Прямой эфир Новости спорта

В Министерстве образования просят не путать реформы с обновлением содержания учебного стандарта

Источник фото liefuld.ucoz.ru/
Источник фото liefuld.ucoz.ru/
Труд и ИЗО не будут объединены в один предмет, а рабочее название новой дисциплины - "Введение в науку" - изменили на "Естествознание". Обновлённый стандарт начального образования, вызвавший бурю недовольства родителей будущих школяров, а вместе с ними и учителей, уже одобрен правительством и Mинистерством национальной экономики. В сентябре 2015 года "изменённая" программа начального обучения будет апробирована в 30 пилотных школах. А уже в 2016 году к ним присоединятся все средние учебные заведения Казахстана.
 Время "Запорожцев" прошло

Разработчики учебных программ утверждают, что ни о каких "революционных реформах" в образовании речь не идёт, и просят родителей и учителей не паниковать.

"Мы лишь изменили внутреннее содержание учебного стандарта. Во всех зарубежных странах принято обновлять его каждые пять лет. В мире всё стремительно меняется. Мы не ездим больше на "Запорожцах", у нас появились современные машины. Точно также мы не можем пользоваться и старыми знаниями", - поясняет директор центра образовательных программ Назарбаев интеллектуальные школы (НИШ) Жанар Абдильдина.

Она также отмечает, что вместе с технологиями меняются и методы  преподавания.

"Я сама химик. Раньше я должна была объяснить детям, что такое метан, этан, пропан, бутан. У меня была тематика, но не было конкретной цели, к чему я должна была подвести ребёнка по каждому разделу. Сейчас всё будет по-другому. Ученик будет не только знать, но и уметь применять свои знания на практике, исследовать, анализировать, синтезировать, оценивать. Сейчас наши дети хорошо напичканы теоретическим материалом, но не умеют применять свои знания на практике", - говорит Жанар Абдильдина.

Новый предмет "Естествознание", по мнению Жанар Абдильдиной, поможет детям уже с первого класса понимать, что такое химия, физика и биология.

"Первоначальное рабочее название этой дисциплины было "Введение в науку", сейчас она называется "Естествознание". Этот предмет является базой естественных наук. Если раньше и общественно-гуманитарный, и естественно-научный блок входили в предмет "Познание мира", то теперь он является фундаментом только для предметов общественно гуманитарного цикла: таких, как всемирная история, история, основы права, Казахстан в современном мире", - объясняет директор НИШ.

В целом же набор предметов, по словам Жанар Абдильдиной, остаётся таким же, как и раньше. И объединения таких предметов, как труд и изо, в ближайшее время не предполагается.

"У нас, к примеру, в НИШ и музыка, и изобразительное искусство, и художественный труд включены в предмет "Искусство". Мы предложили такой подход стране, но учителя и общественность это не приняли. Поэтому сейчас есть отдельно музыка, отдельно изо и труд", - сообщает она.

По словам директора департамента дошкольного и среднего образования МОН Жаныл Жонтаевой, учебники по новым предметам поступят в пилотные школы уже 10 августа. Что же касается учебной нагрузки, то она, согласно заключениям специалистов Министерства национальной экономики, соответствует установленным правилам и нормам.

Эффект бабочки

Перспективы относительно новых стандартов образования в профильном ведомстве рисуют красочные. Однако родители не хотят, чтобы их дети стали жертвами эксперимента, а потому и спорят о нужности и эффективности таких программ обучения. По мнению одного из разработчиков, президента Национальной академии образования Жанбола Жилбаева, всё дело здесь в "эффекте бабочки".

"Только представьте, когда вы скажете, что хотите построить здание в Астане, сколько откликов вы получите! Один скажет: надо повернуть здание налево, другой - направо, третий скажет, что строить нельзя. Сколько людей, столько и мнений. Все сейчас активно критикуют ЕНТ, хотя оно уже более 10 лет проводится. А вы напишите, что его отменяют. Какая реакция будет? Скажут, что ЕНТ - это правильно, это нужно, ни в коем случае нельзя его отменять. Вот точно также и здесь. Просто всё новое вначале всегда воспринимается тяжело", - комментирует реакцию казахстанцев Жанбол Жилбаев.

По его словам, аналогичная история уже была два года назад, с внедрением английского языка в начальных классах.

"Люди сейчас возмущаются, что дети не осилят изучение английского, но, по-моему, все забыли, что он уже и де-юре и де-факто изучается первоклассниками с 2013 года. А вот, к примеру, в уйгурских, таджикских, узбекских школах, которые находятся у нас в Казахстане, изучается сразу по семь языков. И никто там не говорит о превышенных нагрузках", - констатирует президент Национальной академии образования.

Он также недоумевает, почему казахстанцы стали муссировать вопрос о том, во сколько лет отдавать ребёнка в школу.

"Дети уже давно ходят в школу с шести лет", - напоминает Жанбол Жилбаев.

Директор департамента дошкольного и среднего образования МОН Жаныл Жонтаева поддерживает коллегу. И приводит в пример официальную статистику.

Согласно Национальной образовательной базе данных (НОБД), сегодня около 70% детей пошли в школу с 6 лет.

"Их результаты по успеваемости неплохие. Мы видим раннее развитие у ребёнка. Сегодня мы охватываем образованием детей не только от трёх до шести лет, но и от нуля до трёх лет. Как японцы говорят, после трёх уже поздно чему-то учить", - резюмирует Жаныл Жонтаева. И тут же добавляет: обновление начального образования положит начало изменениям в среднем и высшем образовании.

А учитель кто?

В Министерстве образования уверяют, что позаботились не только об улучшении учебного стандарта, но и о повышении квалификации учителей.

"Мы специально подготовили более 700 тренеров, в это число вошли лучшие педагоги страны, которые прошли трёхуровневые курсы", - рассказала Жаныл Жонтаева.

Первое обучение проводили сами разработчики. 

"Учителя должны были понять суть программы: как она построена, что такое цели обучения, как их достигать", - объясняет директор НИШ Жанар Абдильдина.

По её словам, обучение будет длиться в течение всего года. Однако и это ещё не всё. Чтобы было легче работать, разработчики приготовили в помощь учителям специальный среднесрочный план.

"Там и рекомендации к проведению уроков, и интернет-ресурсы, учебники, литература, которой учитель может пользоваться. Конечно, тем учителям, которые привыкли работать по старым пожелтевшим планам из года в год, наш план может не понравиться. Но с ним учитель точно будет вооружён и готов ко всему", - уверена директор НИШ.

Она также отмечает: очень важно, чтобы знания не были оторваны от жизни.

"Надо учиться на реальности, и учить также детей. Например, языковеды в нашей школе могут принести статью из свежей газеты, журнала, и потом работать с этим материалом, изучать по нему лексические нормы, орфографию. Я думаю, ребёнку намного интересней работать с текстом об iPhone 6, чем со старой неинтересной ему информацией. Если текст будет интересен ребёнку, он усвоит материал вдвое быстрее", - делится опытом Жанар Абдильдина.

В перспективе - "Глобальные перспективы"

Учащихся 9-11 классов нововведения ждут, как оказалось, ещё не скоро.

"У нас пока только в перспективе, что дети в старших классах, будут изучать некоторые предметы на английском языке. Для этого нужно и время, и хорошие кадры. Мы сейчас исследуем, какие предметы можно вести на английском, не ущемляя знаний наших детей", - сообщает Жаныл Жонтаева.

Внедрение таких предметов, как "Глобальные перспективы" и "Проектная деятельность" для старшеклассников пока тоже не планируется. Хотя в НИШ эта дисциплина преподаётся уже не первый год.

"Этот предмет исследует глобальные темы, очень часто на региональном уровне. Безработица, гендерная политика, здоровый образ жизни, то есть те темы, которые касаются всех стран, в том числе и Казахстана. Предмет интегрирует знания детей из разных предметных областей", - рассказывает Жанар Абдильдина.

По её словам, эта дисциплина, в первую очередь, учит детей академической честности. А значит, параллельно проводится профилактика плагиата.

"У нас, к сожалению, взрослое население берёт рефераты из Интернета, выкладывают, не указывая ссылок, литературу. А в этом предмете дети узнают, что такое перефразирование, какие интернет-ссылки являются достоверными, какими не следует пользоваться, как извлекать информацию, как её обрабатывать, представлять, анализировать. Предмет направлен на развитие исследовательских навыков. То есть анализ, синтез. Ребёнок учится, как правильно делать диссертацию, которую он будет писать в бакалавриате, в магистратуре, как правильно и аргументированно предоставлять информацию, вести диалог", - поясняет директор НИШ.

Апробация на старте

Оценивать эффективность внедрения методологии начального обучения в МОН будут посредством наблюдения за уроками, анкетирования родителей, учителей, учащихся.

"После всего этого будет проведена качественная обработка полученного материала, и на основе него будут получены результаты мониторинга первого года апробации. Что очень важно, их смогут увидеть все казахстанцы, кому это интересно", - говорит Жанар Абдильдина.

А специалисты МОН на основе полученных результатов  подвергнут программу начального образования изменениям и улучшениям. Правда, если это потребуется.

"Может, мы завысили, а может, и занизили планку. Вот боимся, что наши дети не потянут, а может, им, наоборот, будет очень легко. Может, мы им даже упростили обучение. Вот это всё покажет апробация", - заключает директор НИШ.

А директор департамента дошкольного и среднего образования МОН Жаныл Жонтаева добавляет: потерпим один год, и результаты скажут сами за себя.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров