Дмитрий Писарев / Фото plastic_doctor_almaty/Instagram

В Алмалинском районном суде Алматы началось главное судебное разбирательство по делу хирурга Дмитрия Писарева, который сделал операцию по липосакции гражданке Украины Дане Агамурадовой. Она скончалась спустя 6 часов после процедуры.

Хирурга обвиняют по статье 317, часть 3, УК РК – "Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником, повлёкшее по неосторожности смерть человека".

По данным государственного обвинителя, хирург Дмитрий Писарев:

  • проигнорировал болезнь Агамурадовой – гепатит С, который у неё обнаружили в 2011 году, от которого она не лечилась;
  • не провёл полное обследование Агамурадовой и неправильно произвёл расчёты индекса массы тела (у пациентки был небольшой избыток веса, а не ожирение I-II степени);
  • не обеспечил осмотр анестезиолога-реаниматолога и сам выполнил эту функцию. В результате неправильно выбрал анестезию, считает обвинение;
  • провёл липосакцию в процедурном кабинете Центра эстетики Ольги Рубас, то есть в несоответствующем помещении. Использовал кустарный аппарат, который приспособил для проведения подобной операции;
  • в 17 часов 29 января 2016 года, когда завершилась операция, хирург единолично принял решение о переводе пациентки в ТОО "Авторская медицина", у которого не было специалистов и оборудования для реанимации, а рабочий день заканчивается в 17 часов. И это он якобы сделал, несмотря на запрет заведующего реанимационным отделением и без согласования с руководством.

Этот шаг хирурга, по версии обвинения, лишил возможности Дану Агамурадову получить квалифицированную медпомощь. В итоге состояние пациентки ухудшилось, развилась жировая эмболия (осложнение), которая привела к остановке сердца. Помимо этого подсудимый неправильно заполнил медкарту.

По данным экспертизы, липосакцию следовало проводить под общим наркозом, и в целом были противопоказания к операции: у Даны Агамурадовой были различные болезни.

Сам подсудимый вину снова не признал.

"Мне вменили, что я недообследовал пациентку. Состояние кожного покрова написано мной в истории болезни. Я думаю, что это неправомерно – обвинять меня в этом. Пациентка сама мне сообщила, что у неё есть хронический гепатит, не имело смысла проводить предметный анализ. Нужно было определить количество вирусов в организме. Я её отправил. Но этот анализ занимает длительное время, и результат его не попал в историю болезни", – сказал он на суде.

Дмитрий Писарев, чтобы провести операцию, выбрал "подходящий диагноз".

"История болезни подразумевает наличие диагноза. Пациентка обратилась ко мне по поводу коррекции фигуры. Такого диагноза в международной квалификации болезней не существует. Для истории болезни мне нужно было выставить диагноз наиболее подходящий. Поэтому был выбран "ожирение I степени". Анестезиолог осматривал пациентку, это есть в деле. Наличие хронического гепатита послужило основанием для отказа операции под общим наркозом", – пояснил подсудимый хирург.

Он считает обвинение в проведении операции на кустарном аппарате необоснованным. По его словам, у клиники была лицензия, которую выдавал профильный госорган, проверив оборудование и операционные. Поэтому у него не было сомнений по рабочему месту и технике.

"Пациентка Агамурадова пришла в клинику, чтобы откорректировать свою фигуру, у неё не было никаких жалоб на здоровье. Перед операцией была предупреждена обо всех возможных осложнениях. Она подписала согласие, что существует риск развития осложнений, в том числе и жировой эмболии, которая послужила причиной смерти. Все пластические операции плановые, и по всем таким операциям пациент приходит уже обследованный, все анализы у пациентки уже были", – заявил Дмитрий Писарев.

Он отметил, что Дане Агамурадовой был назначен стандартный набор исследований, которые требуются для операции под местной анестезией.

"Местная анестезия является методом выбора для липосакции небольшого и среднего объёма – до 2,5 литров. Об этом говорят авторы мировой литературы, и я проходил переподготовку по пластической хирургии в Санкт-Петербурге, нам это чётко всё объясняли. До 2,5 литров объём липосакции считается средним", – сказал хирург на суде.

По его словам, преимущество местной анестезии в том, что пациентка находится в сознании, и он может поддерживать с ней контакт, спрашивать о её самочувствии. Кроме этого он мог её поворачивать, придавать телу вертикальное положение, чтобы отслеживать эффективность операции и при необходимости делать какие-то корректировки, объяснил подсудимый причину выбора местной анестезии.

Дмитрий Писарев высказался и по обвинению в проведении операции пациентке с гепатитом С:

"Хронический гепатит в неактивной фазе мог бы быть противопоказанием для операции под общей анестезией. В данном случае я принял решение о том, чтобы провести операцию под местной анестезией", – сказал он.

Дмитрий Писарев работал пластическим хирургом в Noa esthetigue, чья пациентка скончалась после операции по подтяжке груди. 30-летняя женщина легла под нож в клинике 3 сентября и в этот же день попала в государственную больницу с "судорожным синдромом". Спустя 35 дней, 8 октября, она умерла.

Сейчас подсудимый работает в Учебно-клиническом центре Алматы в должности хирурга.

Генеральный директор "Центра эстетики Ольги Рубас" Ольга Тютюнникова освобождена от уголовной ответственности из-за истечения срока давности.