Что случилось. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о решении декриминализировать статью 130 Уголовного кодекса – "Клевета" и перевести её в Кодекс РК об административных нарушениях.

Глава государства также предложил отказаться от формулировки "возбуждение" и использовать более точное понятие "разжигание" в статье 174 УК ("Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни").

По словам президента, декриминализировать статью 130 УК предлагалось на первом заседании Нацсовета общественного доверия, но некоторые общественники и правозащитники выступают за сохранение этой нормы в Уголовном кодексе, так как речь идёт о защите прав человека. Некоторые госорганы предлагали внести изменения только в первую часть статьи.

"Было организовано несколько рабочих обсуждений. На примере дискуссии по этой норме можно видеть, насколько сложно зачастую найти единое решение, необходимо учесть все моменты. По итогам анализа всех позиций и нюансов этого вопроса мною принято решение декриминализировать статью 130 УК и перевести её в Административный кодекс. При этом нужно сохранить высокую меру ответственности, чтобы гарантировать права других граждан защитить их от клеветнических измышлений и нападок", – отметил Касым-Жомарт Токаев.

Президент отметил, что члены совета смогли достичь разумного компромисса по статье 174 УК.

"Предлагается гуманизировать статью, внести изменения в соответствующую редакцию и более корректно её изложить. Например, отказаться от формулировки "возбуждение" и использовать более точное понятие – "разжигание". Такая формулировка позволит чётко зафиксировать более справедливое применение статьи и снимет основные вопросы по ней", – сказал президент.

Он добавил, что подготовлен специальный законопроект, направленный на исключение финансовых ограничений в отношении лиц, отбывших уголовное наказание по статье 174 УК РК и имеющих положительное заключение в правоохранительных органах. В частности, предусмотрены нормы по исключению этих лиц из перечня, ограничивающего права по распоряжению финансами и имуществом. Кроме того, предлагается позволить им получать минимальные размеры месячной заработной платы в расчёте на каждого члена семьи, а также разрешить открывать и вести банковские счета.

Контекст. Принятию этого решения предшествовало несколько громких судебных процессов. В марте 2019 года в Петропавловске год ограничения свободы получила шеф-редактор газеты "Квартал" Елена Кузнецова по делу о клевете. Позже приговор отменили, а журналистка добилась выплаты ущерба за незаконное уголовное преследование.

В сентябре 2019 года суд в Туркестанской области приговорил гражданского активиста и редактора местной газеты Амангельды Батырбекова к двум годам и трём месяцам лишения свободы по делу об оскорблении и клевете. На Батырбекова подал в суд глава отдела образования Келесского района Бахтияр Абдиев за пост в Facebook.

В ноябре 2019 года суд оправдал блогера Асель Баяндарову, которая обвинялась по статьям "Клевета" и "Оскорбление".

"На фоне гуманизации законодательства наличие столь репрессивных вещей выглядит Средневековьем и является большим соблазном и возможностью, которыми могут воспользоваться в качестве орудия мести люди, заинтересованные в том, чтобы заставить замолчать тех, кто говорит неугодную правду", – сказала Асель Баяндарова.

Журналистское сообщество также долгое время активно выступало за пересмотр практики применения статей Уголовного кодекса "Клевета" и "Возбуждение розни".

Почему это важно знать. Отмена уголовного преследования за клевету станет важным и долгожданным событием для журналистов, блогеров и широкого круга активных пользователей соцсетей. Несмотря на сложность вопроса, Касым-Жомарт Токаев решил прислушаться к мнению общественности и гуманизировать статью с сохранением высокой меры ответственности и гарантий прав человека.