Дана Круглова. Каким человеком и журналистом она была
27 декабря выпускающий редактор Informburo.kz Дана Круглова погибла в авиакатастрофе. Самолёт Bek Air, направлявшийся рейсом Алматы – Нур-Султан, потерпел крушение при взлёте. Дана хотела встретить Новый год с родными, которые живут в столице. Ей было 35 лет. 16 из них она отдала журналистике, чтобы с её помощью что-то изменить в своей стране.
В 2005 году Дана окончила Карагандинский государственный университет по специальности "Журналистика". После работала в телекомпании АРТ, газетах "Вечерняя Караганда и "Новый вестник". Была собкором ИА "Новости-Казахстан" и агентства Today.kz. В 2016 году присоединилась к коллективу Informburo.kz – сначала репортёром, специальным корреспондентом, а после стала выпускающим редактором. В декабре Дана возглавила отдел расследований.
Читайте также: Самолёт Bek Air потерпел крушение под Алматы, 12 человек погибли. Хронология катастрофы
Она всегда отличалась принципиальной честностью, вниманием к деталям и фактам. Об острых социальных темах и правах человека Дана писала не по заданию редакции, а потому что не могла иначе. Всегда яркая и весёлая девушка, она не терпела любую несправедливость и всегда отстаивала свои принципы.
Коллеги, друзья и читатели в своих постах, посвящённых Дане, говорят о том, что она была смелой и честной журналисткой, которая не боялась говорить на неудобные темы, много раз перепроверяла все факты и давала слово всем участникам событий.
"Как скандальная статья, так это пишет Данка моя"
Тамара Голякова – бывший директор карагандинской школы №16, где училась Дана:"Таких, как Даночка, природа рождает крайне редко – настолько позитивного, доброго и всегда с улыбкой на лице человека. Я говорю: "Даночка, а к чему ты себя готовишь?" Она: "Я готовлю себя к работе с людьми". Вы понимаете, говорит: "Я хочу знать всё!"
У неё была учительница любимая – Кузоватова Татьяна Николаевна, литератор. Мне кажется, они там сутками занимались, настолько она литературу любила, историю.
У Даны была отличная успеваемость по всем предметам, но не было тяги к оценкам. Она действительно боролась за знания. Умнейшая девочка по сравнению со многими учениками. Это был целеустремлённый и позитивный человек, который готовил себя к будущей жизни: "Я пробью дорогу сама".
Потом она поступила в КарГУ имени Букетова на журналистику. После, я помню, она работала в "Новом Вестнике". И я всегда знала: как скандальная статья, то это пишет только Данка моя. Не открывая, точно – так всегда было".
"Она писала фельетоны "Сны Каржабай Тииновича"
Татьяна Карамышева, работала с Даной в газете "Новый Вестник":
"Какой я помню Дану? Самое первое слово, которое приходит на ум, – красивой. Она всегда была очень красивая, умела так преподнести себя, чтобы расположить к себе людей, с ней было очень легко общаться. Она была очень талантливой, и у неё как-то всё легко получалось. Она писала нам про криминал, у неё получалось находить нужные контакты, в свободное время она писала фельетоны.
Была серия фельетонов, которая называлась "Сны Каржабай Тииновича", они были хлёсткими. Она была, наверное, одной из самых начитанных людей, которых я знала в своей жизни. И у неё был безумный круг интересов – с ней можно было поговорить абсолютно на любую тему.
Она была очень забавной, в каких-то моментах была по-детски наивной и не приспособленной в быту. Но мне кажется, это характерная черта для людей с высоким интеллектом и творческим потенциалом. Мне не верится, что её больше нет".
"Она была незаурядной, даже её смерть стала незаурядной..."
Pollinium – активистка FemPoint, подруга:
"Я не могу сказать, была ли она светлым человеком, потому что она не мыслила такими категориями. Однозначно, она была незаурядной. Даже её смерть стала незаурядной. И я не представляю,что она могла бы умереть какой-либо другой смертью – от старости или от болезни.
Гибель Даны – огромная утрата лично для меня и для всего казахстанского феминизма.
Дана любила Ларса фон Триера и могла говорить про творчество Скриптонита или Пугачёвой. Я видела её в разных ситуациях, и всегда она могла сказать что-то умное, оставаясь интеллектуалкой. Могла кутить всю ночь и на следующий день отправиться в очередное приключение. Я не знаю, кто были её лучшими друзьями, но любили её, кажется, все".
"На одного смелого, неравнодушного и беспристрастного журналиста стало меньше"
Дана Саудегерова – экс-директор Today.kz:
"Мои глубочайшие соболезнования родным и близким Даны, коллективу Informburo и всем коллегам. На одного смелого, неравнодушного и беспристрастного журналиста стало меньше.
Когда Дана была специальным корреспондентом нашего агентства по Карагандинской области, мы всегда были спокойны за новости из этого региона. Уж кто-кто, а Дана выдаст материал раньше всех, ещё и с эксклюзивными комментариями и подробностями.
У меня до сих пор сохранилась наша с ней переписка в WhatsApp. "Тут интересно", "Меня выгоняют с заседания, но материал будет", "Здесь, кроме меня, никого из журналистов нет", – такие сообщения писала мне Дана с места событий.
Так она болела за профессию, за качество материала, за право читателя знать правду. Трудно говорить о Дане в прошедшем времени. Известие об утрате стало настоящим ударом для меня и всех коллег".
"Она делала что могла, и даже больше"
Эмиль Шамсутдинов – коллега и друг:
"В своём резюме она писала, что 12 лет пытается создавать нетривиальный, свежий и актуальный медиадискурс. И очень надеялся, что пусть не ежедневно, но это у неё получается. Она делала что могла и даже больше. Старалась смотреть на вещи шире, выбирать неожиданный ракурс, не торопиться с выводами. И требовала этого же от других.
Дана никогда не любила свои старые статьи, потому что каждый раз старалась сделать лучше, а прошлые были недостаточно хороши для неё. Пожалуй, не было ни одного случая, когда она, будучи редактором, не требовала переписать текст. А потом снова садилась и показывала, где и что можно улучшить.
Она всегда беспокоилась больше за других, чем за себя. На слово была резкой и могла кого-то послать, если что не то. Но потом всегда сидела и страдала, что человек может быть не таким уж и плохим. Если ей было плохо и тяжело, то это можно было понять только потому, что она начинала тебе говорить что-то вроде: "Всё ли с тобой хорошо? Ты сегодня какой-то грустный и бледноват".
"Без Даны Informburo.kz будет ущербным"
"Дана пришла в Informburo.kz обычным репортёром новостей. Она была въедливой, настойчивой. А потом оказалось, что она может не только новости делать. Я отлично помню репортаж из Нуркента, который привёл меня в восхищение. Потом был Байконур – и снова масса говорящих деталей, точных наблюдений.
Дана бралась за самые сложные, резонансные темы и умела писать о них так, чтобы человек мог разобраться, отстранённо и вместе с тем заинтересованно. Как, например, по теме, которую я ей предложил, – о запретах на вождение для людей с ментальными расстройствами.
Дана умела разговорить человека так, что ей удавались интервью и так называемые монологи – жанр, который она фактически принесла в Informburo.kz. Один из самых ярких примеров – молодой учёный, который откровенно рассказал, что думает про нашу науку. Другой – монологи священнослужителей.
Дана была отличным журналистом – неравнодушным, смелым, острым. Это ужасно несправедливо, что она оказалась в этом злосчастном самолёте. Без Даны Informburo.kz будет ущербным".
Все публикации Даны на сайте Informburo.kz находятся по этой ссылке.
Редакция благодарит всех, кто предлагает свою помощь семье Даны Кругловой. В ответ на ваши просьбы мы опубликовали номер счёта её мамы Жанаткул Жалмагамбетовой:
Halyk Bank – 4390 8782 6828 3016. ZHANATKUL ZHALMAGAMBETOVA.
Дану Круглову похоронят в Нур-Султане, где живут её родители.