Секретарь маслихата Алматы Калдыбай Казанбаев инициирует проверку управления туризма по тратам из бюджета на туристический электробус компании руководителя фракции Nur Otan в маслихате Мурата Адильханова.

"Управление туризма при защите бюджета доказало, что на туристическом автобусе будут ездить 1000 человек. Мы не знаем, каким образом дальше оно перераспределяло деньги. Это уже работа внутреннего аудита и нашей ревизионной комиссии. Получается, вместо 1000 человек провезли меньше. Мы завтра инициируем проверку, дадим поручение нашей ревизионной комиссии. Мы сейчас должны включить в регламент. У них тоже свой план проверок есть", – сказал секретарь маслихата.

Читайте также: Вадим Борейко задаётся вопросом: Falcon EuroBus – это завод по производству экологического транспорта или гараж для готовой продукции, завезённой из КНР?

Калдыбай Казанбаев также намерен посетить завод по производству электробусов после публикаций о том, что туда привезли готовый транспорт из Китая. Отметим, что на инженерные коммуникации для предприятия депутата маслихата Алматы из бюджета выделили 2 млрд тенге.

"Его (Мурата Адильханова. – Авт.) бизнес-интересы и депутатская работа – это две разные вещи. Как к депутату маслихата у нас претензий к нему никаких нет. Он работает активно, председатель комиссии по земельным вопросам и строительству. Он очень много сделал как благотворитель, помогал людям. А то, что с автобусами в печати было... чтобы знать, я должен туда поехать. Он вернётся из командировки, тогда поедем, раз были публикации. Он сейчас находится в Астане", – сказал Калдыбай Казанбаев.


Туристический электробус стоял возле цирка / Фото informburo.kz

Секретарь маслихата отметил, что депутаты не выделяют деньги из бюджета на компании определённых людей.

"Мы выделяли деньги управлению туризма. Оно само решает, какие автобусы брать. Как провели тендер, я не знаю. Мы выделяли деньги не конкретно на автобус, допустим, Адильханова, а мы выделяли управлению туризма на туристические дела. Они потом внутри своего бюджета определяют приоритеты. У нас нет такого, что мы через управление туризма выделили деньги Иванову, Петрову", – заверил он.

Секретарь маслихата добавил, что не знает про условия тендера, поскольку госзакупки проводятся после выделения денег из бюджета. В документации госзакупки управление туризма Алматы указывало, что автобус должен быть 18-метровым, с электрическим двигателем, белого цвета. При этом на презентации этого электробуса в 2017 году Мурат Адильханов заявлял, что в мире выпущено всего шесть таких электробусов и шестой приехал в Казахстан.

"Это уже не в нашей компетенции. Мы управлению туризма даём деньги для проведения таких-то, таких-то конференций и мероприятий. И там внутри сами как администраторы программы решают условия тендера и так далее. После того как мы выделяем деньги, они объявляют конкурс. Они только доказывают цель трат. У нас город большой, если мы будем разбираться по каждому, кто там автобус, кто там куда, что дал, это неправильно, мы просто не успеем. Они объясняют, для чего нужны деньги", – сказал Калдыбай Казанбаев.

На вопрос о лишении полномочий депутата секретарь маслихата ответил, что для этого избиратели округа должны выразить вотум недоверия, объяснил секретарь маслихата.

"Есть комиссия по этике, которая будет рассматривать, если такой вопрос возникнет. Пока вопрос стоит "фифти-фифти". Когда будут официальные документы, мы будем рассматривать на комиссии по этике. Мы должны получить официально, что провели расследование, факты. Моя задача, чтобы они исполняли свои профессиональные обязанности. Самое страшное – обвинить человека в чём-то, когда есть ваше мнение, а у меня, допустим, другое. Когда будет какое-то официальное решение, тогда мы можем этот вопрос рассматривать. Освободить депутата от его обязанности мы не можем, даже если в коррупции где-то его заподозрили, пока не будет решения суда. Закон так гласит", – заключил он.

В 2017 году депутат маслихата Алматы Мурат Адильханов привёз уникальный 18-метровый электробус немецкого производства.

В октябре 2017 года электробус-"гармошка" начал курсировать по туристическому маршруту. Проезд стоил 1500 тенге. Из городского бюджета компания депутата получала (по факту пройденного расстояния, согласно маршрутному листу и ежедневному показанию спидометра) 1667 тенге за каждый километр. В 2017 году акимат выплатил FalconEuroBus – 3,9 млн тенге, а в 2018 году – 17,7 млн тенге.

В 2019 году, по словам экс-руководителя управления туризма Максата Кикимова, выделено 45 млн тенге, при этом тендер проведён на сумму 20 млн тенге (включая НДС). По данным портала госзакупок, фактическая сумма – 8,5 млн тенге (включая НДС).

Всего за это время туристический электробус провёз всего 1421 пассажира.

Экс-глава управления туризма Алматы Максат Кикимов в июне говорил, что ничего коррупционного в тендере нет.

В июле управление туризма расторгло договор с компанией Мурата Адильханова "в силу нецелесообразности его дальнейшего выполнения".