стандартов.
"Министерство торговли и интеграции прорабатывает вопрос разработки соответствующих стандартов к данному типу. Мы должны понять – это устройство или же транспортное средство? К транспортным средствам мы не можем их отнести по ряду причин. Например, потому, что у них нет тормозной системы, нет поворотников, фар и так далее. Как получим стандарты, будем разрабатывать к ним типовые правила. И уже далее спустим в акиматы. Будут разрабатываться единые правила к ним", – пообещал Айтыбеков, но не обозначил конкретные сроки.
Читайте также:
- АКАБ: Неопределённость в отношении электросамокатов в законодательстве сдерживает рост их продаж
- В Шымкенте сносят дома и магазины для обустройства велодорожек
- В Сингапуре владельцы электросамокатов и велосипедов будут сдавать специальный тест