Чудеса Малого Талдыколя. Как казахстанские чиновники обращают воду в сушу росчерком пера
Строительная компания ТОО "SAT-NS" продолжает засыпать озеро Малый Талдыколь, несмотря на предписание о приостановке работ. Однако с юридической точки зрения действия компании правомерны, потому что часть озера, которую засыпает компания, на бумагах озером не является, её признали "землёй населённого пункта". Редакция informburo.kz попыталась разобраться, кто принял такое решение и как вода превратилась в сушу.
Как превращали воду в сушу
Судьба Малого Талдыколя решилась 15 декабря 2020 года. Тогда состоялось заседание земельной комиссии, на которой голосами большинства земли водного фонда перевели в земли населённого пункта.
"О переводе земель водного фонда в земли населённого пункта по водному объекту "группа озёр Талдыколь", расположенный западнее пересечения улицы Ханов Керея и Жанибека и проспекта Туран, площадью 259,1 га, за регистрационным номером 11, на основании заключения общественного фонда "Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского в РК", в связи с естественным исчезновением, комиссия решила данный вопрос удовлетворить и вынести соответствующее заключение. Результаты голосования – большинством голосов", – говорится в выписке из протокола заседания комиссии.
Весьма занимательно, что группа озёр Талдыколь в документе обозначена "водным объектом". Не менее занимательным является и то, что в документе верность выписки подтвердил руководитель управления архитектурой столицы Нурлан Уранхаев, который называет группу озёр "лужами".
"Я встречался с представителями Министерства экологии. Обсуждали, что осушение или реабилитация водного объекта – это одинаково затратное мероприятие. Проблема в чём? Не в этих лужах. Вот мы бьёмся за них, пускай будет озеро, как хотят пусть называют", – говорил он в своём интервью редакции.
На записи заседания земельной комиссии видно, что вопрос о переводе земли водного фонда в земли населённого пункта не обсуждался. Однако в выписке говорится, что решение приняли при голосовании именно на этой встрече. На 32-й минуте упоминается позиция №8 в рамках объекта промышленно-гражданского назначения. Вопрос не обсуждался, но большинство просто проголосовали "за". Чем не чудо?
Заключение общественного фонда
"Это уже интересным становится! Мы давали заключение на водоём, на сам Талдыколь (Большой Талдыколь. – Ред.). Он уже не был озером – был техническим сооружением. Нам сказали: дайте оценку, но я сообщил, что нет материалов исследований. Мы давали оценку по тому проекту, в котором сообщается, что проект рекультивации завершён, но чтобы водоём снова им стал, должен пройти период восстановления. Примерно такое же мы и писали", – сказал глава фонда.
Loading...
Loading...
Вот как распределены земли на территории:
Loading...
Юрист: "Целый ворох нарушений"
Представитель Коалиции корпоративных юристов Aqiqat, юрист Шынгыс Темир считает, что перевод земель в новую категорию и выдача разрешения на строительство сопряжены со множеством нарушений.
"Там целый ворох нарушений", – сказал он.
Спикер поделился тем, что акимат сообщал об отсутствии необходимости переводить земли из одной категории в другую. Это связано с тем, что озеро якобы и так относилось к категории "земли населённого пункта".
"По мнению акимата, земли находились в этой категории, поскольку эти объекты по Водному кодексу водными объектами не являются, потому что они не внесены в водно-кадастровый реестр", – объяснил спикер.
По словам Шынгыса Темира, вокруг озера акимат должен был установить водоохранную зону. В Есильской бассейновой инспекции по регулированию использования и охране водных ресурсов юристу сообщили, что заказчиками проектов водоохранных зон и полос являются местные исполнительные органы, а по отдельным водным объектам (или их участкам) выступают заказчиками также физические и юридические лица, заинтересованные в необходимости установления водоохранных зон и полос. В ведомстве также отметили, что инспекция неоднократно направляла в акимат Нур-Султана письма о необходимости установления водоохранной зоны и полосы водного объекта. Но так как этой зоны нет, то и привлечь застройщика за незаконное строительство на водоохранных зонах и полосах водных объектов невозможно. Таким образом, состава правонарушения в этой области у застройщика нет.
"То есть юридически бассейновая инспекция права", – сказал собеседник.
Это одна сторона медали. Но есть ещё одно нарушение: выдавать земельные участки в радиусе 500 м от воды также неправильно.
Согласно пункту 14.10 СНИП (2008 год) "Градостроительство" минимальная ширина водоохранных зон (полос) по каждому берегу предусматривается в следующих размерах:
- для малых рек (длиной до 200 км) – 500 м;
- для остальных рек:
- с простыми условиями хозяйственного использования и благоприятной экологической обстановкой на водосборе – 500 м;
- со сложными условиями хозяйственного использования и при напряжённой экологической обстановке на водосборе – 1000 м.
Вместе с тем, согласно статьям 4 и 5 Водного кодекса, водный фонд РК включает в себя совокупность всех водных объектов, как включённых, так и не включённых в государственный водный кадастр. А к водным объектам РК относятся сосредоточения вод в рельефах поверхности суши и недрах земли, имеющие границы, объём и водный режим. Ими являются: моря, реки, приравненные к ним каналы, озёра, ледники и другие поверхностные и подземные водные объекты. Таким образом, озеро Малый Талдыколь относится к устойчивым озёрам (водным объектам).
"Устанавливать водоохранные зоны вокруг Малого Талдыколя нужно было в любом случае, но акимат этого не сделал – очевидно, в целях выдачи земель у озера без согласования с кем бы то ни было. Между тем попытки установить водоохранную зону всё же были, о чём свидетельствует проект акимата столицы "Об установлении водоохранных зон и полос озера Талдыколь, группы озер Малый Талдыколь и отдельных участков канала Нура – Есиль", – сообщил представитель коалиции.
Затем из итогового текста постановления выпал Малый Талдыколь
"Это фактически развязало руки местному исполнительному органу", – добавил спикер.
Кроме того, строительные, работы на водных объектах, влияющие на состояние водных объектов, должны проводиться, в частности, и по согласованию с бассейновыми инспекциями. Но работы по осушению (засыпке) озера ТОО "Sat-NS" не согласовало с РГУ "Есильская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов".
При этом, согласно данным Минэкологии, геологии и природных ресурсов РК, постановлением акимата города Нур-Султана от 29 января 2021 года земельный участок в районе пересечения улиц Е36 и Е10 выдан во временное возмездное долгосрочное землепользование АО "УК СЭЗ "Астана Технополис", после чего участок был передан этим АО в ТОО "SAT-NS" – тоже во временное возмездное долгосрочное землепользование, до 2026 года.
Однако при этом строительная компания и АО "Управляющая компания специальной экономической зоны "Астана-Технополис", по информации Шынгыса Темира, также владеют выпиской из постановления акимата г. Нур-Султан от 14 августа 2020 года № 510-1652 на землепользование земельным участком площадью 57,6204 га сроком до 31 декабря 2026 года. Напомним, что акимат перевёл земельный участок водного фонда в категорию земель населенного пункта только в декабре 2020 года.
Получается, стройкомпания получила озёра в пользование намного раньше, чем они "стали" сушей. Иначе как ещё одним чудом это не назвать.
Loading...
После полученных данных редакция informburo.kz направила запрос в акимат. Связаться с представителями строительной компании "SAT-NS" не удалось: юрист компании обещала перезвонить, но затем перестала отвечать на звонки.