Аэропорт Алматы хотят перенести в Боралдай. Что ещё нового в проекте Генплана
В Алматы действует Генеральный план города, который разработали ещё в 2002 году. В этом году истекает срок его действия. Поэтому в мегаполисе начались общественные слушания по утверждению нового плана на 2020-2030 годы.
Рассказываем, что в него вошло.
На сейсмических картах Алматы появились новые разломы
Управление городского планирования и урбанистики Алматы провело первое публичные слушания проекта по корректировке Генерального плана Алматы. В его основе – ранее неутверждённый Генплан 2016 года, данные которого уже устарели и требуют новой корректировки.
Главный документ города до сих пор не утвердили, потому что не было сейсмологических карт микрорайонирования. Только в конце февраля 2020 года в Институте сейсмологии сообщили, что закончили их разработку. Новую версию создали с учётом районов, присоединённых к Алматы.
"Параллельно с разработкой Генплана составлялись карты сейсмомикрорайонирования. Разработку Генплана завершили в 2016 году, и он прошёл госэкспертизу, но из-за отсутствия карт мы не смогли защитить его", – пояснил замдиректора ТОО "Алматыгипрогор-1", автор корректировки Генплана Алтай Сатыбалдиев.
Сейсмические карты отнесли всю территорию города к 9-10-балльной зоне. Они нужны для разработки новых строительных норм и правил, по которым будут застраивать город.
Новых карт микрорайонирования пока нет в открытом доступе. По словам Алтая Сатыбалдиева, кроме прежних тектонических разломов специалисты нанесли на карту города новые разломы в северной части. Главный и сейсмогенерирующий – Иле-Тяньшаньский разлом – находится в горной части мегаполиса.
"С ужасом думаю, что было бы с Алматы, если бы не построили Астану"
Одна из главных задач Генплана – определить прогнозную численность населения города и градостроительное зонирование территорий. Сегодня площадь Алматы составляет 70,2 тысячи га (в 2002 году было 31,9 тысячи га), плюс территория агломерации, включающая в себя пять пригородных районов и Капшагай, – 869,2 тысячи га.
По прогнозам, к 2020 году население Алматы должно увеличиться до двух миллионов жителей. На начало января в городе зарегистрировано 1,9 млн человек. По скорректированному Генплану, к 2031 году в Алматы будет проживать 2,4 млн жителей.
Ежегодно население города увеличивается на 50 тысяч человек:
- 21 тысяча – естественный прирост (рождение детей);
- 29 тысяч – внутренние мигранты.
Но у города есть демографическая ёмкость: проще говоря, он не резиновый. Поэтому разработчики Генплана предлагают развивать города Иссык, Талгар, Каскелен, Узынагаш, которые уже сливаются с Алматы и образуют единую агломерацию.
"Развитие пригородов отвлечёт отчасти миграционный поток. С ужасом думаю, что было бы с Алматы, если бы не построили Астану: народу было бы в разы больше", – отметил Алтай Сатыбалдиев.
Несмотря на то, что в Генплане зарезервированы места для строительства жилья, школ, детсадов и поликлиник, разработчики предлагают ограничить темпы роста численности населения и развивать города-контрмагниты.
Где будут строить новые дороги
В Алматы зарегистрировано свыше 540 тысяч автомобилей. Ещё около 230 тысяч ежедневно заезжают из пригородов. Такое количество машин в слабо проветриваемом городе, находящемся в горной котловине, негативно влияет на окружающую среду.
Поэтому в Геплане предлагается разместить с востока, запада и севера перехватывающие транспортно-пересадочные узлы. Там жители пригородов смогут оставлять свои автомобили на стоянках и пересаживаться на городской общественный транспорт.
Также предлагается продолжить строительство линий BRT и LRT. На первом общественном обсуждении Геплана подробно на тему развития общественного транспорта не говорили. Однако, учитывая, что программа развития Алматинской агломерации связана с Генпланом города, посмотреть, где планируют построить транспортные развязки, можно в материале "Как будут развиваться Алматы и пригороды".
Кроме внутригородских маршрутов линии BRT и LRT свяжут Алматы с населёнными пунктами агломерации:
- Каскелен;
- Узынагаш;
- Талгар;
- Капшагай;
- Есик;
- Тургень;
- Отеген батыр.
Третий участок линии BRT пройдёт по улицам:
- Желтоксан;
- Толе би;
- Кульджинскому тракту до рынка "Жетысу".
Строительство новых линий BRT планируется закончить к 2035 году. Конкретные сроки открытия LRT пока не указаны.
Разработчики отметили избыточное количество дорог в центре Алматы, но меньшее – на окраинах. Поэтому автовладельцы едут по центральным улицам, создавая пробки и увеличивая вредные выбросы. В Генплане выделят участки для строительства новых магистральных дорог не в центре города. Если в 2015 году протяжённость городских улиц и дорог составляла 2 900 км, то к 2031 году планируют увеличить её до 3 400 км.
Куда планируют перенести алматинский аэропорт
По территории Алматы проходит часть транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай, а также железнодорожная ветка на Хоргос. Сложился уникальный транспортный узел, который может решить проблему с размещением аэропорта в черте города.
Разработчики, еще в Генплане 2016 года, предлагали перенести Международный аэропорт Алматы за 45 км от мегаполиса в сторону Боралдая, где есть военный аэродром.
"Территория там лишена недостатков, как сейчас в аэропорту: нет густых туманов и плотной застройки. Рядом будет развиваться Капшагай с туристическими объектами. Там же планируется строить город-спутник Gate city", – сказала замдиректора ТОО "Центр градостроительного проекта" Тамара Дзалогина.
"В последнее время было много вложений в аэропорт. Я считаю, что зря. Мировой тренд – аэропорты выносятся за черту городов", – добавил Алтай Сатыбалдиев.
Перенос аэропорта к 2050 году на территорию области предусмотрен и в плане развития Алматинской агломерации.
Где построят арыки и сколько памятников внесут в реестр
Одна из проблем Алматы – сезонные подтопления, особенно в нижней части города, где почти нет арычной системы. Причиной архитекторы называют застройку и повсеместное использование асфальта как дорожного покрытия, из-за которого земля не впитывает воду.
"Каждый сильный дождь в Алматы превращается в проблему. Нужна сеть головных арыков по примеру главного арыка по проспекту Абая", – сказала Тамара Дзалогина.
Для решения проблемы и разгрузки главного арыка предлагают построить сеть перехватывающих каналов от проспекта Аль-Фараби до проспекта Рыскулова. Система будет собирать дождевые стоки и распределять воду по меньшим арыкам.
Перехватывающие каналы будут построены в трёх местах:
- На улице Толе би.
- На проспекте Райымбека.
- На проспекте Рыскулова.
Что касается памятников, то сейчас их в Алматы:
- 301– государственного значения;
- 10 – местного значения.
Археологи рекомендуют включить в реестр ещё 230 культурных объектов, а также разработать правила их использования.
Впервые за всё время разработки генпланов исторический центр или "золотой квадрат" выделен в отдельную охраняемую зону. В связи с присвоением особого статуса центру города предлагается объявить мораторий на точечную застройку в нём.
Для эффективного использования городских территорий, особенно центра города, коммунальные склады, транспортные базы и другие предприятия советского периода предлагают перенести в индустриальную зону вдоль БАКАД, строительство которой начнётся в следующем году.
Сколько деревьев высадят и какие незаконные постройки снесут
В Алматы, имевшем когда-то статус города-сада, дефицит деревьев. Сегодня на одного жителя приходится менее 6 м2 зелёных насаждений. Хотя в 1980-х годах показатель достигал 9 м2 на человека. Разработчики Генплана предлагают увеличить площадь зелёных насаждений в три раза – до 16 м2 на человека.
Читайте также: Реконструкция улиц Алматы: как будут благоустраивать их с новым дизайн-кодом
Эксперты предлагают:
- очистить поймы рек от незаконной застройки;
- расширить нижние части рек до 300 метров;
- высадить на этих территориях зелёные насаждения.
Снести незаконные постройки планируют на территориях, которые вошли в состав города в 2013-2014 годах. Тогда официально к Алматы присоединили 92 тысячи жителей в построенных домах. Но когда разработчики подсчитали население картографическим методом, то цифра увеличилась до 152 тысяч человек. Большинство из них проживают в дачных массивах.
"Много хаотичной застройки вне населённых пунктов – целые дачные городки на сельскохозяйственных землях. При планировании мы столкнулись с тем, что невозможно пробить дорогу на БАКАД – там земли отданы под индивидуальную застройку", – отметил Алтай Сатыбалдиев.
Также на землях, прилегающих к городу, но административно входящих в Алматинскую область, мало школ, поликлиник, детсадов.
"Жители вынуждены пользоваться городскими объектами. Предлагаем построить там инфраструктуру с социальными объектами, инженерными и транспортными системами", – сказал Алтай Сатыбалдиев.
Сколько денег потребуется на реализацию Генплана
В октябре 2019 года утвердили стратегию развития "Алматы-2050". В декабре опубликовали схему развития Алматинской агломерации. Но Генплан – единственный нормативно-правовой документ, имеющий статус закона. Поэтому акимат будет корректировать ранее принятые документы.
Читайте также: Проект стратегии развития Алматы до 2050 года представил Сагинтаев. Что в ней нового?
"Сложилась ситуация, когда телега впереди лошади. По идее, вначале утверждается Генплан, а после уже стратегия. Поэтому после утверждения Генплана придётся вносить коррективы в стратегию развития Алматы-2050 и агломерации", – подчеркнул Алтай Сатыбалдиев.
В конце обсуждений составили предварительную структуру будущих встреч по обсуждению корректировки Генплана по темам:
- градообразующий фактор (стратегия развития города);
- плотность и правила застройки (функциональное зонирование);
- историко-архитектурный опорный план (охранная зона памятников);
- взаимодействие центра с периферией города;
- транспорт (концепция развития, маятниковая миграция, Алматинская агломерация);
- безопасность;
- система территорий природного комплекса и особо охраняемых территорий (экология, орошение, озеленение);
- реализация Генплана;
- экономические приоритеты (реализация инвестиций);
- социальная инфраструктура.
Реализация мероприятий Генплана Алматы обойдётся бюджету в два триллиона тенге на предстоящие пять лет.
"Я считаю, что сумма для бюджета не совсем реальная. Годовой бюджет Алматы – примерно 500 миллиардов тенге. Поэтому важно распределять суммы по приоритетам", – заключил Алтай Сатыбалдиев.
Следующее слушание проекта по корректировке Генплана по вопросам градообразующего фактора пройдёт 17 марта 2020 года.