В июле в Казахстане запустили пилотный проект по созданию и работе криптобирж. Он поможет организовать торговлю цифровыми активами в регулируемом поле и защитить инвесторов. 

Могут ли теперь казахстанцы не бояться вкладывать в криптоактивы – об этом в интервью Informburo.kz рассказал директор финтех департамента комитета МФЦА по регулированию финансовых услуг Ягуб Заманов.  

– Ягуб, расскажите, пожалуйста, что это за пилотный проект и для чего он нужен? 

– С развитием майнинга в Казахстане возросла популярность криптовалют. До недавнего времени рынок цифровых активов работал, можно сказать, в серой зоне. 

Несмотря на то, что ещё с 2018 года в МФЦА существовал регуляторный режим, у провайдеров услуг – тех же криптобирж – были сложности с открытием счетов в коммерческих банках. 

Понимая серьёзность этого вопроса, комитет МФЦА в партнёрстве с другими регуляторами Казахстана инициировал дискуссию на эту тему. В итоге в октябре 2021 года в Казахстане была принята дорожная карта по развитию криптоиндустрии и блокчейн-технологий.

–  Что предусматривает эта дорожная карта? 

– Согласно этой дорожной карте, в мае этого года были внесены некоторые изменения в наше законодательство. Теперь криптобиржи могут открывать счета в банках второго уровня и выполнять операции с клиентами.

Также были приняты правила пилотного проекта. Мы их разработали совместно с Нацбанком, Агентством по регулированию и развитию финансового рынка и Агентством по финансовому мониторингу. 

Правила описывают, как криптобиржи могут сотрудничать с банками, каким образом осуществляется обмен криптоактивов на фиатные деньги и в обратном порядке, какие процедуры отчётности должны быть и другие вопросы. 

– Что это даёт простому казахстанцу? 

– У казахстанцев появится уверенность, что они работают с лицензированной МФЦА криптобиржей, которая отвечает регуляторным требованиям и, грубо говоря, не соберёт завтра деньги и не убежит. 

Если раньше были опытные пользователи крипторынка, которые могли отличить мошенничество от настоящего предложения, то сейчас это будет делать легче. У людей больше не возникнет вопросов о том, куда идти для приобретения цифровых активов, и исчезнут сомнения в том, не обман ли это. 

Также это удобно: криптобиржи и банки находятся в Казахстане, расчёты можно производить в тенге. Есть  служба поддержки, в которую они всегда могут обратиться. 

– Сколько криптобирж получили у вас лицензию? 

– У нас лицензированы уже шесть криптобирж. Две из них – ATAIX и Biteeu – участвуют в пилотном проекте. Ещё несколько заявок находится сейчас на рассмотрении. 

– Какие требования вы предъявляете к криптобиржам и как проверяете их на благонадёжность? 

– Процедура авторизации в комитете МФЦА достаточно жёсткая. Она состоит из нескольких этапов. Сначала заявитель показывает свою бизнес-идею и доказывает, что она инновационная. Далее мы проверяем бенефициарных собственников и ключевых работников – директоров, уполномоченных и менеджеров. 

Криптобиржа должна продемонстрировать, что она может осуществлять реальный контроль за противодействием отмыванию денег и финансированию терроризма. Также обязательно нужно предоставить в комитет подтверждение надлежащей защиты клиентских активов. 

– А как можно защитить клиентские активы? 

– Клиентские счета могут быть защищены несколькими способами. Это как минимум  демонстрация того, что они сегрегированы, то есть отделены от счетов самой криптобиржи. 

Это также наличие процедуры по противодействию инсайдерской торговли и наличие минимальных уровней регуляторного капитала. Мы выставляем требования по соблюдению лимитов. Например, на ежемесячное инвестирование и максимальный объём хранения клиентских активов. 

– Есть ли какие-то риски? 

– Риски есть везде: и в традиционной финансовой индустрии, и на крипторынке. Ими просто надо управлять. Самым большим риском, к примеру, является кибератака на криптобиржу и потеря средств. 

Поэтому мы и выставляем обязательные требования по наличию регуляторного капитала и лимитов хранения клиентских средств. Всё это направлено на то, чтобы клиенты при таких случаях могли возместить либо часть, либо полностью свои убытки. 

К торговле с цифровыми активами (вообще это касается всех инвестиций) надо подходить с таким подходом, что те деньги, которые вы вкладываете, должны быть не последними. В целом рынки непредсказуемы, а особенно крипторынок. Поэтому пользователь всегда должен быть готов к тому, что может потерять свой капитал. 

Фото с сайта Depositphotos.com

– Если я хочу открыть счёт на криптобирже, что мне надо сделать?

– Процесс достаточно простой. Заходите на сайт криптобиржи, открываете учётную запись, проходите процедуру идентификации. Для этого вам надо будет как пользователю предоставить документы. 

Затем вы получаете доступ к криптобирже и можете начинать торги. Конечно, вам нужен ещё для этого банковский счёт, с которого вы можете переводить средства и конвертировать их в криптоактивы. 

– Много ли сейчас участников крипторынка? 

– Пока не так много. До недавнего времени криптобиржи находились в мобилизационной стадии, они отрабатывали процедуры с банками. Только пару недель назад они запустили транзакционные процедуры. Но число  участников, конечно, растёт. 

– Запуская такой пилотный проект, мы планируем стать в Центральной Азии криптохабом. Расскажите, какие преимущества это даст Казахстану? 

– Я думаю, в первую очередь, это инвестиции. Потому что у нас лицензированы как казахстанские криптобиржи, так и международные. Приходя в Казахстан, они за собой приносят средства. Даже на самом элементарном уровне: они будут где-то снимать офис. Значит, заработает арендодатель. 

Также они приносят с собой новую практику и создают конкурентную среду. Индустрия криптоактивов – это новая индустрия, которая динамично развивается. Здесь всё время появляются новые тренды и вызовы. Благодаря появлению новых игроков поднимается уровень криптограмотности в Казахстане. 

Криптобиржи также несут и новые технологии. Среди них можно выделить технологии по кибербезопасности или блокчейн-аналитике, которые позволяют отследить движение цифровых активов. 

Фото с сайта Depositphotos.com

–  Есть ли на международном уровне подобные проекты? Успешно ли крипторынки функционируют за рубежом, и на кого мы можем равняться? 

– Я бы сказал, что не мы будем равняться, а другие юрисдикции – на нас. Пилотный проект – это доступ криптоучастников к участникам традиционной финансовой индустрии. Такое в мире мало где есть. Например, в США, Сингапуре и в других развитых странах. А мы находимся в этом плане по соседству с ними. 

– Это же пока пилотный проект, чтобы Казахстан смог подготовить законодательную базу,  чтобы все компании потом работали официально. Какие сроки вы ставите? 

– В дорожной карте этот проект предусмотрен до конца 2022 года. Потом будет проведена оценка и подведены итоги, могут ли криптобиржи работать в рамках существующего законодательства и какие изменения нужно вводить. 

– Многие люди считают криптобиржи мошенничеством. Что вы можете им ответить? 

– Да, действительно было много случаев мошенничества. В финансовой сфере это не ново. Чтобы избежать этого, пользователям надо быть всегда начеку, повышать свою финансовую грамотность, в том числе в сфере кибербезопасности. 

Использование сложных паролей, двухфакторной аутентификации – это уже стандарт индустрии. Он поможет уберечь пользователя от рисков мошенничества. 

Обязательно надо просматривать официальные реестры стран, где пользователь совершает торги. Если это казахстанский рынок, у нас есть публичный реестр. Там можно проверить, какие биржи лицензированы. 

Также стоит следить за всеми новостями и трендами крипторынков на зарубежных ресурсах. Например, CoinDesk или Decrypt.  


Читайте также: