Токаев выступил на первой сессии парламента VII созыва. Полный текст обращения Президента
Касым-Жомарт Токаев выступил с обращением к новому составу мажилиса.В Нур-Султане прошла первая сессия парламента Республики Казахстан седьмого созыва. В ней приняли участие депутаты сената, депутаты мажилиса, избранные 10 января, а также президент Касым-Жомарт Токаев, который выступил с обращением к новому составу нижней палаты парламента.
Informburo.kz публикует полный текст выступления главы государства.
Уважаемые участники заседания!
В соответствии со статьёй 59 Конституции Казахстана объявляю открытой первую сессию парламента седьмого созыва.
Уважаемые депутаты!
Поздравляю всех с окончанием выборов и желаю успехов депутатам мажилиса в новом составе! Выражаю благодарность депутатам прошлого созыва за успешную работу. Почти за пять лет в стенах парламента было принято 410 законов. Депутаты, воспользовавшись своим правом инициировать закон, подготовили около 60 законопроектов. Это больше, чем инициативы депутатов пяти предыдущих созывов вместе взятых.
Сохраняя этот темп предыдущих коллег, новые депутаты должны работать ещё более плодотворно, потому что перед нами всеми стоят большие задачи и масштабные дела. Мажилис в обновлённом составе приступает к работе наряду с двумя событиями, символически значимыми для страны. Мы шагнули к 30-летнему юбилею нашей священной независимости. Кроме того, современный казахстанский парламентаризм достиг четвертьвекового рубежа.
Уверен, что в этот исторический период депутаты, получившие мандат доверия, оправдают надежды страны и будут верно служить Родине.
Уважаемая общественность!
Прошедшие выборы открыли новую страницу развития нашей страны. Это знаменательное событие ещё раз показало прочный фундамент нашей государственности, высокую политическую культуру и гражданскую зрелость казахстанского общества. Результаты голосования во всех регионах показали, что стратегический ориентир государства полностью поддерживается нашим народом.
Читайте также: "Если в партиях любители – эффекта не будет". Как изменился состав депутатов мажилиса
Мы вместе создали необходимые предпосылки для уверенного движения в будущее. Хоть у нас и разные политические позиции, задача перед нами стоит одна. Наша общая цель – сделать Казахстан сильной страной. Новый многопартийный состав мажилиса и маслихатов всех уровней показал рост политической конкуренции в обществе.
Возглавляемая Елбасы партия Nur Otan в очередной раз доказала своё лидерство. Мандат доверия оказан был и другим партиям, представляющим интересы определённой части населения.
В четвёртом десятилетии суверенитета наша страна столкнулась с новыми вызовами. Не только мы, но и весь мир переходит к совершенно новой эпохе. Кардинальным изменениям подвергаются фундаментальные основы мирового устройства и путь развития цивилизации. Впереди нас ждут ещё много испытаний и вызовов. Однако главная задача для всех нас – преодолеть последствия пандемии.
Двадцать первый год XXI века станет переломным для всего человечества. Этот год определит главный ориентир предстоящего десятилетия. В такой сложной ситуации нельзя терять время и расслабляться ни на секунду.
Проведя выборы в начале года, мы не только выступили против трудностей, но и получили новый импульс, открыли путь к модернизации. Очень важно сохранить этот темп и не сходить с выбранного нами пути. Поэтому к 30-летию независимости будут проведены комплексные реформы.
Мы должны сосредоточить все свои усилия на создании эффективного государства и справедливого общества. Главный приоритет – улучшение качества жизни и повышение благосостояния населения. Народ ждёт не искусственных достижений, а реального результата, который он почувствует в действительности.
Население хочет, чтобы экономические и социальные программы были плодотворными. В этом направлении мы привлекаем к масштабной работе всех активных граждан. Все должны знать, что каждый из них принимает непосредственное участие в принятии решений, влияющих на судьбу страны. Важно каждому чувствовать, что вносит вклад в общее дело. В этом и состоит суть предложенной мною концепции "слышащего государства".
Мы сможем двигаться вперёд и развиваться только в том случае, если воспользуемся созидательным потенциалом нации. Реформы должны проводиться через качественные законы. Это главное условие долгосрочного успеха. Я уверен, что обновлённый депутатский корпус с достоинством справится с возложенными на него задачами.
Уважаемые депутаты!
Наш стратегический ориентир ясен. Наша цель – войти в число лидирующих развитых стран. Развитая страна – это прежде всего здоровая, образованная и благополучная страна. Поэтому главная задача государства – создание условий для полноценного развития, повышения благосостояния и комфортного проживания наших граждан. К 2025 году мы сформируем эффективную институциональную и инфраструктурную среду для каждого гражданина.
Долгосрочное развитие страны основывается на принципах преемственности, справедливости и прогресса. Для достижения поставленной цели мы проведём последовательные изменения во всех сферах. Для этого необходимо уделить внимание следующим приоритетам.
Первое. Мы должны приложить все усилия для развития правового государства и укрепления доверия граждан к органам власти. Это актуальная задача. В этой связи особенно важно внедрение новой модели государственного управления. Реформы в этом направлении включают в себя:
- постепенную серьёзную децентрализацию системы;
- модернизацию государственного аппарата;
- оптимизацию квазигосударственного сектора;
- цифровизацию всего процесса.
Таким образом, государственный аппарат будет максимально компактным, прозрачным и эффективным, а процесс принятия решений – гибким и прозрачным.
Социально-экономическое развитие невозможно без надлежащей защиты прав граждан. Это аксиома, истина. В этой связи для укрепления независимости судебной системы нам необходимо довести реформу до конца.
Читайте также: Отмена УДО для коррупционеров и расширение полномочий прокурора: что изменилось с 1 января?
Несмотря на предпринимаемые государством меры и усилия непосредственно самого председателя Верховного суда, всё ещё существуют проблемы с качеством судебного корпуса. Судебная система не должна быть закрытой корпорацией. Поэтому необходимо существенно обновить судебный корпус и привлечь к нему специалистов из различных отраслей права. При отборе кандидатов важно учитывать как их профессиональный опыт, так и личные качества. Эта работа должна открыто освещаться в СМИ. Также следует сделать доступной для общества информацию о деятельности суда.
Необходимо максимально изменить и работу правоохранительных органов. Об этом я говорил в своём Послании. Мы внедряем сервисную модель взаимоотношений с гражданами. Общественная безопасность обеспечивается применением новых цифровых технологий. Парламент должен укрепить правовую основу принципов верховенства закона, добросовестной конкуренции и защиты частной собственности. Тогда эти принципы будут неукоснительно соблюдаться.
Сегодня ведётся работа по ряду законодательных инициатив. Тем не менее ещё предстоит проявить много новых инициатив и принимать законы.
Второе. Ключевым инструментом создания сильного и инклюзивного общества является эффективная социальная политика. Несмотря на значительный прогресс по многим показателям "Индекса человеческого развития", Казахстан всё же отстает от ведущих стран по этому показателю. Высокое качество человеческого капитала – основа долгосрочной конкурентоспособности всех государств, включая Казахстан. Мир движется в сторону "экономики знаний" – это реальность.
Сегодня поколение независимости по численности уже составляет половину всех граждан нашей страны. Нынешние дети и молодёжь будут определять рынок труда Казахстана к 2050 году. Именно от их конкурентоспособности зависит благополучие страны в будущем. Важно понимать, что статус "молодой нации" даёт нам долгосрочные преимущества. Но нужно правильно воспользоваться этими преимуществами, проводить последовательную работу по развитию человеческого капитала. Инвестиции в молодых людей, безусловно, многократно окупятся и принесут благо всему нашему государству.
В последнее время мы продвинулись в реформировании сферы образования. Вместе с тем предстоит решить ряд накопившихся проблем. Настоятельная задача – сократить разрыв в качестве образования между различными социальными группами и регионами. На данном этапе развития требуется новая политика по переобучению и постоянному совершенствованию навыков работников. В этих целях предстоит разработать и реализовать специальный национальный проект.
Особое значение имеет модернизация отечественного здравоохранения. В условиях пандемии актуальность этой проблемы стала очевидной. Система здравоохранения должна ориентироваться на пациентов, ставить во главу угла их интересы, здоровье и жизнь. Переход к такой модели возможен за счёт персонификации, внедрения цифровых инструментов, расширения доступа людей к квалифицированной врачебной помощи. В этой связи особую роль играет развитие превентивной медицины, основанной на профилактике и ранней диагностике заболеваний.
Здоровый образ жизни граждан – базовое условие формирования здоровой нации. Поэтому следует уделить особое внимание массовому и детскому спорту, о чём я уже сказал в Послании. Хочу повторить, это приоритетная задача, имеющая стратегическое значение. По моему поручению правительство пересмотрело подходы к финансированию массового и детского спорта, он будет обеспечен значительно большими ресурсами для развития. Эта задача должна быть на контроле депутатов парламента. Депутаты парламента и маслихатов должны держать и другие упомянутые мной вопросы на постоянном контроле в центре и на местах.
Читайте также: Токаев выступил с Посланием народу Казахстана
Нам также предстоит перезагрузить политику по социальному обеспечению. Приоритетом государства должна быть поддержка наиболее уязвимых граждан. При этом нужно усилить адресность государственной помощи и соответствующие требования при её получении. Разрабатываемый Социальный кодекс даст комплексный ответ на актуальные вопросы этой важной сферы.
Ещё один ключевой элемент социальной инфраструктуры – отечественная пенсионная система. Она должна быть справедливой, устойчивой, отвечать интересам людей. Мы запустили очень важную, можно сказать, уникальную реформу – возможность частичного изъятия и использования пенсионных активов. Кроме того, необходимо предоставить гражданам возможность управлять своими накоплениями через различные инструменты. Правительство и Национальный банк разрабатывают Концепцию дальнейшего развития пенсионной системы. Очевидно, что её практическая реализация потребует качественного законодательного обеспечения.
Читайте также: Как досрочно снять деньги из ЕНПФ на покупку жилья и лечение. Разбор закона
В целом ожидаю от новых членов парламента активной работы по совершенствованию социальной политики.
Третье. Обеспечить благополучие граждан невозможно без поступательного роста национальной экономики. Правительство должно продолжить контрцикличную макроэкономическую политику, направленную на поддержку экономической активности. В рамках совершенствования фискальной политики предстоит провести ревизию Налогового кодекса с точки зрения его упрощения, стимулирования деловой активности и конкуренции.
Читайте также: Отсрочка по уплате ИПН при снятии пенсионных накоплений. Какие ещё поправки внесли в Налоговый кодекс
Необходимо сфокусировать внимание на поддержке малого и среднего бизнеса. Ещё одна задача – создание благоприятных условий для ведения бизнеса. Требуется разработать механизмы поддержки предпринимательства, основанные на принципиально новой регуляторной политике. Я уже дал поручение перейти на регулирование с чистого листа, которое значительно снизит издержки по открытию и ведению бизнеса.
Соответствующий указ мной подписан в конце 2020 года. В соответствии с ним правительством готовится важный законопроект, который будет внесён в мажилис в июне 2021 года. Прошу депутатов всесторонне рассмотреть данный законопроект с учётом пожеланий предпринимателей и общественных интересов.
Далее. Нам нужно уменьшить роль государства как собственника и регулятора. Следует продолжить и завершить начатую ранее программу приватизации, пересмотреть миссию, роль и функции квазигосударственного сектора.
Учитывая динамичную трансформацию рынка труда, необходимо стимулировать переток рабочей силы из низкопродуктивных в более производительные сектора экономики. Для этого требуется завершить первичную индустриализацию страны.
Как я говорил ранее, промышленность нашей страны должна быть гибкой и адаптивной к текущим изменениям. Поэтому особую актуальность приобретает принятие закона "О промышленной политике". Он не должен быть рамочным. В нём следует предусмотреть конкретные меры, действенные механизмы поддержки и стимулирования отечественного бизнеса. Многие из депутатов нынешнего созыва имеют значительный практический опыт. Полагаю, что он будет в полной мере задействован при разработке этого законопроекта.
В целом системные преобразования будут продолжены. Мы их подробно обсудим на ближайшем заседании Высшего совета по реформам 29 января. Будут приняты решения по ключевым направлениям. Планируется одобрить принципиально новую систему государственного планирования, актуализированный Национальный план развития страны до 2025 года, а также новую концепцию государственного управления.
Учитывая масштабность и важность принимаемых документов, потребуется разработка соответствующей законодательной базы для их реализации. В соответствии с моим поручением правительству предстоит до конца первого полугодия обеспечить трансформацию госпрограмм в Национальные проекты.
Особо хотел бы отметить, что в рамках данной работы необходимо встроить в программные документы инициативы, высказанные в предвыборной платформе Nur Otan. Предложенные партией меры и подходы должны быть приняты в работу и реализованы. Конструктивные предложения из программ других партий, прошедших в парламент, также будут внимательно изучены правительством.
Четвёртое. Сбалансированное развитие страны с точки зрения территории и пространства. При этом будет акцентировано внимание на развитии важнейших отраслей, связывающих все регионы через единое экономическое пространство. В частности, транспортная, энергетическая и цифровая инфраструктура. Мы приложим все усилия для системного продвижения очагов развития, учитывая управляемую урбанизацию. В приоритете будет улучшение инфраструктуры, соединяющей регионы, города, районы и сёла между собой.
В соответствии с новыми стандартами мы модернизируем более 3500 сёл. Ремонтируется 100% трасс республиканского значения и дороги в каждое село, которые являются опорными для окружающих населённых пунктов.
Для дальнейшего совершенствования местного самоуправления важно упростить бюджетные процедуры и повысить самостоятельность представительных и исполнительных органов. В этой связи я хотел бы обратить внимание депутатов маслихата на следующий вопрос. Ваша активная позиция должна способствовать принятию качественных и взвешенных решений, защищающих интересы избирателей. Оперативность и успешность проводимых преобразований напрямую зависит от эффективности работы на местах.
Пятое. Одна из главных реформ в Казахстане – политическая модернизация. Основной принцип этой модернизации – реализовать все изменения эволюционным путём, опираясь на общенациональный диалог и согласие.
Первая часть прошлогодних политических реформ предоставила партиям новые возможности и дала толчок демократическому развитию страны. Прошедшие выборы положительно повлияли на повышение политической конкуренции. В мажилис и маслихаты пришли квалифицированные, авторитетные люди. Этого удалось достичь, установив в партийном списке 30-процентную квоту для женщин и молодёжи.
Внедрение пропорциональной системы выборов в маслихаты повысило активность партий в регионах. Также на местах созданы условия для максимального вовлечения граждан в политический процесс.
Читайте также: "Теперь мы работаем с партийными брендами". Почему депутаты от партий хуже самовыдвиженцев
Институт парламентской оппозиции значительно усиливает роль малых политических сил. Таким образом, мы дали значительный импульс развитию многопартийности и укреплению парламентаризма в стране.
Ещё один важный шаг – выборы сельских акимов. В этом году в отдельных сельских округах пройдут выборы. Мы намерены укреплять систему местного самоуправления, начиная с самых низов. Это очень важный вопрос. Поэтому после предстоящих выборов сельских акимов можно переходить к выборам районных акимов.
Но мы не должны останавливаться на этом. Нужен новый импульс для усиления влияния граждан на укрепление политической системы, на процесс принятия решений. В этом направлении будет проделана большая работа во время разработки второй части реформ. В них учтены предложения всех партий, в том числе тех политических сил, которые вчера не прошли в парламент, и они также будут учитываться и в будущем. Также учтены идеи, инициативы членов Национального совета и других авторитетных специалистов и активных граждан.
Мы все были свидетелями того, как активно прошла эта предвыборная кампания, несмотря на карантинные ограничения. Некоторые партии потеряли голоса в мажилисе и маслихатах. В каждом из них есть хорошо образованные, квалифицированные граждане, хорошо разбирающиеся в определённой области. Они своевременно и надлежащим образом поднимают многие актуальные вопросы, которые следует решать с высокой трибуны парламента. Если бы представители таких партий прошли в парламент, разогрели бы там дискуссию, это было бы эффективно для общей работы. Они вносят весомый вклад в повышение качества законотворческой работы.
Нам необходимо снизить порог для прохождения политических партий в мажилис с 7 до 5%. Пора принять такое решение, так как это правило побудит официально зарегистрированные партии участвовать в предстоящих выборах. К тому же это поспособствует повышению политической конкуренции в стране. Эта инициатива даст возможность максимально учитывать и охватить мнение народа при реализации государственной политики.
В будущем утверждение списка членов партии и другие связанные с этим процедуры можно будет проводить в онлайн-формате. Для этих целей следует использовать возможности электронного правительства.
Вы знаете, что у парламента наряду с законотворчеством есть функция контроля. Эффективное использование этой важной компетенции существенно укрепляет институциональную основу современного казахстанского парламентаризма. Это гармонирует с моей политической формулой "Сильный президент – влиятельный парламент – подотчётное правительство". Депутаты должны всегда проявлять настойчивость, на деле отстаивать интересы народа.
Шестое. Повышение активности представителей гражданского общества, совершенствование молодёжной политики и поддержка благотворительной деятельности.
Как вы знаете, в начале года я подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности общественных советов". Тем самым значительно усилились полномочия общественных советов. Сделан ещё один важный шаг на пути к повышению гражданской активности.
Сейчас обсуждается закон "Об общественном контроле". Мы также должны на законодательном уровне утвердить институт онлайн-петиций. Цель этих инициатив – повышение эффективности деятельности государства, вовлечение гражданского общества в принятие решений.
Одна из основных задач – совершенствование законодательства в сфере государственной молодёжной политики. В 2020 году правительством принят комплексный план по поддержке молодёжи. Разрабатывается национальный проект "Тәуелсіздік ұрпақтары", законы о государственной молодёжной политике и волонтёрской деятельности. Депутаты должны законодательно оформить понятие "социальные услуги для молодёжи". В соответствии с мировой практикой в Казахстане следует внедрить Индекс развития молодёжи. На основе этого будет оцениваться работа местных исполнительных органов по реализации молодёжной политики.
Также один из главных приоритетов – вопрос системной поддержки благотворительной деятельности. Меры стимулирования в этой области должны быть простыми и конкретными. В то же время представителям бизнеса и физическим лицам, участвующим в благотворительных мероприятиях и волонтёрских проектах, должны быть предоставлены различные льготы.
Седьмое. Одна из наших главных целей – защита прав человека. При этом важно максимально обеспечить свободу выбора граждан. В мировой практике широко распространено право человека на законное выражение несогласия с какими-либо выборами или против всех кандидатов. Понятие альтернативного мнения и голосования против всех должно стать для нас нормой. Поэтому в избирательные бюллетени всех уровней следует внести графу "против всех". Эта инициатива создаст условия для защиты избирательных прав граждан. Разве не является официальное выражение того, что избиратель никого не выбирает, выбором?
Сфера защиты прав человека должна последовательно совершенствоваться. Надо укреплять её институционально, и в плане организации. Например, у нас есть институт омбудсмена. Но пока он не в полной мере демонстрирует свой потенциал. Поэтому в ближайшее время мы должны принять специальный закон "Об омбудсмене". Этот закон отрегулирует деятельность института по всем направлениям. Без наличия соответствующих специалистов и проведения организационных работ будет сложно законодательное обеспечение деятельности омбудсмена.
Основные проблемы, связанные с правами человека, наблюдаются в регионах. Много жалоб поступает на местные власти. Поэтому в первую очередь необходимо усилить институт омбудсмена в регионах. Надо укреплять аппарат уполномоченного по правам человека.
Вместе с тем мы должны решить широкий круг вопросов по защите прав ребёнка. Для обеспечения безопасности детей, предотвращения суицидов и буллинга среди детей следует усилить государственный контроль и предусмотреть эффективные механизмы.
Не следует упускать из виду проблему инклюзивного развития детей, нуждающихся в особом уходе. Одной из неотложных задач является формирование нормативной базы для повышения эффективности соответствующей деятельности в образовательных учреждениях. Решение таких вопросов, имеющих высокую социальную значимость, является задачей не только государственных органов. Мы все должны понимать, что в этом должна участвовать вся гражданская общественность.
Предложенные инициативы – это лишь часть долгосрочных социально-экономических, политических реформ, которые сейчас стоят на повестке дня. По многим обсуждаются соответствующие законопроекты. Считаю, что депутатам необходимо активно участвовать в этой работе и выстраивать конструктивные отношения с правительством.
Моя основная позиция – все актуальные вопросы в обществе должны обсуждаться, прежде всего, в парламенте. Представители общественности и эксперты должны принять самое активное участие в подготовке законопроектов. Одним из главных требований является установление эффективной обратной связи по спорным вопросам, которые могут вызвать недовольство граждан.
Перед парламентом стоят две важные задачи – это принятие качественных законов и решение актуальных проблем.
В целом необходимо комплексно совершенствовать законодательную систему страны. При разработке норм закона необходимо искоренить лоббирование личных интересов. Вы должны дифференцировать все риски, руководствуясь прежде всего запросами избирателей. Депутаты всегда должны быть внимательны к тому, что происходит в обществе.
Парламент – это кипящая рабочая среда, которая бескорыстно служит интересам страны. Всегда нужно помнить, что наш народ ждёт от нас положительных перемен. Поэтому необходимо проявлять большую ответственность при принятии решений. Для того чтобы все наши планы успешно осуществились, мы должны работать и работать как один человек.
Мы преодолеем любые трудности и вместе покорим вершины! Вместе построим справедливый и процветающий Казахстан! Мы вместе держим путь к совершенному будущему, сохраняя наши сокровенные ценности как зеницу ока! Желаю всем ещё больших успехов! От ваших достижений напрямую зависит светлое будущее нашей Родины. Весь народ смотрит на вас с большой надеждой. Надеюсь, вы с честью оправдаете эту надежду.
Спасибо за внимание!