Комиссия по демонополизации экономики страны должна, в том числе, поднять вопрос об отмене судебных и иных решений, связанных с рейдерскими захватами железнодорожных путей в Казахстане. Соответствующий запрос депутаты фракции "Ак жол" направили в Генпрокуратуру, Агентству по защите конкуренции и премьер-министру. 

"24 марта создана комиссия по демонополизации экономики страны. Основными направлениями её работы указаны вопросы передачи в госсобственность необоснованно приватизированных объектов. Демократическая партия "Ак жол" приветствует это решение и считает его давно назревшим и даже перезревшим", – зачитал запрос председатель партии Азат Перуашев.

Он отметил, что фракция "Ак жол" неоднократно направляла депутатские запросы о фактах незаконной монополизации экономики, но такие обращения годами натыкались на безразличие и фактическое попустительство олигополиям со стороны и антимонопольных, и правоохранительных, и судебных органов.


Читайте также:


"С 2017 года мы неоднократно направляли запросы о беспределе в сфере железнодорожных подъездных путей. Но в ответ приходили отписки. Что говорить, если госорганы саботировали даже прямое поручение президента по этому же вопросу, данное в январе 2021 года. И лишь после повторного поднятия президентом этой проблемы 11 января этого года (после Кровавого января), начались какие-то движения", – сказал депутат.

На очередной запрос фракции "Ак жол" генеральный прокурор ответил, что возбуждены разбирательства и уголовные дела в отношении ответственных чиновников. Антимонопольное ведомство сообщило, что тарифы монополистов снижены на 90-95%.

"Это, конечно, радует, но такой подход не решает проблему. Ведь ничто не мешает монополистам, как только шум вокруг них уляжется, вновь поднять тарифы на те же 95% или даже больше. Весь предыдущий опыт показывает, что чиновники умеют быть глухими и годами не замечать таких манипуляций. Поэтому в запросе мы требовали не просто снизить тарифы, а изучить законность приобретения подъездных путей нынешними монополистами и передать их самим эксплуатантам, то есть тем предприятиям, которые на этих путях и работают", – отметил Азат Перуашев.

В качестве примера фракция приводила примеры сомнительности правообладания путей конкретными монополистами. Антимонопольное агентство подтвердило, что указанное в запросе АО "ЦТС" действительно приобрело в 2015 году 318 путей за 1,7 млрд тенге, а сейчас каким-то образом и безо всяких торгов оказалось собственником уже 705 путей.

"При этом утверждается, что якобы "фактов нарушений не установлено". Фракция "Ак жол" не может согласиться с таким ответом. В запросах мы доказывали, что значительная часть этих путей была захвачена рейдерским путём, через несправедливые судебные решения, противодействие КТЖ, а иногда и просто путём перерегистрации чужой собственности без ведома законных владельцев", – заявил глава фракции.


Читайте также:


Азат Перушев сообщил, что в партию "Ак жол" поступает много жалоб на АО "ЦТС" и других монополистов, которые забирали у предприятий их собственные тупики и заставляли платить многомиллионные суммы за проход вагонов по их же территории.

"Только за последний месяц поступили такие обращения от ТОО "Астык коймалары", ТОО "Союз-сервис", ТОО "Экон Энерджи", ТОО "Павлодарская нива" и других. Таких обращений более чем достаточно. Мы направляли их в госорганы, но чиновники даже сегодня их не видят в упор. Поэтому вызывает вопросы заявленная цель комиссии по демонополизации – вернуть необоснованно приватизированные объекты в госсобственность. Такой подход не учитывает многолетнюю практику рейдерства, когда олигополии незаконно, используя коррупционные механизмы, захватывали железнодорожные пути не только у государства, но и у частных предприятий", – сказал он.

Без решения этой проблемы, без восстановления справедливости решения комиссии будут неполноценными, предприниматели и производители так и будут платить монополистам за собственные пути и закладывать эти расходы в себестоимость товаров, раскручивая инфляцию, считает фракция.

"Ак жол" требует в рамках работы комиссии по демонополизации экономики не только отменить незаконную приватизацию объектов у государства, но и поднять вопрос об отмене судебных и иных решений, связанных с рейдерскими захватами железнодорожный путей у их прежних законных собственников", – сказал Азат Перуашев.

Для этого "Ак жол" предлагает комиссии принимать заявления от предприятий по фактам рейдерства со стороны монополистов, а Генеральной прокуратуре – рассмотреть вопрос о внесении протестов в Верховный суд, Минюст и КТЖ для отмены незаконных решений по таким основаниям без учёта срока давности из-за системных перекосов в работе госорганов в прежние годы.