Дави на газ! Когда автобусы в Казахстане перестанут коптить

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz

Газ – дешёвое и экологически чистое топливо. Почему же автобусы на него никак не перейдут?

Казахстанцам обещали газифицировать общественный транспорт крупных городов до конца 2022 года. Сегодня очевидно, что утверждённый Кабмином план мероприятий не будет выполнен. 

Реализация плана газификации не выдерживает критики

В 2018 году Кабмин утвердил республиканский План мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на 2019–2022 годы. Согласно плану, к концу 2022 года на городские маршруты должно было выйти 12 тысяч газифицированных автобусов, из них в Алматы – 2 000 единиц, в столице – 1 200, в Шымкенте – 1 600. Для обеспечения новых автобусов топливом должны были построить 100 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).

Фото Informburo.kz

Однако, по данным, приведённым управляющим директором национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Динмухаммедом Кудайбергеном, по факту по казахстанским городам курсирует лишь 1 925 автобусов с газобаллонным оборудованием, в том числе в Талдыкоргане – 50, в Шымкенте – около 500, в Алматы – 648.

"Фактически программа выполнена всего на 18%, проблем по реализации очень много накопилось. И когда подошли сроки завершения проекта, начали предлагать пересмотреть весь план мероприятий, назначить ответственного и сроки его реализации", – сказал Динмухаммед Кудайберген.

Он выделил три основные проблемы в реализации проекта. Во-первых, нехватка компрессорных станций (в первую очередь в двух казахстанских мегаполисах – Шымкенте и Алматы). Во-вторых, ограничения по допуску на рынок частных инвесторов, желающих строить станции и обслуживать их (выдачей техусловий занимается ТОО "КазТрансГаз Аймак" – дочернее предприятие национальной компании QazaqGaz). В-третьих, отсутствие единого оператора реализации плана, который синхронизировал бы все этапы проекта – от приобретения автобусов до строительства АГНКС.

В Шымкенте затянувшиеся проблемы с заправкой автобусов природным газом специалисты называют "катастрофой".

По городу ездит около 700 автобусов, а АГНКС рассчитаны лишь на половину общественного транспорта. При этом газовые станции находятся за чертой города, очереди из желающих заправиться огромные. Водители вынуждены простаивать в очередях по несколько часов, а потом выходить на маршрут.

Фото Informburo.kz

В Алматы не могут определиться с количеством АГНКС, какие участки будут выделены под строительство заправок, будет ли город обеспечен газовым топливом в достаточном количестве, будут ли соответствовать техническим условиям, которые, к тому же, очень сложно выяснить.

Кроме того, считает Динмухаммед Кудайберген, у акиматов городов и областей нет общего понимания значимости проекта. Например, в Караганде до сих пор рассматривают в качестве приоритетного дизельное топливо. В Талдыкоргане построили заправку в рамках этой программы на 250 автобусов, а закупили лишь 50 единиц транспорта. В итоге инвестор компрессорной станции несёт убытки. И таких примеров масса.

В НПП "Атамекен" предлагают создать рабочую группу по пересмотру плана газификации с участием представителей МСБ, разработать предложения для включения плана в стратегию низкоуглеродного развития, обеспечить газом, техусловиями компании, желающие участвовать в проекте, связать госпрограмму с региональными программами перехода на газовые автобусы, вынести предложения на нефтегазовый совет при президенте, установить отраслевые KPI для заинтересованных государственных органов.

Отчего "кашляют" заправки

Как сообщили представители нескольких казахстанских компаний – представителей МСБ, они обращались в "КазТрансГаз Аймак" с официальными запросами в начале 2021 года – просили выдать технические условия к газовым заправкам в Шымкенте, но безрезультатно. Если бы в прошлом году компании предоставили техусловия, то АГНКС была бы уже построена и введена в эксплуатацию, очереди у шымкентских станций исчезли.

"Вначале для захода на рынок нам предложили выкупить франшизу. Для этого нужно было заключить договор с "КазТрансГаз Аймак", – сообщил один из собеседников. – Согласно договору, АО выдавало вывеску со своим названием и техусловия, взамен собиралось забирать 1% с оборота (даже не прибыли) станции. Конечно, мы на такие условия не согласились".

Во время недавнего совещания в НПП "Атамекен" представители "КазТрансГаза" пообещали технические условия предоставить безо всяких франшиз, сообщил представитель второй компании. Потенциальные инвесторы вновь в ожидании возобновления переговоров по участию в проекте. Однако, по данным участников рынка, сейчас готовится новая программа, согласно которой инвесторы должны будут у "КазТрансГаз Аймак" утверждать целесообразность строительства заправок. Это условие бизнесмены считают новой преградой.

Фото Informburo.kz

"Это коррупционные риски и дополнительные препоны, – сказал один из предпринимателей. – Они будут проверять наше финансовое состояние, квалификацию. Но проект будущего объекта повышенной опасности (а к ним, безусловно, относятся и компрессорные станции) и так всегда проходит госэкспертизу. Считаем, что делается всё возможное для того, чтобы на рынке не появлялись новые участники и не было конкуренции".

По данным специалистов, у компании "Авто Газ Алматы", другого дочернего предприятия нацкомпании QazaqGaz, в мегаполисе пять автозаправочных газовых станций для автобусов. При этом они укомплектованы оборудованием от четырёх разных производителей. Такое комплектование станций вызывает большие вопросы, поскольку ведёт в будущем к удорожанию ремонта.

"Было бы оборудование от одного производителя, было бы проще проводить ремонт. А так заправки часто выходят из строя, для них необходимо держать отдельные ремкомплекты от разных производителей", – пояснил один из предпринимателей.

"Для европейского оборудования, которое продвигают "дочки" QazaqGaz, нужно чистое топливо. От казахстанского газа оно "кашляет", – считают специалисты.

Почему автобусы выходят из строя

Генеральный директор ОЮЛ "Союз автотранспортников Казахстана" Сабит Аманбаев озвучил позицию автобусных парков: "Нам важно знать заранее, какому парку и какой транспорт надо закупать. Возьмём газовые автобусы. Во-первых, они дороже обычных. Во-вторых, требуют подготовки квалифицированного персонала по ремонту и обслуживанию, подготовки водителей".

По ситуации в Шымкенте Сабит Аманбаев сообщил:

"Автобусы, закупленные акиматом, простояли два года. Это же беда! Пришли в негодность аккумуляторы, резина… Это огромный ущерб! Удивительно, что акимат покупал, хотя там-то точно знали, что нет ни заправок, ни газа, начались скандалы. Госорганы начали вмешиваться, включая Антикор".

Глава объединения добавил, что автотранспортники не хотят повторения этой же ситуации в Алматы. Сегодня в городе 20 автобусных парков, городские маршруты обслуживают автобусы на разном топливе, около 700 работают на газе. И уже периодически возникают сбои с наличием газа на заправках, оборудование выходит из строя. Автобусы простаивают сутками.

"Кроме того, в Шымкенте автобусы сначала покупал акимат, но теперь обязывают приобретать автопарки. А это кредиты. Если их брать, то автобусы надо сразу выпускать на маршрут, чтобы транспорт работал и можно было гасить кредиты," – напомнил представитель Союза автотранспортников.

На недавнем совещании с участием вице-премьера обнаружилось, что координации действий в рамках плана газификации общественного транспорта нет. Аманбаев высказал предложение – назначить координатором акима города или области. Глава региона может потребовать от комитета земельных отношений выполнения задачи по земельным участкам, от газовиков – потребовать оборудование и выделение объёмов газа, уверен глава "Союза автотранспортников Казахстана".

Фото Informburo.kz

Пока решаются вопросы реализации плана, эксперт предлагает разрешить автопаркам приобретать дизельные автобусы. Каждый из них способен заменить до 50 легковых авто, больше казахстанцев смогут пользоваться услугами общественного транспорта. Когда решатся проблемы с газовыми заправками, перевозчики быстро перейдут на транспорт с экологичным видом топлива, считает Аманбаев.

Акиматы субсидируют дорогой и неэкологичный дизель, а не газ

Председатель правления АО "QazaqGaz" Санжар Жаркешов заявил, что местные акиматы не исполняют постановление, которое должно привести к удешевлению топлива для общественного транспорта. 

В стране на компримированный природный газ (КПГ) перевели менее двух тысяч автобусов, хотя в Казахстане их 100 тысяч. За 10 лет пилотного проекта по внедрению такого топлива в сферу общественного транспорта QazaqGaz смог сэкономить 280 тысяч тонн дизеля и 42 млрд тенге. 

Фото Informburo.kz

"Дизель – ежегодный проблемный вопрос, дорогое и вредное для экологии топливо", – отметил глава АО "QazaqGaz".

Он напомнил про постановление от 29 ноября 2018 года, согласно которому 12 тысяч автобусов должны были перевести на КПГ. 

"Если бы постановление исполнили местные исполнительные органы, мы бы сэкономили 300 млрд тенге. Этого не происходит. Местные исполнительные органы продолжают субсидировать дизельное топливо, которое стоит 230 тенге за литр, а КПГ – 108 тенге", – сказал Санжар Жаркешов.

Кроме того, акиматы продолжают закупать автобусы на дизельном топливе.

"Нам непонятно, почему это постановление не исполняется", – резюмировал Санжар Жаркешов.


Читайте также:


Новости партнеров