"Зачем усиливать? Охраняем границу как положено". Зампредседателя КНБ РК о побеге Серика Кудебаева
Зампред КНБ не признал проблемы на границе и попросил дождаться результатов следствия и суда по делу Кудебаева.Заместитель председателя КНБ РК – директор пограничной службы Ерлан Алдажуманов, уходя из мажилиса, заявил, что границу охраняют как положено, поэтому вводить усиление нет необходимости.
Журналисты спросили запреда КНБ, какие меры предпринимаются на границе после случая с побегом Серика Кудебаева.
"Вы знаете, как он сбежал? Я не знаю. Дождитесь окончания следствия. Мы охраняем границу в соответствии с законом о государственной границе. Если всё возможно, мы должны 365 дней держать границу на усилении – любому гражданину Казахстана может прийти в голову что-то сделать. Мы охраняем в нормальном варианте 365 дней. Зачем усиливать? Мы охраняем так, как положено", – сказал Ерлан Алдажуманов.
Он отметил, что дело о побеге бывшего начальника департамента полиции Алматинской области Серика Кудебаева ведёт не его ведомство и посоветовал обратиться в Генпрокуратуру.
"Обустройство государственной границы ведётся в соответствии с планом, каждый год", – отметил он.
Серик Кудебаев возглавлял полицию Алматинской области с января 2020-го по январь 2022 года. До этого он более шести лет занимал аналогичную должность в Алматы.
Во время судебного процесса экс-начальник ДП Алматинской области совершил побег. 3 апреля он не явился в суд. Позже стало известно, что генерал-майор полиции пересёк государственную границу РК с Кыргызстаном и в тот же день вылетел из Бишкека в Стамбул. Его объявили в международный розыск.
В КНБ РК подчеркнули, что Серик Кудебаев не проходил через действующие пункты пропуска. Ведомство рассматривало версию о том, что он ушёл в Кыргызстан через горы. 27 апреля Генпрокуратура РК сообщила, что Серика Кудебаева задержали в Турции и доставили в Казахстан. Его поместили в изолятор временного содержания, судебный процесс по делу экс-начальника полиции возобновили.
28 апреля Серика Кудебаева признали виновным в превышении власти, повлёкшем тяжкие последствия, и пытках во время январских событий. Его приговорили к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении средней безопасности, с лишением специального звания генерал-майора полиции.