По данным Бюро национальной статистики, в 2022 году Китайская Народная Республика оказалась на втором месте по значимости во внешнеторговом балансе Казахстана как по экспорту (15,6%), так и по импорту (21,9%) продукции.

Один из крупнейших торговых партнёров Казахстана входит и в пятёрку инвесторов в экономику республики. Обязательства резидентов РК перед китайскими инвесторами по итогам сентября 2022 года составляли 13,4 млрд долларов. По последним данным, в Казахстане действуют 3300 предприятий, запущенных при участии китайских инвестиций в разных сферах народного хозяйства.

Объясняем, в каких отраслях Казахстана представлен китайский бизнес.

Транспорт и логистика

В прошлом году между двумя странами было перевезено 23 млн тонн грузов по железной дороге, а в I квартале 2023 года этот показатель увеличился на 35% и превысил 7 млн тонн. Рост объёмов перевозок стал возможным благодаря реализации совместных инфраструктурных проектов.

В 2013 году нынешний глава Поднебесной Си Цзиньпин выдвинул инициативу "Один пояс, один путь". По сути Китай объявил о долгосрочной инвестпрограмме, которая должна содействовать развитию инфраструктуры, экономическому сближению стран, расположенных по историческому Шёлковому пути. И Казахстан как ближайший сосед по умолчанию становится участником стратегических проектов Китая.

Си Цзиньпин / Фото Informburo.kz

Одним из заметных проектов в рамках китайской инициативы можно назвать строительство международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. Главными его участниками оказались три государства – Китай, Казахстан и Россия. Общая протяжённость коридора составила 8445 км, из них – 2787 км были реконструированы на территории Казахстана.

К слову, реконструкция дорог оказывала непосредственное положительное влияние на экономику пяти областей республики – Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской (ныне – Туркестанской), Жамбылской и Алматинской (включая Алматы), где в общей сложности проживает свыше восьми млн человек.

Одной из конечных точек мегапроекта "Западная Европа – Западный Китай" стал китайский порт Ляньюньган. Этот порт входит в тридцатку крупнейших морских портов мира и занимает важнейшее положение между Востоком и Западом.

В порту Ляньюньган / Фото с сайта Depositphotos.com

И здесь в 2014 году Казахстан построил терминал для облегчения и наращивания экспорта казахстанской пшеницы через Тихий океан. Только за первые три года объём перемещения грузов через терминал превысил 8 млн тонн.

В 2017-м главы Казахстана и Китая запустили мультимодальный транспортный коридор, объединяющий порты Ляньюньган и СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота". Новый контейнерный сервис также назвали образцовым проектом в рамках "Одного пояса и одного пути". В планах руководства Казахстана – организация продовольственного хаба на территории центра приграничного сотрудничества "Хоргос".

Хоргос / Фото Informburo.kz

Казахстан готов нарастить поставки зерновых и масличных культур, а также мяса. 

А в мае 2023-го во время последнего государственного визита президент Казахстана дал старт строительству ещё одного логистического центра в сухом порту города Сиань. До 40% грузов в этот сухой порт приходят со стороны Казахстана. Кроме того, здесь формируется 30% контейнеров от общего объёма отгруженных контейнерных поездов сообщением Китай – Евросоюз.

Новый проект станет ещё одним кирпичиком в деле укрепления казахстанско-китайского сотрудничества. Этот хаб соединяет регион Шэньси с Казахстаном и Центральной Азией, открывает дорогу в Европу, Турцию и Иран. Уже в 2024 году через порт Сианя планируется перевозить электронику, автомобили, текстиль, одежду, обувь, продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности, стройматериалы, руды, металлы и химическую продукцию.


Читайте также: Токаев открыл Национальный павильон Казахстана на электронной площадке JD.сom в Китае


Руководство Казахстана обращается к китайским инвесторам с предложением активнее участвовать в развитии Транскаспийского транспортного коридора. В свете геополитических событий последних полутора лет эта артерия приобретает всё большее стратегическое значение для обоих государств. Со своей стороны Казахстан намерен планомерно увеличивать пропускную способность железнодорожного маршрута, внедряя цифровые решения и модернизируя инфраструктуру.

Горная металлургия и углеводороды

Пожалуй, важнейшая сфера интересов Китая в Казахстане – это добыча и переработка полезных ископаемых, строительство новых генерирующих энергомощностей. Среди ключевых экспортных категорий Казахстана в Китай на первом месте стоят сырая нефть и нефтепродукты (4,1 млрд долларов, рост в 2,2 раза за год), рафинированная медь и медные сплавы (2,3 млрд долларов, рост на 15%), природный газ (1,2 млрд долларов, рост почти на 14%). В топ-5 ключевых экспортных товарных групп оказались также продукты неорганической химии и ферросплавы.

Четверть века назад в Казахстан зашёл один из крупнейших мировых нефтяных гигантов – China National Petroleum Corporation (CNPC). За эти годы на казахстанской земле и при участии местных специалистов реализованы несколько совместных стратегических проектов: семь нефтегазодобывающих компаний, два газопровода, два нефтепровода, нефтеперерабатывающий завод и завод стальных труб.

Фото с сайта Depositphotos.com

CNPC приобрела акции казахстанского АО "Актобемунайгаз", оснастив его новейшим оборудованием и нарастив объёмы добычи. За два с половиной десятилетия китайские инвестиции в актюбинский проект превысили 10 млрд долларов.

Помимо этого проекта CNPC присутствует в нефтедобывающих предприятиях "Мангистаумунайгаз", "ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз", а также участвует в разработке морского месторождения Кашаган на Каспии.

Инвестор не только построил в Казахстане новые нефте- и газопроводы. При его непосредственном участии были открыты новые месторождения, модернизирован Шымкентский НПЗ, который стал производить топливо высокого класса. В ходе форума лидеров стран Центральной Азии в Сиане обсуждался проект о наращивании перерабатывающей мощности Шымкентского НПЗ вдвое – с шести до 12 млн тонн. И также при участии китайских инвестиций. В правительстве считают, что перевооружение и наращивание мощностей НПЗ должно проводиться параллельно с запуском отечественных предприятий МСБ по глубокой переработке нефтяного сырья.


Читайте также: Казахстан и Китай подписали соглашение о безвизовом режиме. Как оно будет работать?


В общей сложности за 25 лет присутствия в Казахстане CNPC инвестировала в развитие нефтегазового комплекса свыше 42 мрлд долларов.

В республике в разные годы при участии китайских инвестиций запущены важные проекты в обрабатывающем секторе. Один из знаковых объектов отечественной нефтехимии – интегрированный газохимический комплекс KPI мощностью 500 тысяч тонн полипропилена в год был запущен осенью 2022-го в Атырауской области также при участии бизнеса КНР.

KPI / Фото пресс-службы компании

Главным подрядчиком, занимавшимся проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию стала China National Chemical Enginnering Co. (КНР). Кроме того, 2 млрд долларов инвестировал в проект Китайский банк развития.

В обрабатывающей промышленности Казахстана запущены не такие крупные, но не менее интересные совместные проекты. Так, на территории индустриальной зоны Шымкента в 2019 году был запущен металлургический завод "Амир-А" (Sin Yuan Steel). Китайская доля в проекте составила 70%. При общей стоимости проекта в 50 млн долларов, доля китайских инвестиций составила 70%. Около половины готовой продукции отправляется в Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Россию.

В Алматинской области с участием инвестора из КНР – Jaxin International Resources Investment Ltd (одна из крупнейших компаний по производству цветных металлов в КНР) предприятие "Жетысу вольфрам" реализует проект по промышленному освоению месторождения вольфрамовых руд Богуты. Первоначальный объём инвестиций со стороны китайского инвестора составил 320 млн долларов. Проект планируют запустить в 2024 году.

Энергетика

В Казахстане при активном участии китайского капитала, технологий и трудовых ресурсов была построена и запущена в эксплуатацию Мойнакская ГЭС на реке Шарын в Алматинской области. Проект Мойнакской ГЭС мощностью 300 МВт выполнил Чендуский проектно-изыскательский институт (КНР) совместно с ТОО "Казгидро".

Мойнакская ГЭС / Фото Informburo.kz

Мойнакская ГЭС обошлась Казахстану в 330 млн долларов, из которых 200 млн дал в кредит Китайский банк развития. Китайские специалисты не только спроектировали и построили ГЭС, но и обучили 40 казахстанских инженеров для последующей эксплуатации станции.

Выбор китайских технологий был неслучайным, поскольку КНР является крупнейшим в мире строителем и пользователем гидроэлектростанций. Мойнакская ГЭС стала первым проектом, реализованным в РК в сфере гидроэнергетики за годы независимости.

В 2021 году также при непосредственном участии китайских гидроэнергетиков была запущена в эксплуатацию малая ГЭС в Восточном Казахстане на реке Тургусун. "Тургусун-1" мощностью 24,9 МВт – это лишь начало более масштабного энергопроекта, в который планируется включить ещё две ГЭС – "Тургусун-2" (с установленной мощностью 43,8 МВт) и "Тургусун-3" (120 МВт). Соглашение о строительстве двух новых ГЭС на Алтае уже подписано в ходе последнего визита казахстанского президента в КНР.


Читайте также: Президент на саммите в КНР: Необходимо внедрять эффективные цифровые решения для водосбережения


Китайские компании, имеющие немалый опыт в разработке и продвижении "зелёных" технологий в энергетике, активно вкладывают и в строительство возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в РК.

Некоторые из действующих солнечных и ветровых электростанций являются крупнейшими в Центральной Азии. В их числе – ветровая электростанция Жанатаса мощностью 100 МВт, введённая в эксплуатацию в Жамбылской области в 2021 году. 40 ветровых блоков станции были построены на деньги и с использованием технологий компании China Power (общая стоимость проекта 130 млн долларов).

Несколько проектов в сфере возобновляемых источников энергии возведены в РК на инвестиции Шанхайской энергетической компании.

Автомобилестроение

Больше автомобилей хороших и разных стало ввозиться в Казахстан, в том числе и из Китая. Новым этапом межстранового сотрудничества можно назвать закладку новых заводов по сборке автомобилей в Казахстане.

В ноябре 2022-го в индустриальной зоне Алматы началось строительство завода по производству автомобилей трёх известных китайских брендов – Changan, Chery, Haval. На заводе, строительство которого планируют завершить в конце 2024 года, автомобили будут собирать методом мелкоузловой сборки. Площадь производственных помещений превысит 100 000 м2, проектная мощность – свыше 90 000 автомобилей в год. Для каждого из трёх автобрендов планируют построить отдельные цеха сварки и сборки.

Между тем в Сиане подписано очередное соглашение между казахстанским Orbis Kazakhstan и китайским Exeed International о производстве автомобилей премиального бренда Exeed в Казахстане. Новый заводской комплекс также начнут строить в Алматы уже в этом году, а запустят в 2025-м. В планах строительство завода с проектной мощностью 80 тысяч единиц в год, общий объём инвестиций – 72 млрд тенге. На первом этапе совместное предприятие будет выпускать три модели бренда Exeed с последующим расширением модельной линейки.