Бекетаев объяснил, как активы РК в Кашагане защищены от взыскания по делу Стати
Министерство юстиции подключилось к обжалованию решения о заморозке активов фонда "Самрук-Казына" в "КМГ Кашаган Б.В.".Министерство юстиции Казахстана намерено заявить новые аргументы и факты мошенничества со стороны Анатола Стати при обжаловании решения Амстердамского суда о заморозке акций Казахстана в "КМГ Кашаган Б.В.", сообщил министр юстиции Марат Бекетаев в кулуарах заседания правительства.
Он отметил, что риск взыскания суммы иска, предъявленного Стати, за счёт доли в Кашагане минимален.
"71-ая статья закона о недропользовании предполагает, что любая сделка, которая меняет состав участников проекта, должна быть согласована с Министерством энергетики. Это первая степень защиты. Вторая степень защиты – Кашаган относится к стратегическим объектам. То есть сделка по собственникам или участникам этого проекта должна получить согласование правительства. Но, как известно, Казахстан возражает против арбитражного решения, которое может в перспективе являться основой для принудительного исполнения. То есть мы никогда такое согласование не дадим. Это показывает, насколько у нас законы надёжно защищают наши недра", – прокомментировал глава Минюста.
В начале января Голландский суд сохранил арест доли в Кашагане. Министерство юстиции не участвовало в этом процессе, поскольку собственником доли в Кашагане является фонд "Самрук-Казына".
"Фонд "Самрук-Казына" подал иск о снятии ареста с доли в Кашагане. И они не заявляли все аргументы, которые сейчас заявляет Министерство юстиции. Они говорили только о том, что фонд "Самрук-Казына" обладает самостоятельной правосубъектностью и не отвечает по обязательствам правительства. Сейчас на стадии обжалования Министерство юстиции включится в этот процесс и заявит все свои аргументы, в том числе о фактах мошенничества Стати", – сказал Марат Бекетаев.
Марат Бекетаев также прокомментировал недавнее заявление сторон Стати о том, что преимущество в споре с Казахстаном остаётся у них.
"Это судебные процессы, они сложные, и их не надо упрощённо рассматривать. Например, как футбольную игру, что у нас есть или нет преимущества. Эти процессы не оцениваются по количеству голов, кто больше забил, кто больше проиграл процессов. В судебных процессах всегда важное значение имеют факты и доказательства. Если факты и доказательства сильные, тогда неважно, сколько процессов. Для наших фактов и доказательств первый тест был – это Лондонский суд о принудительном исполнении. Итоги были в нашу пользу. Второй тест – это Амстердамский суд, он сделал два важных вывода. Первый – что средства Национального фонда обладают суверенным иммунитетом, второй – что Стати ввёл суд в заблуждение, когда не раскрыл информацию о процессе 2014 года.
Министр юстиции отметил, что бельгийский процесс сегодня несколько затягивается, потому что юристы Стати внесли дополнительные документы и дополнительные аргументы.
"Тактика не новая, не удивительная для нас. Она нас нисколько не пугает. Мы спокойно работаем в этом процессе. Наша базовая позиция не меняется", – сказал Марат Бекетаев.
В январе 2018 года АО "Самрук-Казына" сообщило, что в соответствии с ограничением акции "КМГ Кашаган Б.В.", принадлежащие АО "Самрук-Казына", не могут быть проданы, переданы или обременены в течение срока действия этой обеспечительной меры.
В фонде отметили, что обращение взыскания на акции возможно только в случае, если суд признает и исполнит арбитражное решение и если это будет применимо в отношении АО "Самрук-Казына", или если суд решит, что истцы имеют прямое требование к АО "Самрук-Казына".
Полную историю спора и судебных разбирательств молдавских бизнесменов и Казахстана можно прочитать здесь.