Прямой эфир Новости спорта

Видим, чем дышим. Почему автобусы Алматы так и не перевели на газ

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Почему так важно газифицировать общественный транспорт, энергопроизводящие предприятия и дома казахстанцев.

Газа в стране много, но он попутный, а значит, требует глубокой переработки. Пик дефицита товарного газа в Казахстане, по прогнозам экспертов, придётся на 2023-2024 годы, потому что растёт потребление, а ресурсная база за этим ростом не успевает. Лишь ввод в эксплуатацию через два года нового газоперерабатывающего завода на Кашагане мощностью 1 млрд м3 в год (в том числе производство 815 млн м3 в год товарного газа и 119 тысяч тонн в год сжиженного газа) способен частично снять остроту проблемы.

Об этом и не только на встрече с журналистами в Алматы рассказывал председатель правления АО "НК QazaqGaz" Санжар Жаркешов.

Санжар Жаркешов / Фото Informburo.kz

Газовые перспективы республики

По словам Жаркешова, Казахстан – преимущественно нефтяная страна, у которой есть и газовые ресурсы. Настало время их развивать, менять отношение к добыче и переработке газа. Один из шагов в этом направлении руководства страны – выделение из "КазМунайГаза" в отдельную структуру национальной газовой компании. Ею стал "КазТрансГаз", позже переименованный в QazaqGaz.

Совместно с Минэнерго специалисты компании участвовали в разработке Комплексного плана развития газовой отрасли страны на 2022-2026 годы. Документ был утверждён в июне 2022 года.

"Для развития газовой отрасли республики необходимы реформы – в ценообразовании, законодательстве. Реформы необходимы для мотивации добывающих предприятий добывать больше газа. К сожалению, никому не хочется добывать больше газа, потому что закупочная цена газа на рынке ниже себестоимости его добычи", – отметил Санжар Жаркешов.

Обозначил первый руководитель QazaqGaz и ключевые показатели стратегии национальной газовой компании до 2030 года. Среди них заслуживает отдельного внимания рост газификации страны с 57 до 65%. Как пояснил Жаркешов, добиться роста даже на 8% будет непросто, потому что подведение газа к отдалённым населённым пунктам, где проживает, как правило, небольшое количество населения, – проект затратный.

Фото пресс-службы QazaqGaz 

На встрече обсуждались и возможности наращивания транзитного потенциала Казахстана по транспортировке газа (из России, Туркменистана в дефицитные Китай, Индию, Пакистан), и переориентации отрасли с реализации сырья на производство продуктов с высокой добавленной стоимостью, и о подготовке QazaqGaz к IPO.

Председатель правления национальной компании Санжар Жаркешов заявил, что компания, скорее всего, не успеет подготовиться к выходу на IPO в 2023 году. Причина – в низкой инвестиционной привлекательности QazaqGaz. Поэтому, прежде чем предлагать ценные бумаги широкому кругу инвесторов, необходимо вывести компанию из кризиса. В этой связи в QazaqGaz принимаются антикризисные меры, проводится оптимизация затрат. По словам топ-менеджера, к настоящему времени выявлено завышение расходов на 22 млрд тенге.

По-прежнему в приоритетах национальной газовой компании – обеспечение внутреннего рынка товарным газом. Но продажу газа внутри Казахстана спикер назвал ещё одним слабым звеном показателей нацкомпании.

По его данным, с продажи каждого куба теряется 11 тенге. За осенне-зимний отопительный период компания накапливает около 184 млрд тенге убытков. В общей сложности за последние пять лет сумма убытков составила 587 млрд тенге, сообщил спикер. И если не изменить ситуацию, то через три года убыток QazaqGaz может достигнуть 1 трлн тенге.

"А потребности рынка растут. Нам в разных областях рассказывают: в регион хочет зайти инвестор, который например, решил открыть производство кирпичей. И новому предприятию требуется газ, потому что уголь в качестве топлива уже никто не рассматривает. Все хотят газ", – рассказал спикер.

О газификации автобусов и электростанций в Алматы

Остановился Санжар Жаркешов и на "газовых" потребностях крупнейшего казахстанского мегаполиса – Алматы. Поскольку газ является чистейшим углеводородным сырьём и ему нет альтернативы, то в следующем 2023 году по поручению президента Казахстана к ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 города будет подведено долгожданное топливо. Для этого ведутся строительные работы, подводятся необходимые коммуникации.

Дизельные автобусы загрязняют атмосферу города. По данным Жаркешова, акимат Алматы в феврале 2022 года закупил новые автобусы, работающие на экологически чистом компримированном природном газе (КПГ). Это товарный газ, который сжимается в 200 раз и затем поступает по трубе на автомобильные газовые заправки (в Алматы работают четыре газовые заправки для общественного транспорта).

Жаркешов пояснил, почему не удалось реализовать республиканский "План мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на 2019-2022 годы". Согласно документу, к концу 2022 года на городские маршруты по всему Казахстану должны были выйти 12 тысяч газифицированных автобусов, из них только в Алматы – две тысячи. Однако, согласно данным первой половины 2022 года, на экологичный газ было переведено не больше 20% общественного транспорта Казахстана. Очевидно, что программа не будет реализована в этом году. 

По словам руководителя QazaqGaz, акиматы должны были закупить автобусы, совместимые с КПГ.

"Такое решение было принято ещё в 2018 году. Но этого сделано не было, постановление не исполняется. То есть вначале должен был появиться спрос. Акиматы по-прежнему продолжают вкладываться в дизельные автобусы, тогда кто будет вкладываться в заправки?" – сказал Жаркешов.


Читайте также: Дави на газ! Когда автобусы в Казахстане перестанут коптить


Он добавил также, что газовая отрасль не получала должного внимания последние годы. Теперь ситуация меняется: "Например, по городу Алматы есть конструктивные решения. Здесь начали закупать автобусы, совместимые с компримированным природным газом".

Фото Informburo.kz

Представитель рассказал и о просчётах, допущенных при строительстве АГНСК (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция. – Ред.) для автобусов, работающих в Алматы. Всего, по данным QazaqGaz, работают четыре заправки, ещё одна будет запущена в сентябре. Их мощностей достаточно для нынешнего количества автобусов, работающих в мегаполисе на природном газе.

Но построены были АГНКС с использованием оборудования от разных производителей. По мнению отраслевых экспертов, это может создавать дополнительные сложности при проведении ремонтных работ.

На встрече представители QazaqGaz признали, что все заправки действительно работают на оборудовании от разных производителей. По их мнению, проблема в проведении тендеров на строительство заправок, где выигрывает самый дешёвый проект.

Первую заправку построила компания British Gas в качестве пилотного проекта и подарка городу. Здесь было установлено итальянское оборудование. Есть газозаправка и с оборудованием производителя из Южной Кореи.

К настоящему моменту, опираясь на собственный опыт, на научно-техническом совете специалисты рассмотрели и затем определили два типа оборудования, которые рекомендуется использовать при строительстве АГНКС в Казахстане.

Фото Informburo.kz

По данным QazaqGaz, Ассоциация газомоторного топлива Казахстана готовит предложения о пересмотре сроков газификации общественного транспорта республики на пять лет.

В заключение руководитель QazaqGaz Санжар Жаркешов добавил:

"Вопрос использования компримированного природного газа. У компании QazaqGaz нет обязательств ни перед Минэнерго, ни перед правительством, этим вопросом заниматься. Мы просто хотим помочь. Если правительство примет решение, что все автобусы необходимо переводить на газ, то и мы, и частный рынок мобилизуемся, потому что появится спрос. Каждый акимат принимает решение о покупке автобусов на газе или дизеле самостоятельно, мы их мотивируем, но заставить не можем".


Читайте также:


Новости партнеров