Мать семилетнего мальчика из ЮКО не выходит на связь, заявила на брифинге в СЦК уполномоченный по правам ребёнка в Казахстане Загипа Балиева.

"Мы не можем сами её (мать ребёнка. – Авт.) найти уже несколько дней. Звонит сын, звонит тётя, даже при мне тётя пыталась её набрать. Она не берёт телефон. В течение месяца ребёнок её не видел. Он скучает по ней и спрашивает о ней каждый день. Мы неоднократно звоним его маме, хотим сделать всё, чтобы мама приехала, но нам пока это не удаётся", – сказала она.

По словам Загипы Балиевой ассоциация "Асыл бала" готова оплатить матери ребёнка билет в Астану. Однако женщина не перезванивает, чтобы уточнить время вылета.

"Вчера, когда представители фонда "Асыл бала" до неё дозвонились и спросили, на какое время взять билет, она сказала, что у неё сильно болит голова и она перезвонит через некоторое время. Она не перезвонила. Сегодня с утра она не отвечает на звонки тёти, ни на мои, ни на звонки представителей "Асыл бала", – рассказала депутат.

Уполномоченный по правам ребёнка отметила, что получила письмо от матери мальчика 16 марта. Однако депутат подозревает, что оно было заготовлено заранее.

"У меня сложилось впечатление, что оно было заготовлено. Вы видите: напечатано, пробелы, пробелы, а потом она дописывает рукой. Я думаю, при встрече с ней мы выясним. У меня вопросы тоже, почему она это сделала. Насколько мне позволительно это говорить, сегодня ей звонили из "Аззатыка" и спросили, как у неё дела. Она им сказала, что ребёнка поместили в детский дом, что она не может увидеться с ребёнком, на что бабушка ответила, что у нас всё хорошо, и, наверное, её дочь вводят в заблуждение", – объяснила Загипа Балиева.

Она подчеркнула, что мать имеет полное право просить, чтобы без неё экспертизу не проводили, потому что она законный представитель и имеет право решать вопросы за ребёнка.

Депутат отметила, что брать ответственность за мальчика могут его законные представители по доверенности.

"С ними не проживает отец, где он находится, никто не знает. В свидетельстве о рождении ребёнка отец написан, мама не живёт с ними. Доверенность есть у бабушки и у тёти с декабря 2017 года. С того времени бабушка и тётя являются законными представителями. Если они сегодня будут принимать на себя ответственность, то они имеют полное право, потому что в доверенности полностью изложен объём обязанностей и прав по отношению к ребёнку, подписанный матерью и заверенный нотариусом. Мальчик живёт с трехмесячного возраста с бабушкой и тётей на частной квартире в посёлке Абай ЮКО", – пояснила Загипа Балиева.

Она предложила журналистам пообщаться с тётей мальчика, чтобы получить полную информацию о мальчике.

"Я не знаю, что происходит, но, наверное, можно сделать так, чтобы несколько журналистов могли проехать к тёте с её позволения, и вы можете посмотреть и на мальчика, и на тётю и поговорить с ней, потому что всё, что я скажу, сейчас всё равно будет неполным, – добавила она. – Ребёнок совершенно спокойный, занимается, с ним работает психолог. После обеда он будет проходить врачебную медицинскую комиссию, подключён второй психолог, который готовит его к проведению экспертизы".

Загипа Балиева отметила, что не видела ни одного адвоката, который защищает ребёнка, хотя многие называют себя представителями мальчика.

"Я не видела ни одного адвоката, я не видела ни одного человека с доверенностью, которого бы показали, что он законный представитель этого ребёнка. Мужчину, который сказал, что он законный представитель, мы ждали с 8.00 до 10.00 в гостинице в Шымкенте вместе с ребёнком, бабушкой и тётей. Он не подошёл. Если речь идёт о том адвокате, потому что я сейчас запуталась, поскольку есть несколько людей, которые говорят, что они адвокаты. Если он адвокат ребёнка, где он?" – спросила депутат.

Доступ к ребёнку не ограничен, подчеркнула уполномоченный по правам ребёнка. Однако вопросы по следствию мальчику задавать нельзя.

"Доступ к ребёнку не ограничен. Он ограничен только в том плане, что ребёнку нельзя задавать вопросы по следствию, нельзя по предметам рассмотрения следствием, по тому действию, которое было совершено в отношении него. А так – пожалуйста", – сказала она.

По словам депутата, мальчик общается с волонтёрами и принимает подарки.

"Бабушка сегодня утром меня благодарила, потому что малыш играет с телефоном, который ему подарили "Асыл бала". Сейчас "Жас улан" хочет ему подарить планшет, в который можно закачивать развивающие игры, к нему приходят волонтёры, вчера были волонтёры, которые с ним знакомились. Я к тому, что он от общественности не закрыт", – добавила Загипа Балиева.

Материал обновляется

Мама 7-летнего мальчика из ЮКО требует не проводить без неё никаких следственных действий. Женщина написала письмо уполномоченному по правам человека РК, сообщив, что 16 марта она приедет в Астану.

О неоднократном изнасиловании и избиении семилетнего ребёнка из села Абай ЮКО со стороны старшеклассников соседней школы заявила бабушка мальчика. В Министерстве образования сообщили, что экспертиза не подтвердила факта изнасилования. Однако позже уточнили, что это были предварительные данные. И они не обязательно точные и не окончательные.

Позже уполномоченный по правам ребёнка в Казахстане Загипа Балиева заявила, что возьмёт дело мальчика под личный контроль. Она сообщила, что бабушка мальчика обращалась по таким фактам и в 2016 году.

В ночь на 15 марта мальчика из ЮКО вместе с бабушкой и тётей полицейские сняли с поезда. Семья отправлялась в Алматы для проведения частной экспертизы. Позже специально прилетевшая в Шымкент Загипа Балиева рассказала о состоянии мальчика, а также о том, какая помощь будет оказана семье.

В ЮКО после инцидента с ребёнком уволены глава районной МПС и школьный инспектор. Директоров школ №73 и №74 посёлка Абай временно отстранили от должности до выяснения всех обстоятельств.