Прямой эфир Новости спорта

Аэропорт Алматы хотят перенести в Боралдай. Что ещё нового в проекте Генплана

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Одно из важных предложений – объявить мораторий на застройку исторического центра Алматы.

В Алматы действует Генеральный план города, который разработали ещё в 2002 году. В этом году истекает срок его действия. Поэтому в мегаполисе начались общественные слушания по утверждению нового плана на 2020-2030 годы.

Рассказываем, что в него вошло.

На сейсмических картах Алматы появились новые разломы

Управление городского планирования и урбанистики Алматы провело первое публичные слушания проекта по корректировке Генерального плана Алматы. В его основе – ранее неутверждённый Генплан 2016 года, данные которого уже устарели и требуют новой корректировки.

Главный документ города до сих пор не утвердили, потому что не было сейсмологических карт микрорайонирования. Только в конце февраля 2020 года в Институте сейсмологии сообщили, что закончили их разработку. Новую версию создали с учётом районов, присоединённых к Алматы.

"Параллельно с разработкой Генплана составлялись карты сейсмомикрорайонирования. Разработку Генплана завершили в 2016 году, и он прошёл госэкспертизу, но из-за отсутствия карт мы не смогли защитить его", – пояснил замдиректора ТОО "Алматыгипрогор-1", автор корректировки Генплана Алтай Сатыбалдиев.

Сейсмические карты отнесли всю территорию города к 9-10-балльной зоне. Они нужны для разработки новых строительных норм и правил, по которым будут застраивать город.

Новых карт микрорайонирования пока нет в открытом доступе. По словам Алтая Сатыбалдиева, кроме прежних тектонических разломов специалисты нанесли на карту города новые разломы в северной части. Главный и сейсмогенерирующий – Иле-Тяньшаньский разлом – находится в горной части мегаполиса.

"С ужасом думаю, что было бы с Алматы, если бы не построили Астану"

Одна из главных задач Генплана – определить прогнозную численность населения города и градостроительное зонирование территорий. Сегодня площадь Алматы составляет 70,2 тысячи га (в 2002 году было 31,9 тысячи га), плюс территория агломерации, включающая в себя пять пригородных районов и Капшагай, – 869,2 тысячи га.


Площадь города

Площадь города / Скриншот из презентации Генплана


По прогнозам, к 2020 году население Алматы должно увеличиться до двух миллионов жителей. На начало января в городе зарегистрировано 1,9 млн человек. По скорректированному Генплану, к 2031 году в Алматы будет проживать 2,4 млн жителей.

Ежегодно население города увеличивается на 50 тысяч человек:

  • 21 тысяча – естественный прирост (рождение детей);
  • 29 тысяч – внутренние мигранты.

Но у города есть демографическая ёмкость: проще говоря, он не резиновый. Поэтому разработчики Генплана предлагают развивать города Иссык, Талгар, Каскелен, Узынагаш, которые уже сливаются с Алматы и образуют единую агломерацию.

"Развитие пригородов отвлечёт отчасти миграционный поток. С ужасом думаю, что было бы с Алматы, если бы не построили Астану: народу было бы в разы больше", – отметил Алтай Сатыбалдиев.

Несмотря на то, что в Генплане зарезервированы места для строительства жилья, школ, детсадов и поликлиник, разработчики предлагают ограничить темпы роста численности населения и развивать города-контрмагниты.


Схема расселения населения в городах контрмагнитах

Схема расселения населения в городах-контрмагнитах / Скриншот из презентации Генплана


Где будут строить новые дороги

В Алматы зарегистрировано свыше 540 тысяч автомобилей. Ещё около 230 тысяч ежедневно заезжают из пригородов. Такое количество машин в слабо проветриваемом городе, находящемся в горной котловине, негативно влияет на окружающую среду.

Поэтому в Геплане предлагается разместить с востока, запада и севера перехватывающие транспортно-пересадочные узлы. Там жители пригородов смогут оставлять свои автомобили на стоянках и пересаживаться на городской общественный транспорт.

Также предлагается продолжить строительство линий BRT и LRT. На первом общественном обсуждении Геплана подробно на тему развития общественного транспорта не говорили. Однако, учитывая, что программа развития Алматинской агломерации связана с Генпланом города, посмотреть, где планируют построить транспортные развязки, можно в материале "Как будут развиваться Алматы и пригороды".


Вариант корректировки Генплана Алматы

Вариант корректировки Генплана Алматы / Скриншот из презентации Генплана


Кроме внутригородских маршрутов линии BRT и LRT свяжут Алматы с населёнными пунктами агломерации:

  • Каскелен;
  • Узынагаш;
  • Талгар;
  • Капшагай;
  • Есик;
  • Тургень;
  • Отеген батыр.

Третий участок линии BRT пройдёт по улицам:

  • Желтоксан;
  • Толе би;
  • Кульджинскому тракту до рынка "Жетысу".

Строительство новых линий BRT планируется закончить к 2035 году. Конкретные сроки открытия LRT пока не указаны.

Разработчики отметили избыточное количество дорог в центре Алматы, но меньшее – на окраинах. Поэтому автовладельцы едут по центральным улицам, создавая пробки и увеличивая вредные выбросы. В Генплане выделят участки для строительства новых магистральных дорог не в центре города. Если в 2015 году протяжённость городских улиц и дорог составляла 2 900 км, то к 2031 году планируют увеличить её до 3 400 км.

Куда планируют перенести алматинский аэропорт

По территории Алматы проходит часть транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай, а также железнодорожная ветка на Хоргос. Сложился уникальный транспортный узел, который может решить проблему с размещением аэропорта в черте города.

Разработчики, еще в Генплане 2016 года, предлагали перенести Международный аэропорт Алматы за 45 км от мегаполиса в сторону Боралдая, где есть военный аэродром.

"Территория там лишена недостатков, как сейчас в аэропорту: нет густых туманов и плотной застройки. Рядом будет развиваться Капшагай с туристическими объектами. Там же планируется строить город-спутник Gate city", – сказала замдиректора ТОО "Центр градостроительного проекта" Тамара Дзалогина.

"В последнее время было много вложений в аэропорт. Я считаю, что зря. Мировой тренд – аэропорты выносятся за черту городов", – добавил Алтай Сатыбалдиев.

Перенос аэропорта к 2050 году на территорию области предусмотрен и в плане развития Алматинской агломерации.

Где построят арыки и сколько памятников внесут в реестр

Одна из проблем Алматы – сезонные подтопления, особенно в нижней части города, где почти нет арычной системы. Причиной архитекторы называют застройку и повсеместное использование асфальта как дорожного покрытия, из-за которого земля не впитывает воду.

"Каждый сильный дождь в Алматы превращается в проблему. Нужна сеть головных арыков по примеру главного арыка по проспекту Абая", – сказала Тамара Дзалогина.

Для решения проблемы и разгрузки главного арыка предлагают построить сеть перехватывающих каналов от проспекта Аль-Фараби до проспекта Рыскулова. Система будет собирать дождевые стоки и распределять воду по меньшим арыкам.

Перехватывающие каналы будут построены в трёх местах:

  1. На улице Толе би.
  2. На проспекте Райымбека.
  3. На проспекте Рыскулова.

Что касается памятников, то сейчас их в Алматы:

  • 301– государственного значения;
  • 10 – местного значения.

Археологи рекомендуют включить в реестр ещё 230 культурных объектов, а также разработать правила их использования.

Впервые за всё время разработки генпланов исторический центр или "золотой квадрат" выделен в отдельную охраняемую зону. В связи с присвоением особого статуса центру города предлагается объявить мораторий на точечную застройку в нём.


План застройки города

План застройки города / Скриншот из презентации Генплана


Для эффективного использования городских территорий, особенно центра города, коммунальные склады, транспортные базы и другие предприятия советского периода предлагают перенести в индустриальную зону вдоль БАКАД, строительство которой начнётся в следующем году.

Сколько деревьев высадят и какие незаконные постройки снесут

В Алматы, имевшем когда-то статус города-сада, дефицит деревьев. Сегодня на одного жителя приходится менее 6 м2 зелёных насаждений. Хотя в 1980-х годах показатель достигал 9 м2 на человека. Разработчики Генплана предлагают увеличить площадь зелёных насаждений в три раза – до 16 м2 на человека.

Читайте также: Реконструкция улиц Алматы: как будут благоустраивать их с новым дизайн-кодом

Эксперты предлагают:

  • очистить поймы рек от незаконной застройки;
  • расширить нижние части рек до 300 метров;
  • высадить на этих территориях зелёные насаждения.

Снести незаконные постройки планируют на территориях, которые вошли в состав города в 2013-2014 годах. Тогда официально к Алматы присоединили 92 тысячи жителей в построенных домах. Но когда разработчики подсчитали население картографическим методом, то цифра увеличилась до 152 тысяч человек. Большинство из них проживают в дачных массивах.

"Много хаотичной застройки вне населённых пунктов – целые дачные городки на сельскохозяйственных землях. При планировании мы столкнулись с тем, что невозможно пробить дорогу на БАКАД – там земли отданы под индивидуальную застройку", – отметил Алтай Сатыбалдиев.

Также на землях, прилегающих к городу, но административно входящих в Алматинскую область, мало школ, поликлиник, детсадов.

"Жители вынуждены пользоваться городскими объектами. Предлагаем построить там инфраструктуру с социальными объектами, инженерными и транспортными системами", – сказал Алтай Сатыбалдиев.

Сколько денег потребуется на реализацию Генплана

В октябре 2019 года утвердили стратегию развития "Алматы-2050". В декабре опубликовали схему развития Алматинской агломерации. Но Генплан – единственный нормативно-правовой документ, имеющий статус закона. Поэтому акимат будет корректировать ранее принятые документы.

Читайте также: Проект стратегии развития Алматы до 2050 года представил Сагинтаев. Что в ней нового?

"Сложилась ситуация, когда телега впереди лошади. По идее, вначале утверждается Генплан, а после уже стратегия. Поэтому после утверждения Генплана придётся вносить коррективы в стратегию развития Алматы-2050 и агломерации", – подчеркнул Алтай Сатыбалдиев.

В конце обсуждений составили предварительную структуру будущих встреч по обсуждению корректировки Генплана по темам:

  • градообразующий фактор (стратегия развития города);
  • плотность и правила застройки (функциональное зонирование);
  • историко-архитектурный опорный план (охранная зона памятников);
  • взаимодействие центра с периферией города;
  • транспорт (концепция развития, маятниковая миграция, Алматинская агломерация);
  • безопасность;
  • система территорий природного комплекса и особо охраняемых территорий (экология, орошение, озеленение);
  • реализация Генплана;
  • экономические приоритеты (реализация инвестиций);
  • социальная инфраструктура.

Реализация мероприятий Генплана Алматы обойдётся бюджету в два триллиона тенге на предстоящие пять лет.

"Я считаю, что сумма для бюджета не совсем реальная. Годовой бюджет Алматы – примерно 500 миллиардов тенге. Поэтому важно распределять суммы по приоритетам", – заключил Алтай Сатыбалдиев.

Следующее слушание проекта по корректировке Генплана по вопросам градообразующего фактора пройдёт 17 марта 2020 года.

Поделиться:

Новости партнеров