Законопроект об электросамокатах: где разрешат ездить и какие будут ограничения по возрасту
Проект поправок по вопросам организации дорожного движения предусматривает правила использования электросамокатов.Что случилось. Депутаты мажилиса Екатерина Смышляева, Юлия Кучинская и Жанат Омарбекова инициировали поправки в законодательство, которые предусматривают правила использования электросамокатов, устанавливают права и обязанности водителей мопедов, электрических самокатов, малых электрических транспортных средств.
Контекст. В июле 2022 года в Казахстане начал действовать национальный стандарт СТ РК 3769-2022 "Самокаты электрические. Технические требования" , который устанавливает классификацию типа и определяет технические требования к электросамокатам. Согласно этому документу к электросамокатам относятся "электрические транспортные средства индивидуальной мобильности, имеющие два или три колеса, предназначенные для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя(ей), не имеющие сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 км/ч".
Также стандарт устанавливает требования к электросамокатам и условия их использования. Теперь они:
- Оснащаются электродвигателем(и), батареей напряжением не более 100 вольт постоянного тока, зарядным устройством на напряжение не более 240 вольт переменного тока.
- Должны иметь деку, руль, два или три колеса, устройства освещения (фара спереди и фонарь сзади), сигнал, тормозную систему, органы управления.
- Ограничены максимальной скоростью не более 25 км/ч. А при движении задним ходом или в пешеходном режиме – не более 6 км/ч.
Депутаты посчитали целесообразным ввести понятие "электрический самокат" на законодательном уровне.
Читайте также: Стандарт с требованиями к электросамокатам вступил в силу в Казахстане
Правила для электросамокатов. Согласно законопроекту, водители мопедов, электрических самокатов, велосипедов имеют право двигаться по дорогам в соответствии с правилами дорожного движения и обязаны знать эти правила.
Водителям мопеда, велосипеда, электрического самоката запрещается:
- Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.
- Перевозить пассажиров и грузы (исключение – мопеды и велосипеды со специальными приспособлениями для их перевозки).
- При управлении электрическим самокатом двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.
- Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы, для движения в данном направлении.
- При управлении велосипедом или электрическим самокатом пересекать перекрёсток. Велосипедисты и водители электрических самокатов пересекают перекрестки по пешеходному переходу, ведя транспортное средство рядом.
- Буксировка мопедов, электрических самокатов и велосипедов, а также мопедами, электрическими самокатами и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с мопедом и велосипедом.
- Ездить по пешеходному переходу.
- При управлении мопедом, велосипедом или электрическим самокатом быть без застёгнутого шлема и светоотражающего жилета в тёмное время суток.
Проект закона устанавливает, что электрические самокаты двигаются по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, а при их отсутствии – по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд. Не допускается движение по правовому краю проезжей части, полосе маршрутных транспортных средств, обочине велосипедистов, водителей электрических самокатов, не достигших 16-летнего возраста.
Водителям малых электрических транспортных средств (ТС, оснащённых электродвигателем, предназначенных для индивидуального передвижения, имеющих одно или несколько колес, за исключением электрических самокатов и мопедов) запрещается:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, за исключением малых электрических транспортных средств без руля;
- перевозить пассажиров;
- перевозить груз;
- при управлении малым электрическим транспортным средством двигаться по проезжей части дороги;
- при управлении малым электрическим транспортным средством двигаться по тротуару при наличии рядом велосипедной дорожки, велосипедной полосы движения;
- буксировка малых электрических транспортных средств, малыми электрическими транспортными средствами;
- ездить по пешеходному переходу.
Водители малых электрических средств пересекают перекрёстки по пешеходному переходу, не находясь на транспортном средстве.
Почему это важно знать. В последние годы интерес казахстанцев к электросамокатам, моноколёсам, гироскутерам возрос в связи с их ценовой доступностью. Такие транспортные средства активно приобретаются для личного пользования. Однако законодательно правила использования электросамокатов не были регламентированы. Из-за роста количества электросамокатов и отсутствия понимания, где, с какой скоростью можно передвигаться на этих транспортных средствах, возникла угроза для пешеходов, участились случаи ДТП с участием электросамокатов и автомобилей на проезжей части. Вопрос разработки правил для владельцев электросамокатов часто поднимали на протяжении последних нескольких лет. На пленарном заседании в мажилисе новый законопроект пока не рассматривали.
Читайте также:
- Количество ДТП с участием электросамокатов увеличилось в четыре раза в Алматы
- Первую в Казахстане школу вождения электросамокатов открыли в Алматы
- Электросамокаты и скутеры: экологично, но не безопасно
- АКАБ: Неопределённость в отношении электросамокатов в законодательстве сдерживает рост их продаж