Что случилось. Три основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи детей с аутизмом, определили в Казахстане. Об этом специалисты рассказали на пресс-конференциях, приуроченных ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма.

Три проблемы. Председатель объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц "Национальная ассоциация Autism Kazakhstan" Нурия Балтабайкызы выделила три основные проблемы, с которыми сталкиваются дети с расстройствами аутистического спектра и их родители:

  • Отсутствие должного информирования в обществе.
    Родители ребёнка, который не разговаривает в 2-3 года, не играет с игрушками, не смотрит в глаза, кричит и размахивает руками в общественных местах, столкнувшись с подобным поведением, не знают, к кому обращаться, где получить консультацию. Люди вынуждены самостоятельно искать выход из ситуации, при этом они упускают время, ребёнок не получает должную помощь, что может привести к инвалидности. Из-за отсутствия информации, социальных роликов, билбордов, плакатов, которые доступны обществу в передовых странах, к детям с аутизмом в Казахстане порой относятся негативно.
  • Острая нехватка специалистов, которые умеют работать по методике прикладного анализа поведения. Эти методики нужны детям. Многие школьные и дошкольные учреждения не могут создать полноценные условия для таких детей с аутизмом.
  • Отсутствие межведомственного взаимодействия. Очень много обращений в местных акиматах, районах, регионах, сельской местности, но к сожалению, пока недостаточно доступа для получения коррекции, диагностики, образования, спортивных секций.

Читайте также: "Я боялась выйти на улицу с ребёнком". Как в центрах "Асыл Мирас" помогают справляться с агрессией детей с РАС


Надбавка для учителей. Координатор проектов корпоративного фонда "Болашак" Жазира Искандирова предложила увеличить надбавку педагогам, которые занимаются с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.

"40% от базового должностного оклада составляет 5500 тенге в месяц на руки. На местах порядок выплат различается. Иногда педагог получает 2700 тенге. Также необходимо установить нормативную нагрузку педагога-ассистента в количестве 18 часов в неделю, в соответствии с законом "О статусе педагога". На сегодняшний день педагоги-ассистенты зачисляются в школу на 40-часовую рабочую неделю", – сказала Жазира Искандирова.

 


Читайте также:


Центры поддержки детей с аутизмом. По словам директора проектов и программ фонда "Дара" Марал Шешембековой, в Казахстане насчитывается более 200 центров поддержки детей с аутизмом.

"Мы пытаемся расширить и сделать эти услуги доступными и для сельской местности. Если у ребёнка есть нарушение, можно обратиться бесплатно в этот центр. Первые годы – очень важные для развития, и какие-то нарушения, которые происходят на начальном этапе можно нивелировать. В кабинетах коррекции не реабилитируют, а занимаются процессом усиления возможностей ребёнка", – сказала Марал Шешембекова.

Чем больше кабинетов коррекции работает, тем больше таких детей способны прийти учиться в общеобразовательные школы, добавила она.

"Мы показываем, насколько ребёнок может быть успешным, если система поддержки хорошо выстроена внутри школы, когда семью сопровождают с раннего возраста в кабинетах коррекции. Важно наладить коммуникационный канал между специалистом и педагогом", – считает Марал Шешембекова.


Читайте также:


Заместитель директора департамента охраны здоровья матери и ребёнка Минздрава РК Олжас Искаков сообщил об увеличении количества бюджетных грантов по направлению психиатрия, в том числе речь идёт о будущих специалистах в области детской психиатрии.

"В 2021 ожидаем выпуск 150 резидентов, из них более 20% пойдут в детскую психиатрию. За первый квартал 2021 года обучено 112 специалистов по вопросам ранней диагностики детей с расстройствами", – сказал Олжас Искаков.

Как выявить аутизм у ребёнка. Родители могут пройти первичную самодиагностику – заполнить опросник M-CHAT-R. На основании этого теста диагноз никто не ставит, он помогает лишь определить группы риска.

Генеральный директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья Минздрава Николай Негай назвал основные проявления аутизма:

  1. Нарушение социального взаимодействия. Трудности концентрации взгляда, неадекватные мимика и позы, неспособность к установлению связей со сверстниками. У ребёнка наблюдается некоторая холодность и отчуждённость.
  2. Качественные нарушения в общении либо полное отсутствие разговорной речи при отсутствии серьёзных физических расстройств. Относительная неспособность начинать и поддерживать беседу. Повторяющаяся и стереотипная речь. Отсутствие спонтанных, разнообразных ролевых игр.
  3. Повторяющаяся активность, ограниченность интересов, внешняя навязчивость и привязанность к каким-то ритуалам. Например, ребёнок постоянно трогает ручку двери с определённой периодичностью. Стереотипные повторяющиеся моторные движения: прихлопывание, пританцовывание, выкручивание пальцев, кистей рук.

"Если вы замечаете хотя бы несколько таких проявлений, необходимо обратиться к специалисту", – сказал Николай Негай.

Почему это важно знать. По данным международной организации "Autism Speaks", в 2020 году у каждого 54 ребёнка в мире диагностировали аутизм. По информации Министерства образования и науки, в Казахстане проживает 6771 ребёнок с аутизмом, по неофициальным данным, количество детей с аутизмом в стране превышает 30 тысяч. Семьи, воспитывающие таких детей, сталкиваются с серьёзными проблемами, такими как нехватка информации и специалистов, а также предвзятым отношением общества.

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Эта дата важна для искоренения неравенства, с которым постоянно сталкиваются люди с аутизмом. В Казахстане работают организации, которые помогают семьям детей с аутизмом, в том числе распространяют информацию о расстройствах аутистического спектра, чтобы избавить общество от негативного восприятия. Важно, чтобы на эту информацию обращал внимание каждый человек.