Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов сообщил депутатам Мажилиса, что сейчас дети много знают, но не могут применить знания на практике. Об этом он говорил на правительственном часе, где привёл итоги государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы.

Дошкольное образование: у одних и тех же детей дублируется очередь в детсады по разным регионам

По словам главы МОН, с 2016 года на 13,6% увеличился охват детей, посещающих детские сады. Сейчас этот показатель составляет 95,2%, тогда как в 2015 году – 81,6%.

Число детских садов выросло на 1,8 тысячи и составляет на сегодня 10 673. Частных детских садов стало больше на 2 307, сейчас в Казахстане работает более 4 тысяч таких заведений. Нагрузка на государственные детсады снизилась, там обучается 39,8% детей.

"В дошкольном образовании предусмотрена реализация одного индикатора, 11 показателей и 19 мероприятий. Не исполнен один показатель – доля дошкольных организаций, прошедших аттестацию. Это связано с тем, что на протяжении ряда лет аттестация дошкольных организаций и школ у нас не проводилась", – сказал министр.

По его данным, больше половины воспитателей в детских садах имеют профессиональную подготовку, тогда как в 2015 году таковых было только 34,8%. Ежегодно 7 600 воспитателей проходят повышение квалификации.

"Постановка на учёт и выдача направлений в детские сады автоматизирована на 70%. Из проблемных вопросов отмечу отсутствие единой электронной очереди по стране. Мы видим и знаем, что у нас есть место дублированию (один ребёнок в очереди в нескольких регионах). И есть проблема, когда из очереди не выходят дети, которые пошли в частные детсады по госзаказу", – объяснил Асхат Аймагамбетов.

Читайте также: Частный или государственный? Как казахстанцы выбирают детсады

Министр добавил, что из программы планируется убрать изучение английского языка. Кроме того, предстоит повышение зарплат воспитателей детских садов.

Среднее образование: построено почти 400 школ, но это не решило проблемы переполненности классов

С начала действия программы, сказал министр, около 273 тысяч педагогов (94%) прошли курсы по обновлённой программе обучения и теперь преподают по ней, за что получают доплату (30% от оклада). Для сельских и малокомплектных школ планируется проводить отдельные курсы.

"В результате PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) у нас отмечается низкая функциональность у детей, то есть наши дети много знают, но не умеют применять свои знания. В связи с этим внедряется обновлённое содержание. Уже 95,4% учащихся (с первого по десятые классы) перешли на обновлённое содержание", – сказал министр.

По трёхъязычию министр заявил, что планируется увеличение доли казахского языка в среднем образовании, русский язык при этом сохранит своё место.

"По вопросу английского языка президент Казхстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на августовской конференции, назвал приемлемым изучать английский язык с пятого класса с разрешения родителей. Планируется предоставление выбора начала изучения английского языка со второго или с пятого класса", – сказал министр.

Читайте также: Как госзаказ в частных школах может решить проблему нехватки мест?

С начала действия программы развития образования и науки на 2016-2019 годы в Казахстане построили 372 школы.

"Строительство такого количества организаций не решило проблем переполненности школ. У нас большое количество школ, которые построены до 1920 года, 1950 года. Естественно, есть износ. Есть необходимость капитального ремонта", – сказал министр.

По школьному образованию, подчеркнул Аймагамбетов, до сих пор не решена проблема трёхсменного обучения.

ТиПО: в колледжах сократили 109 специальностей

Дуальное обучение внедрено в 486 колледжах, задействовано 4 188 предприятий. Охват программой составил 38 823 студента.

"Реализуется проект "Бесплатное ТиПО для всех". Ежегодно выделяется госзаказ на 98 тысяч мест, в том числе 21 тысяча мест из республиканского бюджета. Доступ для студентов с особыми образовательными потребностями создали 247 колледжей (30%), в 2016 году было 20%, в 2017 году – 25%", – сказал глава МОН.

По данным министерства, за время реализации госпрограммы в колледжах сокращено 109 дублирующих и невостребованных специальностей. Это привело к изменению профиля 66 колледжей и объединению двух из них.

Высшее образование: количество грантов увеличивается с каждым годом

В 2019 году госзаказ составил 66 556 мест и число грантов в высшем образовании растёт каждый год, сказал Асхат Аймагамбетов. Для сравнения: в 2018 году было 65,6 тысячи мест, в 2017 году – 50,3 тысячи, в 2016 году– 39,7 тысячи.

"В текущем году для поступления по гранту конкурс составил 1,29 человек на одно место. Невостребованными остались 3 028 грантов, которые сейчас перераспределяются. Планируется трансформация ЕНТ в стандартизированный тест, нацеленный на выявление готовности молодёжи к обучению", – сказал министр.

В министерстве сообщили, что иностранных студентов в казахстанских вузах с 2016 года стало больше на 8,9 тысячи – 21,7 тысячи человек на сегодня. Это 4% от общего контингента студентов.

"По госпрограмме не выполнен индикатор по QS (Quacquarelli Symonds – Международный рейтинг вузов). В топ-200 должны были войти два вуза. Но наши показатели всё же улучшаются: если в 2011 году в рейтинге отмечено пять вузов, то в 2019 году уже 10. Улучшает свои показатели КазНУ имени аль-Фараби, который за четыре года поднялся с 305 на 207 место", – сказал Асхат Аймагамбетов.

Читайте также: Как закон "О статусе педагога" повлияет на профессионализацию? Монологи учителей

По данным МОН РК, с 2016 по 2018 годы на реализацию госпрограммы из республиканского и местного бюджетов было выделено 1,4 трлн тенге:

  • в 2016 году 481,78 млн тенге;
  • в 2017 году 443,76 млн тенге;
  • в 2018 году 540,28 млн тенге;

В 2019 году на эти цели выделили 762,7 млрд тенге.

Правительство в 2016 году утвердило государственную программу развития образования и науки РК на 2016-2019 годы. Она включает в себя внедрение обновлённого содержания, трёхъязычия, автономию вузов и многое другое.