Угрожают ли микрокредиты финансовой стабильности

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com

Насколько токсичен кредитный портфель микрофинансовых организаций.

Развитие микрофинансовых организаций (МФО) в Казахстане происходит весьма неплохими темпами. По данным Ассоциации микрофинансовых организаций, на 1 января 2021 года в реестре Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) зарегистрировано 229 действующих МФО. Кредитный портфель МФО на 1 января 2021 года, по данным Нацбанка, составил 418 млрд тенге, и в сравнении с 2020 годом их портфель увеличился на 42,6%.

Если изначально микрофинансовые организации создавались для поддержки малого бизнеса, то сейчас их сфера деятельности расширилась. МФО кредитуют и граждан, причём

микрокредиты в формате "займи деньги до зарплаты" становятся всё более популярным продуктом. 

Правила микрокредитования

Ещё в мае 2021 года президент подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности в Республике Казахстан", направленный на регулирование микрофинансовой деятельности и повышение прозрачности условий предоставления микрокредитов. 

Законом вводится единый обязательный правовой режим урегулирования просроченной задолженности граждан по кредитам, причём эта норма распространяется не только на займы банков, но и микрокредиты микрофинансовых организаций. В рамках нового механизма урегулирования,

банки и МФО обязаны уведомить заёмщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с даты её наступления.

В течение 15 дней после обращения заёмщика к кредитору за реструктуризацией задолженности в случае просрочки погашения займа, кредитные организации предлагают условия реструктуризации в виде:

  • снижения ставки вознаграждения;
  • отсрочки платежа;
  • изменения его очерёдности;
  • увеличения срока займа;
  • уменьшения долговой нагрузки (основной долг, вознаграждение и неустойка);
  • самостоятельной реализации недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки.

Кроме того, банки или МФО при проведении реструктуризации обязаны учитывать такие факторы как социальное положение заёмщика, снижение его доходов, единственность залогового жилья, добросовестное исполнение обязательств по займу.  

Законом закреплено требование к содержанию, оформлению, обязательным условиям договора о предоставлении микрокредита. Так, к договору микрозайма должен прилагаться титульный лист, который содержит дату заключения договора, наименование организации и ФИО заёмщика/созаёмщика, сумму микрокредита, сроки погашения, размер ставки вознаграждения, значение вознаграждения, способ и метод погашения, порядок начисления и размер неустойки (штрафа, пени).

Первая страница договора должна содержать информацию о полной стоимости микрокредита: сумму переплаты, размер ставки вознаграждения и годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ).

Ставка вознаграждения превышает 2000% годовых

Однако назвать этот сектор беспроблемным нельзя. Недавно парламентская фракция партии "Ак жол" выступила с депутатским запросом о проблемах в сфере микрокредитования. По информации фракции, при оформлении микрокредитов размером до 145 тысяч тенге, долг при несвоевременной оплате вырастает в два раза. При этом на обращение в микрофинансовую организацию о пролонгации долга или реструктуризации нет положительного решения. В основном речь идёт о социально уязвимой части населения, которые вынуждены брать кредиты на проживание, жильё или лечение. Годовая эффективная ставка вознаграждения (ГЭСВ) по таким микрокредитам доходит до 2333%.  

Фракция отмечает, что установленное законодательством обязательное требование не превышать эффективной ставки вознаграждения в пределах 56% не затрагивает микрокредиты, которые выдаются на срок до 45 дней, на сумму не более 50 МРП (145 800 тенге). 

"Вознаграждение по таким микрокредитам установлено подзаконным актом Национального банка. Постановлением правления Нацбанка №209 от 26 ноября 2019 года "Об установлении предельного значения вознаграждения по договору о предоставлении микрокредита" ставки по займам до 50 МРП устанавливаются в размере 30% от суммы выданного микрокредита. Если ввести данные значения в калькулятор АРВ по расчёту ГЭСВ, то при сумме займа в 100 тысяч тенге и возврате его через месяц в размере 130 тысяч тенге ставка вознаграждения составляет 2333,95%.

Получается, сам регулятор в лице Нацбанка способствовал начислению грабительских процентов по таким займам, погружая заёмщиков в долговую яму, из которой им просто не выбраться", – отмечают депутаты фракции.

По данным Первого кредитного бюро, портфель микрокредитов, выданных на сумму до 50 МРП и до 45 дней, составлял на начало 2020 года 61,5 млрд тенге, а на начало 2021 года – 71,9 млрд тенге. 

Выше проценты – выше риски

Финансовый риск-менеджер Берик Бейсенбеков отмечает, что сегодня МФО имеет менее жёсткие регуляторные требования, чем банки второго уровня, и, соответственно, могут позволить себе более высокий риск в выборе заёмщиков. Однако "это не значит, что МФО не проводят анализ платёжеспособности заёмщиков – это лишь отражает их более высокий риск-аппетит".

"МФО в основном сосредоточены на розничных заёмщиках и микробизнесе. Учитывая текущие ставки по микрокредитам, в нынешних условиях это может быть рационально, – пояснил эксперт. – Доход от заёмщиков, которые исправно платят по кредитам, могут перекрывать убытки тех, кто не отвечает по своим обязательствам.

Как только заёмщики перестают платить по кредитам, МФО начинают процедуру soft-collection и hard-collection. Это два основных метода взыскания задолженности. Первый вариант подразумевает дистанционные досудебные процедуры взыскания долгов или так называемое конвейерное взыскание. Если первый метод не даёт желаемых результатов за определённый период времени (обычно несколько месяцев), начинается процедура hard collection, которая подразумевает встречи с заёмщиками и поиск источников погашения. Например, кредиторы могут звонить членам семьи или руководству организации, где работает неплательщик. Это не очень приятная процедура, и вряд ли большинство людей захотят намеренно столкнуться с ней", – говорит он.

Эксперт уверен, что даже менее жёсткие, чем в банках, требования к платёжеспособности заёмщиков, не означают, что в МФО берут кредиты преимущественно те люди, которые заведомо не собираются возвращать займы. 


Читайте также:


"Среди них есть достаточно большая доля платёжеспособных заёмщиков, – уточнил риск-менеджер. – Так, согласно последним доступным данным на сайте Нацбанка, по состоянию на 01.07.2021 года, количество относительно хороших заёмщиков или чей процент провизий (резервов) от валовой балансовой стоимости займа не превышает 20%, составляет 504 млрд тенге, или 91% от совокупного портфеля МФО. Однако стоит учесть, что есть заёмщики, задолженность которых была списана с баланса и передана коллекторским агентствам.

В целом ситуация на данный момент не выглядит критической. Но есть опасения, что

столь резкий рост кредитования домохозяйств в среднесрочной перспективе может привести к реализации системных рисков финансового сектора", – отметил эксперт.

По мнению Бейсенбекова, финансовый регулятор делает правильные шаги, пытаясь ужесточить регулирование всего розничного кредитования, особенно сегмента потребительского кредитования. Это касается не только МФО, но также банков второго уровня.

"Аналогичная работа проводится в Российской Федерации. Мы немного опережаем коллег из России, так как у Агентства по регулированию и развитию финансового рынка есть мотивированное суждение и все инструменты для контроля над ростом задолженности домохозяйств. По моему мнению, АРРФР следует не только увеличить коэффициенты для взвешивания по риску розничных займов, но также ужесточить требования к расчёту коэффициента долговой нагрузки, отслеживать рост потребительского кредитования в разрезе банков и принимать своевременные меры по ограничению роста уровня закредитованности – иными словами, регулятору необходимо ограничивать рост портфеля банка, принимая во внимание уровень принятых рисков. Иногда это могут быть даже директивные запреты на резкий рост определённого сегмента кредитов", – считает эксперт.

Кроме того, подчеркнул он, необходимо повышать финансовую грамотность населения. В качестве одной из мер могло бы стать ограничение на выдачу крупных займов людям, не имеющим кредитной истории. То есть нужно научить заёмщиков платить вовремя по обязательствам, прежде чем давать большие суммы в долг.


Читайте также:


 

Новости партнеров